Бронзовый век — самый длинный период ирландской доистории. Он тянулся от 2500 до 500 годов до новой эры, включая транзит с 800 по 500 год, когда появляются отдельные железные предметы, но единично и случайно. За две тысячи лет многое может случиться и измениться не один раз. Однако, бронзовый век Ирландии коварен тем, что путает артефакты, прячет маркёры и маскируется под всё подряд — на протяжении железного века делали массу бронзового оружия, например, наконечники копий и подтоки, которые переместили на положенное место только в конце XX века. До сих пор подавляющее большинство находок, действительно относящиеся к эпохе бронзы, — клады и дары воде и ландшафту. До сих пор я ограничивалась эпохой ранней бронзы только потому, что там хотя бы часть находок в контексте. Но ранняя бронза закончилась к 1800 году до новой эры. Должок у меня накопился перед древними, и пора его ликвидировать.
Часто медь называют нефтью эпохи бронзы. На самом деле, ограничивала возможности экономики скорее не медь, а олово. Его в природе гораздо меньше. Доступность и достаточное количество этих металлов вызывала возвышение центров происхождения культуры, первую глобализацию и все структурные кризисы бронзового века — а коллапс Средиземноморья лишь один из них, хотя и наиболее известный.
Экономика Ирландии в бронзовом веке тоже вращалась вокруг металлургии. Собственно, ради рудника Росс (о нём тут: https://dzen.ru/a/Zzzd5EQx8EJxeV8l) носители культуры колоколовидных кубков и отвоевали остров. Месторождение, разведанное в 2500-х годах до новой эры, казалось неисчерпаемым, к тому же, состав руды был такой, что выплавлялась не чистая медь, а готовая мышьяковистая бронза. Как она сама, так и изделия из неё прекрасно продавались на соседний остров и даже дальше, на материк. Недостатка у неё два — мышьяковистая бронза не годна в переплавку и производство её полезным для здоровья не назовёшь.
И вот, ориентировочно в 2100-ных годах в Корнуэльсе, на соседнем острове, нашли олово. Находка была не совсем случайная — золото добывали в юго-западной Англии, откуда экспортировали в Ирландию, а назад получали всякую роскошь. Старатели искали новые участки, случайно обнаружили богатейшие россыпи оловянных руд на галечниках рек, а позже поняли, откуда это богачество вымывает. Однако, учиться обрабатывать руду и получать металл было нужно отдельно, и это растянулось на пару столетий.
Из Ирландии везли бронзу и бронзовое литьё. Олово в схеме было лишним. В Британии месторождения меди были, и не одно, только возни с рудой было слишком много, и требовалось олово. Теперь олова с избытком, почему не потрудиться, и на спрос на изделия ирландских литейщиков это повлияло самым катастрофическим образом . Ирландских торговцев с их ядовитой мышьяковистой бронзой попросили на выход. Мастерам срочно нужно было менять сырьё. Рудник на острове Росс вскоре был заброшен, и в 1900-1800 годах до новой эры ирландцы переключаются на месторождение Маунт Габриэль — хотя и не в прежних масштабах, жизнь на нём теплилась вплоть до 1400 года до новой эры. Руда на нём давала чистую медь, но была беднее и требовала танцев с бубнами. А тут, как на грех, богатые месторождения меди были разведаны в Уэльсе, и качество металла из этого сырья оказалось выше всех похвал. Все эти житейские обстоятельства привели ирландских мастеров к единственно возможному решению — они должны делать настолько полезные и качественные вещи, чтобы работа на импортном сырье окупалась. С золотом номер прошёл, теперь повторили с бронзой, и опять получилось. Дело пошло настолько хорошо, что количество обнаруженных бронзовых изделий с 2000 по 1500 годы втрое превышает количество вещей, относящихся к предшествующей половине тысячелетия, а далее производство, по сути работающее на привозном сырье и вторичной переработке, полностью удовлетворило собственные потребности и заработало на вывоз.
