Выставка русско-узбекского авангарда вернулась домой в "пустыню"! Сейчас её можно увидеть в музее искусств имени Игоря Савицкого в городе Нукус.
Итальянцы могли посмотреть две части выставки в разных городах: "Форма и символ" выставлялась в Венеции, а "Свет и цвет" - во Дворце Питти во Флоренции в 2024 году.
Сейчас две части соединились на своей малой родине, и итальянцам приходится лететь в Нукус, чтобы увидеть творения, заботливо собранные Игорем Савицким.
Кураторами выставки являются Сильвия Бурини - профессор истории русского искусства Университета Ка’ Фоскари и директор Центра изучения русского искусства (CSAR) и Джузеппе Барбьери, тоже директор (CSAR).
Сильвия Бурини даже ввела новый термин для описания направления искусства художников Нукуса: термин «туркестанский авангард» она предлагает заменить на Avanguardia Orientalis. (источник)
Аннотация выставки:
На выставке представлено более 150 произведений, охватывающих период с конца ХІХ века по 1945 год, включая живопись, графику, а также текстильные изделия. Работы предоставлены Государственным музеем искусств Узбекистана и Государственным музеем искусств Каракалпакстана имени И.В. Савицкого, обладающие двумя крупнейшими коллекциями искусства ХХ века в Узбекистане.
Установление взаимосвязи между ними позволяет нам впервые очертить генезис и развитие феномена Avanguardia Orientalis. В 1920-х годах это оригинальное художественное явление объединило в себе разнообразные художественные концепции, русские, восточные и западные традиции: классическое и современное искусство; и явило нам зачарованный мир, одновременно реальный и воображаемый.
Экспозиция показывает творчество плеяды художников, сыгравших определяющую роль в искусстве Центральной Азии первой половины ХХ века. Их история это история плодотворного и инклюзивного межкультурного диалога, замечательный результат которого сегодня можно увидеть в уникальной коллекции в Нукусе, кропотливо и с энтузиазмом собранной дальновидным коллекционером Игорем Савицким.
Атмосферу выставки можно ощутить уже на входе, когда пространство вокруг двери разукрашивается яркими красками востока при помощи проектора:
В зале царит полумрак. Стены зала - белые, но на них нарисованы огромные геометрические фигуры темных цветов. Так создается контраст между самими произведениями с их прямоугольной формой и фигурами, которые создают фон и оттеняют работы художников.
Подсветка выбрана индивидуальная - световое пятно падает на каждую картину, от чего создается ощущение камерности.
Обстановка в залах уютная, душевная. Особенно приятно, что, благодаря расположению музея в далекой узбекской глубинке, в нем очень мало народа, поэтому произведениями искусства можно насладиться в тишине и полном одиночестве.
Первая часть выставки "Свет и цвет":
Прямо с порога выставка обдает зрителя жаром ярких красок горячей южной страны, как на картине "Караван" кисти Александра Волкова:
Картина смотрится, как пэчворк, сложенный из ярких контрастных полосок или даже мозаика из цветных камней. Желтые верблюды создают фон и разноцветным халатам их владельцев, и колоритной природе южной республики.
Картины разных художников висят вперемежку. Это не очень хорошо, потому что художники в большинстве своем незнакомые, различить их сложно, если не знаешь их персонального стиля, поэтому мне пришлось пройтись по выставке пару раз, прежде, чем я начала различать авторов.
Художников много, о каждом хочется что-то рассказать и показать их картины, поэтому я написала о них в отдельных статьях:
Александр Николаев (Усто Мумин) (1897-1957)
Некоторые картины подобраны "в тон" друг другу:
Работа Урала Тансыкбаева "Дорога" и Николая Карамана "Цветущие сады в предгорье" удивительно гармонично смотрятся рядом:
Или работа Урала Тансыкбаева "Река" и Алексей Рыбников "Северное сияние"
Работа Алексея Юсупова "Восточное кафе" совмещает в себе принципы русской иконописи и восточного колорита.
Взгляд на восток
В рамках Avanguardia Orientalis разные художники проявляют свой интерес не только к определенному репертуара сюжетов, но и к более обширным темам, затрагивающим как фон, так и границы пространства: это взгляд на Восток, который становится очаровательным образом, смотрящим на красоту извне. Это элементы суфийского мистицизма, который привел Александра Николаева к обращению в ислам, принявшего имя «Верующий мастер» (Усто Мумин);
или же «живописная» космологическая ткань, от которой Рувим Мазель «совершенно теряет голову», пытаясь синтезировать в своих небольших акварелях тот вечный музыкальный ритм, который для него особенно проявляется в тысячелетней структуре ковров.
