Найти в Дзене

Фуникулер в Нижегородском Кремле: а стоило ли восстанавливать

Оглавление

В сентябре 2024 года в столице Поволжья вновь заработал фуникулер, который соединяет Кремль с площадью Народного Единства и улицей Рождественской. Он был закрыт 100 лет, а теперь катает всех желающих) Я прокатилась в "чудо-кабинке" и делюсь впечатлениями)

Немного истории

В 1896 году в России заработал первый фуникулер. Или, как его тогда называли, элеватор. А появился он именно в Нижнем Новгороде!

Строительство приурочили к готовящейся Всероссийской промышленной и художественной выставке. Экспонатов на ней представили много: один первый российский серийный автомобиль чего стоит. Всем нужно было удобно передвигаться: гости хотели посетить Кремль и центр города, а горожане - выставку. Чтобы решить транспортную проблему, в Нижнем запустили первый в России электрический трамвай.

Памятник трамваю на улице Большая Покровская, Нижний Новгород
Памятник трамваю на улице Большая Покровская, Нижний Новгород

Правда из-за рельефа (в городе очень крутые подъемы) трамвайную линию не стали строить до верхней части, а возвели две отдельные по верхним и нижним улицам и соединили их фуникулерами.

Длина рельсового пути элеватора составила 133 метра, вагонов было два. В каждый помещалось по 24 пассажира, причём имелись как "сидячие", так и "стоячие" места. Вагоны двигались со скоростью 1,5 метра в секунду, поэтому за две минуты можно было добраться с одной станции на другую.

Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород
Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород

Фуникулер проработал до 20-х годов прошлого века. А потом новые городские трамваи стали намного легче взбираться на нижегородские высоты, поэтому в кабинках отпала необходимость.

Как добраться и сколько стоит

У фуникулера две станции - верхняя и нижняя. Верхняя расположена на территории Кремля, а нижняя - по адресу улица Рождественская, дом 2а. Если не хочется идти по навигатору, то ориентиром нижней станции будет памятник Минину и Пожарскому на площади Народного Единства. Он, кстати, такой же, как в Москве на Красной площади. Почему так получилось, я рассказывала здесь.

Так вот, пройдите чуть влево от памятника и приглядитесь: вам покажется домик-избушка под стенами Кремля. Это и будет вход на нижнюю станцию.

Вход на нижнюю станцию Кремлёвского фуникулера, Нижний Новгород
Вход на нижнюю станцию Кремлёвского фуникулера, Нижний Новгород

Заходим и видим терминал, через который можно купить билет. Стоимость составляет 350 рублей в одну сторону. На сайте билеты тоже продаются.

Терминал для покупки билетов. Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород
Терминал для покупки билетов. Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород

Прокатиться можно самим или взять экскурсию за 700 рублей. Она длится 45 минут и проходит в группе от 5 до 20 человек. Здесь расскажут, где и когда появились первые фуникулеры, почему его проложили именно в Нижегородский Кремль и много другой полезной информации. Мы "справились своими силами", об этом и поведаю)

Катание и впечатления

После покупки билета готовимся к катанию. Кабинка одна, поэтому некоторое время нужно подождать. Есть окно, в котором можно проследить за прибытием фуникулера. А вот и он)

Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород
Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород

Проходим через турникеты, заходим в кабинку и располагаемся у окна.

Турникеты. Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород
Турникеты. Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород

Едет фуникулер не спеша, за это время можно полюбоваться видом.

Вид из кабинки кремлевского фуникулера, Нижний Новгород
Вид из кабинки кремлевского фуникулера, Нижний Новгород

Во время поездки рассказывают об истории "чудо-техники". Так что даже если вы ничего о нем не знали, то общее представление все равно получите)

Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород
Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород

Подъем до Кремля прошёл достаточно быстро, поэтому ты толком и не успеваешь понять, что уже на месте. Прокатиться было интересно. И все) Никаких особенных эмоций у меня сие действо не вызвало. Это абсолютно туристический аттракцион, о чем говорят по громкой связи.

Вид из кабинки кремлевского фуникулера, Нижний Новгород
Вид из кабинки кремлевского фуникулера, Нижний Новгород

На выходе из кабинки на верхней станции можно купить воду, кофе и расположиться за столом.

Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород
Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород

А вход на верхнюю станцию на территории Кремля выглядит так.

Верхняя станция фуникулера на территории Кремля, Нижний Новгород
Верхняя станция фуникулера на территории Кремля, Нижний Новгород

Верхняя станция фуникулера на территории Кремля, Нижний Новгород
Верхняя станция фуникулера на территории Кремля, Нижний Новгород

На подобном фуникулере я каталась в Зальцбурге - он довозит до крепости Хоэнзальцбург. И, честно говоря, там мне понравилось больше) Вид открывается на весь австрийский город, а не на кусочек Волги, как в Нижнем.

Посоветую ли нижегородский фуникулер? Скажу так: если на подобном никогда не катались, то посетить стоит) Если же такой аттракцион вам не в новинку, то чего-то эдакого не ждите)

Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород
Кремлёвский фуникулер, Нижний Новгород

По поводу уместности восстановления я так и не смогла ответить на вопрос, а нужно ли было все это затевать.

С одной стороны, я всегда руками и ногами "за", когда мы получаем овеществленный кусок истории. А здесь первый фуникулер в России! Но с другой - может стоило пустить эти деньги на обновление автобусов, которые ну не в самом хорошем состоянии в городе. Или один раз положить нормальную плитку на Большой Покровской, чтобы не перескакивать через шатающиеся квадратики. Вопрос риторический, потому что фуникулер уже работает) Не разбирать же его теперь)