С 1600 года до новой эры наметились коренные изменения в технологиях ремесла в Ирландии — каменные орудия стремительно выходят из употребления. Изменилась форма старых инструментов, например, топоров, было придумано множество новых, например, в ювелирном деле появились различные специализированные приспособления для холодной ковки, позволявшие работать с проволокой. Радикально меняется арсенал: воины больше не пользуются плоскими топорами, алебардами бронзового века, и вид даггеров претерпевает изменения. В период 1600-1400 годы до новой эры входят в обиход втульчатые топоры, ромбовидные наконечники копий со втулками, дирки нового фасончика и палставы. Стиль настолько своеобразен, что выделяют особую фазу бронзового века — Киллимадди.
Следующая фаза (1400-1100 годы до новой эры) называется Бишопслэнд. И оружие, и инструменты становятся ещё более разнообразными — на любой вкус, чтобы только покупали. Придуманы первые мечи (типа Баллинтобер), чеканы, молотки, наборы инструментов для тонкой обработки металла. И при этом — невероятный взлёт ювелирного дела. К этой фазе относится несколько типов торквесов — ожерелий из золотого прута или золотой трубки, браслетов и колец. У этих изделий прототипы на континенте — на побережье Балтики, в Германии и во Франции, но технологии получили собственное развитие, как и стиль, и если сначала в Ирландии появились копии образцов украшений с материка, то к концу Бишоплэнда изделия ирландских мастеров находят во Франции достаточно регулярно, и уже ирландский стиль копируют местные мастера. Но интенсивнее всего ирландское покупают в Британии — оборот важнее цены. Снова срабатывает схема: импорт образцов и технологий, осмысление, творческая переработка, замещение импорта и переход к экспорту. А, между тем, конкуренция велика: синхронная фаза бронзового века на континенте — горизонт украшений (Ornament horizon). Весь запад и север Европы помешался на роскоши.
Далее следует короткая фаза Роскомон (1100-900 годы до новой эры). К этому интервалу относятся клады основателей, включающие бронзовый лом, и творческое развитие некоторых типов оружия. В частности, в моду входят мечи с фланцевой рукоятью — именно о них выходила статья на канале (https://dzen.ru/a/Zt8swJ_-9h6zBTYa , https://dzen.ru/a/ZuF4BDYv2Gvhzg6e , https://dzen.ru/a/Ztx5CYDFpEfpDkWo). Важно, что в это время Ирландия замыкается в собственных пределах. Золото исчезает из кладов, да и кладов как таковых на порядок меньше. Очень похоже на рецессию, но не на деградацию ремесла.
Под занавес бронзового века наступила фаза Доурис — да-да, названо по тому самому знаменитому кладу бронзовых изделий, утопленных в озере (https://dzen.ru/a/Z5tZig0SCwzpidop). Именно к ней вообще относится 80% всех кладов бронзовых и золотых изделий Ирландии, 130 местонахождений. В это время ремесленное производство по объёмам своим практически становится серийным. Ирландцы продолжают копировать образцы, которые везут главным образом из южной Англии. Однако, копии эти продаются в Англии и на материке, причём, по всему судя, торговцы с Британских островов выступают в качестве посредников. Золотое литьё, филигрань, фольга и декор из проволоки — визитная карточка, которая прекрасно опознаётся даже не специалистами. И, наконец, разнообразие предметов — чего только не изготавливают. Особенно трогательно выглядят иберийские украшения из ирландского золота — вот только не говорите, что их тут кто-то собирался носить. Выполнили заказ, но почему-то отдать не смогли.
Поддержание этого производства требовало специальной инфраструктуры - поселений ремесленников, транспортной системы, защиты запасов, товаров и мастерских. Центры начали складываться ещё в фазу Бишопслэнд и сохранились в фазу Роскомон. Во время фазы Доурис эту инфраструктуру просто масштабируют.
Часто связывают урбанизацию с формированием протогосударств — вождеств: появления воинской элиты, которая проецирует силу на некую местность. Здесь есть тонкость: в Европе форты на холмах действительно господствовали над дорогами и речными путями. Вожди охраняли эти дороги и собирали дань с купцов — за отсутствие геморроя в виде грабежей и серьёзных безобразий. Достаточно было подкупить такого местного мафиози и делать ему ценные подарки достаточно регулярно, чтобы приватизировать право преимущественной торговли на его территории. Ремесленники подтягивались к «большим людям» и обслуживали их интересы, будучи податным населением.
Но Ирландия была краем географии, и у купцов не было ни малейшей необходимости заезжать вглубь острова. Кроме того, Ирландия двигалась в ином русле: не экономики роскоши, а полной самодостаточности. Судя по тому, насколько активно использовали лом цветных металлов (его даже ввозили), на острове процветал культ бережливости. Форты на холмах - культовые центры, где отправляли какие-то обряды, и центры ремесленного производства, а не прототип замков, в которых селилось местное начальство. Где-то серьёзные люди жили постоянно, где-то — нет. При этом создаётся впечатление, что серьёзные люди этим самым производством и занимались. Древний культ Мастера, который пройдёт транзитом через железный век в средневековье и дальше, и будет убит после войны Трёх королевств, зародился в Ирландии именно в эпоху бронзы. Мастер богат, и он обязан уметь себя защищать.
Фазу Роскомон долгое время пытались привязать к упадку цивилизации за пределами Ирландии и иностранным нашествиям. Интересно, что именно в это время Ирландия замыкается в себе, производство падает и из находок полностью исчезают импортные изделия — бронзовый лом не в счёт. Зато происходит перекраивание экономической карты: многие ремесленные центры с неё исчезают. Форты, где прослеживается активность литейщиков и ювелиров, регулярно горели, но не сельскохозяйственные округи этих хуторов — «простые» поселения никто не трогал, не жёг и сеять не мешал. Площадь пахотных земель плюс-минус стабильна. При вторжении врагов погром тотален, население грабят, а материальные ресурсы, которые нельзя вывезти, уничтожают. При клановых войнах страдают только члены конкретных кланов и семей. Вот именно эта гражданская война металлургов и торговцев, родов с родами, и раздирала остров почти сто лет, пока народ не понял, что с этим нужно что-то делать. И сделали — судя по изобилию и богатству фазы Доурис. И купцы заморские снова приехали, потому что кое-кто перестал дурака валять и занялся своим непосредственным делом — изготовлением предметов первой и не первой необходимости на продажу всем желающим, а не только под заказ.
Почему эта схема наиболее вероятна? Ирландцы — единственный европейский народ, у которого кузнецы, медники с ювелирами и плотники входили в круг благородных сословий, были освобождены от податей и могли свободно и беспрепятственно перемещаться по острову. Как и поэты и фла - наследственные землевладельцы, считавшие себя воинами (реально воином был любой свободнорождённый мужчина, но фла располагали особыми возможностями, чтобы себя реализовать на этом поприще - были побогаче и влияние имели на окружающих). Вот пресловутые фла как раз и могли положить конец разрухе — пиво надоедает, вина хочется, а не везут к ним ничего путного, потому что нет товара на продажу: мясо и шкуры КРС — не великая ценность, чтобы из-за них за море ходить. Жена требует янтарные бусы, а у купцов-перекупщиков только ерунда какая-то в наличии. Можно было бы и самим съездить, вот только кораблей нет и не предвидится — не морской народ. Пришлось брать ситуацию под контроль и становиться противовесом хозяевам жизни, которые эту жизнь и сделали несносной.
На рисунке из монографии "Trade before civilazation" (издана в 2022 году, глава 10, написанная Уильямом О'Брайаном, полностью посвящена бронзовому веку Ирландии) обобщено то, что я тут расписала на три с лишним страницы. В планах серия статей об эпохе бронзы: о фортах, кладах и, конечно, торговле.