Это ослепительные персонажи и сценарии, запечатленные Уфимцевым, или сказочный тон, воплощенный в символически насыщенных образах Оганеса Татевосяна.
Раздел выставки "Диалог предшествует языкам"
Странное название, даже и не поймешь сразу, о каком диалоге идет речь. Видимо, здесь под диалогом подразумеваются изображения, которые намного легче понять, чем слова.
В этом разделе выставки работы Кандинского и Машкова в корреляции с работами Тансыкбаева, Карахана и Татевосяна, а также присутствие текстильных артефактов заставляют нас осознать, что феномен рецепции всегда, прежде всего, является диалогом и культурной встречей. Когда этот диалог представляет, как в данном случае, элементы подлинной новизны, то он порождает новый, синкретический художественный язык большой оригинальности.
Это описание висит на стене, то есть предполагается, что посетители должны это читать и понимать. Для меня открытием было слово "рецепция", пришлось найти в словаре:
Рецепция (книжн.) — заимствование чужих исторических, социологических или культурных форм
Все-таки я думаю, что для таких выставок нужно писать более понятным языком, тогда больше народа захочет познакомиться с текстом! А иначе наткнутся глазами на незнакомое слово, и скажут - да ну его !
Ну а слово "синкретический" уж вообще для очень тонкого слоя населения - тех, кто изучал философию:
Синкретический: (философ.)состоящий из разнородных элементов, но являющийся целостным.
Многие художники, переехавшие в Центральную Азию, имели прошлое, полное трудностей и лишений: Туркестан представлял собой своего рода безопасное убежище, где они все еще могли наслаждаться значительной художественной свободой, по крайней мере, до середины 1930-х годов. Это было место, где можно было скрыть свою близость к идеям авангарда или искусству Матисса через ссылки на местные ремесла, а также украшения и цвета тканей икат или орнамент ковров.
Вместе с работами художников на выставке представлены образцы народных ремесел: традиционные сюзане - вышитые вручную настенные ковры-панно:
Узоры сюзане были индивидуальным выбором вышивальщицы, так что их тоже можно считать особым видом искусства:
Проживая в Центральной Азии, эти художники сумели объединить формальные учения авангарда, чтобы создать картины и эскизы, которые описывали повседневную жизнь отдаленных азиатских регионов огромной страны- Советского Союза.
Но созданные ими работы не просто адаптируют словарь русского авангарда и радикальные новшества французского искусства. Скорее, они размышляют над такими общечеловеческими темами, как течение жизни, труд и само существование нашей планеты; они хроматически яркие и бесконечно играют со светом и тенью.
Творческие объединения художников:
В Центральной Азии в третьем десятилетии Хх века такие художники, как Волков, Татевосян, Мазель, Усто Мумин, Уфимцев, Кашина, Курзин и Коровай создали ряд художественных школ «на местах». На протяжении 1920-х годов большая группа молодых художников с различным культурным бэкграундом принимала участие в определении национальной формы искусства. Общим для них было не происхождение, стиль или темы, а скорее их отношение: многоязычие, ориентированное на культурную и социальную трансформацию посредством «активного» участия.
Это привело к формированию творческих групп, таких как АРИЗО (Ассоциация деятелей изобразительного искусства), которая ставила своей целью объединение всех художников Узбекистана и содействие связи искусства с народом.
Более ста членов вели пропагандистскую деятельность, обсуждали проблемы развития национального вида искусства, работали над благоустройством и убранством городских улиц и общественных пространств. Другие группы, такие как <<Мастера нового Востока», объединявшие лучшие таланты региона, и «Бригада Волкова» работали над развитием новых видов изобразительного искусства и внедрением искусства в повседневную жизнь.
В Центральной Азии художники ежедневно сталкивались с орнаментами древней архитектуры, яркими цветами базаров и чайхан, традиционной одеждой и коврами. Их подход не был исключительно этнографическим; напротив, они полностью впитывали богатство этой традиции и наполняли им свои произведения. Несмотря на разнообразие географического происхождения, их объединяло общее стремление использовать искусство как средство преобразования древних реалий и обществ.
Этот тренд прекрасно иллюстрируется «Ударной школой искусств Востока», созданной Рувимом Мазелем в 1922 году в Ашхабаде. Это учреждение, обладавшее современным духом для школы «искусств и ремесел», стремилось объединить традиционные техники с современными художественными чувствами.
