Санскритское слово "йога" охватывает обширный спектр физических и ментальных практик, предназначенных для обретения духовного прозрения и преодоления ограничений телесного существования. Упоминания о йоге встречаются уже в текстах VIII века до нашей эры — в философских трактатах индуизма, известных как Упанишады. Также раздел, посвящённый йоге, есть в великом эпосе "Бхагавад-гита". Однако первое структурированное и систематическое изложение этой философии содержится в "Йога-сутрах".
Долгое время авторство "Йога-сутр" приписывалось философу Патанджали, жившему во II веке нашей эры. Сегодня же большинство исследователей считает, что текст был создан между II и IV веками н.э., и, скорее всего, имеет коллективное происхождение, объединяя более древние традиции и техники. "Йога-сутры" представляют собой собрание практических методов, направленных на достижение внутреннего покоя, концентрации и ясности ума — состояний, необходимых для более глубокого понимания себя и духовного освобождения.
В йоге физические позы и дыхательные практики служат инструментом для успокоения тела и ума. При более глубоком освоении эти методы способны привести к расширению сознания и достижению высших состояний осознанности. Хотя изначально йога была частью аскетического пути и предназначалась для духовных искателей, со временем её практики стали доступны каждому, независимо от образа жизни.
Важно понимать, что упражнения и дыхательные техники не являются самоцелью — их задача заключается в том, чтобы направить ум в одно русло, сделать его сосредоточенным и устойчивым. Настоящее умиротворение возможно лишь тогда, когда человек обретает контроль над своими чувствами. И только в этом внутренне собранном состоянии возникает настоящая свобода и проницательность.
Согласно Йога-сутрам, практика йоги помогает человеку освободиться от умственных страданий — таких как невежество, эгоцентризм и крайние эмоциональные состояния. Она также предлагает путь к освобождению от так называемых "трёх ядов" — жадности, гнева и заблуждений, что сближает йогу с буддийским учением.
Сутры описывают путь йоги как восемь последовательных ступеней. Первые две из них являются подготовительными и задают необходимые условия для дальнейшей практики. Первая ступень — этические ограничения, в основе которых лежит принцип ахимсы — отказ от насилия и причинения вреда живому. Вторая — личные дисциплины, такие как изучение философских текстов, саморефлексия и сосредоточение на божественном, которые направлены на духовное вдохновение и внутреннюю настройку.
Следующие три ступени практики йоги направлены на обуздание тела и чувств. Сначала выполняются асаны — физические позы, которые помогают контролировать тело. Затем практикуется дыхательная регуляция (пранаяма), а после — отстранение внимания от чувственных восприятий. Последние три этапа касаются ума: сосредоточение на одном объекте, медитация и достижение состояния глубокой внутренней погружённости. Эти этапы формируют последовательный путь, который ведёт от повседневного восприятия себя и мира — со всеми его страданиями и иллюзиями — к более высокому состоянию сознания.
В наши дни йога в основном воспринимается как полезный для здоровья комплекс упражнений, способствующий также внутреннему равновесию. Однако важно помнить, что в индуистской традиции "йога" — это гораздо больше, чем физические практики. Это система, охватывающая нравственные установки, медитацию, стремление к знанию и преданность.
Йога не требует веры во внешнее божество — это естественный путь освобождения от уз материального опыта и пробуждения истинного "я", осознающего свою тождественность с Абсолютом. Однако такой подход становится понятным лишь в свете философской системы, лежащей в основе йоги — санкхьи.
Санкхья — одна из древнейших школ индийской философии — утверждает абсолютный дуализм пракрити (материи) и пуруши (чистого сознания). В отличие от других учений, противопоставляющих тело и разум, санкхья рассматривает ум как более тонкую форму материи. Таким образом, человек, по этой системе, состоит из трёх составляющих: физического тела, эмпирического "я" (со всем его ментальным и чувственным опытом) и подлинного, вечного "я", которое отождествляется с пурушей — внепространственным и вневременным сознанием.
В философии санкхья задача человека — не поклонение богам, а освобождение себя от оков материального, чтобы вновь ощутить свою духовную сущность. И главным инструментом на этом пути выступает йога.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: