В сентябре 2024 года в столице Поволжья вновь заработал фуникулер, который соединяет Кремль с площадью Народного Единства и улицей Рождественской. Он был закрыт 100 лет, а теперь катает всех желающих) Я прокатилась в "чудо-кабинке" и делюсь впечатлениями)
Немного истории
В 1896 году в России заработал первый фуникулер. Или, как его тогда называли, элеватор. А появился он именно в Нижнем Новгороде!
Строительство приурочили к готовящейся Всероссийской промышленной и художественной выставке. Экспонатов на ней представили много: один первый российский серийный автомобиль чего стоит. Всем нужно было удобно передвигаться: гости хотели посетить Кремль и центр города, а горожане - выставку. Чтобы решить транспортную проблему, в Нижнем запустили первый в России электрический трамвай.
Правда из-за рельефа (в городе очень крутые подъемы) трамвайную линию не стали строить до верхней части, а возвели две отдельные по верхним и нижним улицам и соединили их фуникулерами.
Длина рельсового пути элеватора составила 133 метра, вагонов было два. В каждый помещалось по 24 пассажира, причём имелись как "сидячие", так и "стоячие" места. Вагоны двигались со скоростью 1,5 метра в секунду, поэтому за две минуты можно было добраться с одной станции на другую.
Фуникулер проработал до 20-х годов прошлого века. А потом новые городские трамваи стали намного легче взбираться на нижегородские высоты, поэтому в кабинках отпала необходимость.
Как добраться и сколько стоит
У фуникулера две станции - верхняя и нижняя. Верхняя расположена на территории Кремля, а нижняя - по адресу улица Рождественская, дом 2а. Если не хочется идти по навигатору, то ориентиром нижней станции будет памятник Минину и Пожарскому на площади Народного Единства. Он, кстати, такой же, как в Москве на Красной площади. Почему так получилось, я рассказывала здесь.
Так вот, пройдите чуть влево от памятника и приглядитесь: вам покажется домик-избушка под стенами Кремля. Это и будет вход на нижнюю станцию.
Заходим и видим терминал, через который можно купить билет. Стоимость составляет 350 рублей в одну сторону. На сайте билеты тоже продаются.
Прокатиться можно самим или взять экскурсию за 700 рублей. Она длится 45 минут и проходит в группе от 5 до 20 человек. Здесь расскажут, где и когда появились первые фуникулеры, почему его проложили именно в Нижегородский Кремль и много другой полезной информации. Мы "справились своими силами", об этом и поведаю)
Катание и впечатления
После покупки билета готовимся к катанию. Кабинка одна, поэтому некоторое время нужно подождать. Есть окно, в котором можно проследить за прибытием фуникулера. А вот и он)
Проходим через турникеты, заходим в кабинку и располагаемся у окна.
Едет фуникулер не спеша, за это время можно полюбоваться видом.
Во время поездки рассказывают об истории "чудо-техники". Так что даже если вы ничего о нем не знали, то общее представление все равно получите)
Подъем до Кремля прошёл достаточно быстро, поэтому ты толком и не успеваешь понять, что уже на месте. Прокатиться было интересно. И все) Никаких особенных эмоций у меня сие действо не вызвало. Это абсолютно туристический аттракцион, о чем говорят по громкой связи.
На выходе из кабинки на верхней станции можно купить воду, кофе и расположиться за столом.
А вход на верхнюю станцию на территории Кремля выглядит так.
На подобном фуникулере я каталась в Зальцбурге - он довозит до крепости Хоэнзальцбург. И, честно говоря, там мне понравилось больше) Вид открывается на весь австрийский город, а не на кусочек Волги, как в Нижнем.
Посоветую ли нижегородский фуникулер? Скажу так: если на подобном никогда не катались, то посетить стоит) Если же такой аттракцион вам не в новинку, то чего-то эдакого не ждите)
По поводу уместности восстановления я так и не смогла ответить на вопрос, а нужно ли было все это затевать.
С одной стороны, я всегда руками и ногами "за", когда мы получаем овеществленный кусок истории. А здесь первый фуникулер в России! Но с другой - может стоило пустить эти деньги на обновление автобусов, которые ну не в самом хорошем состоянии в городе. Или один раз положить нормальную плитку на Большой Покровской, чтобы не перескакивать через шатающиеся квадратики. Вопрос риторический, потому что фуникулер уже работает) Не разбирать же его теперь)