Рувим (Илья Мазель) Из альбома "Степь говорит"
Подобным образом в Самарканде в 1930 году возникла «Изофабрика» Оганеса Татевосяна, где художники, будучи одновременно рабочими с фиксированной зарплатой и восьмичасовым рабочим днем, создавали не только станковую и монументальную живопись, но и лубки, открытки, эскизы для украшений головных уборов, текстиль и другие примеры прикладного искусства.
«Изофабрика» Татевосяна в Самарканде (1930-1932), созданная по инициативе АРИЗО, была основана на принципе равенства и относилась к художникам как к полноправным работникам. Группа занималась разными видами художественного творчества: от станковой живописи до фресок, народных гравюр и открыток.
Другая работа Ованеса Татевосяна "Малярия" Безо всяких пояснений можно понять, какие страдания причиняет эта изнуряющая болезнь, да еще и в таком жарком климате.
Интересная работа Ованеса Татевосяна "Писец талисманов"
Казалось бы, тема картины - исламская, мужчина в мусульманской одежде на фоне мечети. Но если присмотреться, то сбоку мы видим изображения ... эротического толка! Сначала мы видим целующуюся пару, потом женщину с ребенком, и потом - женщину с животом (немного неправильный порядок действий).
Эти изображения как-то не вяжутся с исламом и его запретом публичное изображение плотских утех. Но мой гид сказала, что именно эти части жизни человека требуют защиты при помощи амулетов - чтобы удалось зачать ребенка, выносить и родить. Кроме того, все самые важные для людей животные тоже носят амулет.
Кашина и Коровай также работали там, рисуя эскизы для украшения тюбетеек, текстиля и других видов прикладного искусства.
Акценты, темы, мотивы и решения некоторых циклов позволяют говорить о своеобразном «живописном мурализме». Такие работы Карахана, как «Строительство дороги» или «Прокладка водопровода», «Женщины с кетменями» или «Выход на работу», работы Коровай, изображающие людей за работой в Бухаре, и, прежде всего, «хлопковый» триптих Волкова, относящиеся к началу 1930-х годов, показывают, что героический и социальный реализм, «на обломках формализма», оказал глубокое влияние на искусство советских республик, в том числе и Узбекистана.
Вторая часть выставки "Форма и символ"
Здесь собраны работы мастеров символизма и абстрактной живописи.
Термин «форма» указывает на влияние русского авангарда на живопись Туркестана, задокументированное в работах, отправленных из Москвы в Ташкент еще в 1921 году. Кандинский, Лентулов, Машков, Попова, Родченко и Розанова являются лишь некоторыми из главных действующих лиц сценария, который давно признан одной из вех мирового искусства ХХ века.
Этот художественный язык возник из плодотворного взаимодействия с новейшими течениями европейской живописи (сезаннизм, кубизм, фовизм, примитивизм, футуризм ит. д.). Эти «формы» были отфильтрованы и переработаны художниками, которые росли в контакте с исламской и доисламской художественной традицией, отмеченной существенной орнаментальностью в архитектуре, текстильном производстве, прикладном искусстве, декоре и дизайне интерьера.
Художники Avanguardia Orientalis, однако, разработали оригинальный изобразительный язык, который не только взаимодействовал с местной культурой как с источником вдохновения, но и будучи «зараженным» ею, устанавливал прочную связь с текстильными артефактами, архитектурой и прикладным искусством. Обнаруживая неожиданные созвучия с современным искусством, работы этих мастеров также передают глубоко символическое образное наследие, связанное с древними культами и тысячелетними практиками, добавляя понятие "символ" к понятию "форма" .
В этом и заключается суть концепции выставки, основанный на взаимной и равноправной вязи различных живописных традиций и прикладных искусств.
В экспозиции эта связь символов подчеркивается посредством цветных геометрических фигур на стенах.
Александр Сардан . Абстрактные зарисовки,
Работы художников абстракционистов.
На некоторых стенах работы развешены тем же способом, каким Игорь Савицкий развешивал из в первом музее - в несколько рядов на всю стену:
Целая стена посвящена портретам и автопортретам самих художников:
Очень символичный автопортрет Алексея Подковырова "Вечер в горах" - напоминает сеятеля разумного, доброго, вечного.
У самого выхода висит очень смелый портрет Никритина С.Р. "Портрет девушки в красном" выполненный на красном фоне:
Выставка доставляет настоящее эстетическое удовольствие. Картины заставляют улыбаться, грустить, думать, разгадывать смысл.
Я с удовольствием провела в этом зале два часа!
Выставка замечательная, всем рекомендуется ездить и посмотреть на неё!
А какие картины вам приглянулись?
Ставьте лайки, если вам понравился рассказ!
.