Найти в Дзене
Сама себе турагент

Михаил Курзин - рисовал карикатуры на капитализм, но все равно был репрессирован

Оглавление

Михаил Курзин родился в Барнауле, учился в Казани и в Москве в классе Коровина. Во время первой мировой был мобилизован, вернулся в 1918 и принялся за строительство нового строя в группе единомышленников, где и встретил свою первую жену, художницу Елену Коровай.

Он сотрудничал с Маяковским над проектом "Окна РОСТА", создавая социальные политические плакаты. Этот опыт повлиял на его творчество, которое отличалось схематичными контурами и яркими цветами.

В своих произведениях он использовал гротескный, карикатурный язык, вызывающий ассоциации с немецкими экспрессионистами, он был подвержен влиянию неопримитивизма, а также кубизма, футуризма и супрематизма.

В 1924 году он переехал в Ташкент с женой, Еленой Коровай, где активно участвовала в художественной жизни: Михаил работал в театре как художник, сорудничал с газетами и преподавал. Работы этого периода отличались сатирическим политическим юмором.

В 1936 году он был арестован, обвинен в "контрреволюционной деятельности", получил 5 лет лагерей, затем сослан в Бухару. В 1948 году арестован повторно. Вернулся в Ташкент в 1956 году, был реабилитирован посмертно только в 1961 году.

"Красная чайхана"

Мы видим чайхану красного цвета, и наверняка считаем, что название обусловлено её окраской. Но обратим внимание на признаки эпохи - портрет Ленина под потолком, громкоговоритель - радио. Красная чайхана здесь обозначает еще и революционную чайхану, в которой люди собираются не только выпить чаю, но и послушать агитацию новой власти.

У Кузина есть еще одна картина под названием "Красная чайхана"

-2

Вот что я нашла в интернете про эту картину: (источник)

В «Красной чайхане» (вероятно, созданной путем повторного использования ранее существовавшей агитационной панели) сатира приобретает более тонкие тона, позволяя нам увидеть гнетущую тень сталинизма, которая стоила Курзину пяти лет тюрьмы за антисоветскую агитацию. На картине схематично изображен интерьер типичной узбекской чайханы: на красочных коврах мужчины в чапанах и тюрбанах увлеченно играют в настольные игры. Господствуют апатия и сонное молчание, древний мир, сопротивляющийся натиску государственного планирования, вызванный присутствием серпа и молота и портрета Ленина, элементов, которые создают резкий контраст между желанием построить индустриальное будущее и неизменной реальностью прошлого, которое продолжает оказывать свое очарование.

То есть по мнению этого критика автор картины изобразил толпу тунеядцев, которые не желают работать, поэтому сидят в чайхане, обсуждают антисоветские темы. Все это рассмотрели в картине власти, поэтому художника репрессировали. Логика, однако.

В других источниках эту работу Кузина также называют иронично, но лично я не могу рассмотреть никакой иронии. Просто люди собрались в чайхане, где висит портрет Ленина в соответствии с традицией того времени. Они проводят время за чаем, беседой, шахматами, музыкой.

В чайхане висят две лампы - одна керосиновая, другая - электрическая, как символ нового и старого времени.

"Капитал"

-3

Еш ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй!

На картине изображены типичные буржуи, какими они были в представлении пролетариата в то время - жирные, женщина обвешана золотом, рот открыт в "зверином" оскале. Не будем забывать, что картина написана в эпоху НЭПа, когда снова возникли "новые буржуи", которые начали снова эксплуатировать пролетариат и крестьянство.

На заднем плане видны источники благосостояния этой пары буржуев - тяжелый труд пролетариев.

Надеюсь, здесь никто не усомнится в том, что автор произведения смеётся над "новыми буржуинами" .

Описание из того же источника:

В первой, завуалированной аллегории НЭПа, сохранившейся лишь частично, имеются карикатуры на капиталистическую пару, вероятно, евреев, одетых в дорогие вечерние костюмы; Их изуродованные лица выдают их моральную извращенность, напоминая немецкую «новую вещественность». В гнетущей сцене доминирует адская масса рабочих, изображенных в унизительных условиях, в иллюстрации, которая отказывается от точки схода. Капитал представляет собой торжество плоти и превращенных в товар тел, сведенных к простой рабочей силе; Человечность отражается в извращениях ее хозяев, делая угнетение ощутимым.

Никакого протеста против новой власти в этом нет, не находите?

А вот следующая картина, действительно, иронична:

"Старое и новое"

-4

Изображен советский Узбекистан, об этом говорит звезда на бывшей мечети. Две семьи куда-то идут. Первый мужчина - в пиджаке, одежде, не свойственной узбекам, за ним - женщина, видимо, жена с ребенком. На женщине красивое, модное платье, выше колена и с открытыми плечами. Лицо женщины открыто, волосы распущены. Это представители нового Узбекистана. Не будем забывать, что дело происходит в стране исламской, где женские одеяния много значат.

За ним идет мужчина в Болле традиционной одежде, а за ним - две женщины в паранжах и чавчанах - черных сетках на лицах и с поклажей на головах. Кто эти женщины, мы можем только гадать, возможно, две жены?

В 30-годах 20 века в Узбекистане активно велась борьба за то, чтобы восточные женщины сбросили паранжу, поэтому какое-то время на улицах можно было видеть женщин и в открытых, и в закрытых одеяниях.

"Женщина с ребенком" - лаконичная работа на ту же тему.

-5

Михаил Кузин был мастером графики. Эти его работы наполнены мягким юмором и симпатией к героям.

"Кумганщик" и "Лепешечники"

-6

Кумган - это кувшин для умывания.

Еще одна картина на тему чайханы: "В чайхане"

-7

И еще одна чайхана, видимо, Курзин очень любил это место!

-8

На обед картинах другой ракурс - обе чайханы изображены снаружи. Мы видим открытые ставни окон, людей внутри, в том числе чайханщиков, которые готовят чай и хлеб для клиентов.

Понравился ли вам этот художник?