Найти в Дзене

Ирландский бронзовый меч (продолжение): Сражающийся меч

Такие вмятины с ровным дном очень часто оставляли кромки кулачных щитов - баклеров. Клинок оставлял заусенцы либо клиновидные щербины. Острие меча слегка притуплено - сработалось от колющих ударов.
Такие вмятины с ровным дном очень часто оставляли кромки кулачных щитов - баклеров. Клинок оставлял заусенцы либо клиновидные щербины. Острие меча слегка притуплено - сработалось от колющих ударов.

Как произошла встреча воина и меча, подлинно не известно, но точно известно, что покупка не была разорительной. Исходя из того, сколько длинноклинкового оружия с лаконичной отделкой выпускали мастерские, обычный меч в бронзовом веке покупали не только статусные персоны, а и люди среднего достатка, имевшие достаточный досуг, чтобы практиковаться. Иан Колквухон, оружиевед, уже упоминавшийся в предыдущей статье, оценил такое приобретение примерно в четверть годового дохода домохозяйства — как китайская копия автомата Клашникова в современном Афганистане. Да, дорого, но, поднатужившись, накопить можно. Его покупали обычно как дополнительное оружие к копьям. Маловероятно, что бюджетные модели делали на заказ — у серьёзного мастера было несколько экземпляров, которые ждали покупателя. К сожалению, отделка не сохранялась, сейчас по немногочисленным фрагментам известно, что использовалось полированное дерево либо, в более дорогом варианте, кость.

Четвёртый сверху в горизонтальном ряду - полированный. Им не сражались, носили для солидности или сразу же отправили по водам
Четвёртый сверху в горизонтальном ряду - полированный. Им не сражались, носили для солидности или сразу же отправили по водам

Люди богатые могли себе позволить и более дорогое оружие. Во-первых, их мечи полировали до зеркального блеска. Во-вторых, над некоторыми мечами производили магические действия. Условно это «меч из-за моря». Либо такой клинок, либо уже готовое изделие привозили с материка или из Британии, либо просто возили на лодке куда-то. Вероятно, после такого ритуала меч принимал особые качества, заслуживавшие дополнительной оплаты. Едва ли речь шла о конкуренции между производителями, скорее о появлении перекупщика — «заклинателя мечей».

К мечу прилагались ножны — в бронзовом веке сугубо деревянные (ни одни в Ирландии не найдены, мнение базируется на аналогии с Британией и материковой Европой, и фрагментам бронзового декора) и крепление на поясе либо портупея — цепочки войдут в моду только в железном веке. Примечательно, что при этом нет поясных пряжек, то есть, специальный ремень — дело очень далёкого будущего.

Теперь о том, как владелец пользовался нашим знакомцем. Мы все привыкли к многолюдным армиям в духе Вольфганга Петерсена и ждём масштабных баталий. Судя по всему, если и можно было со всего острова нагнать такую толпу, то невозможно было бы организовать поле боя для построения. На пашне очень много камней. Их выносили на край делянки и складывали стенку сухой кладки. В стенке устраивали перелазы. Таскать далеко — пупок развязывался. Чем больше камней, тем меньше делянка, лишь бы упряжка разворачивалась и могла набрать нормальную скорость во время гона (прохода борозды). Стандартный надел состоит из нескольких огороженных полей-делянок. Чтобы вода на них не скапливалась, губя посевы, её отводили через систему дренажных канав глубиной метр с гаком. Безусловно, на пастбищах, занимавших неудобья вдоль границ племён, таких наворотов не было, но там и брать было нечего: разведка работает, скотину отгонят в безопасное место и заодно подготовятся к приходу гостей. А в плотно заселённых местах свободен от дренажных систем и заборов только ритуальный центр, где на онах собирается всё племя, и ещё площадки для хёрлинга максимум с футбольное поле. До центра ещё дойти нужно, с учётом того, что поблизости от него укрепился вождь с постоянным отрядом профессионалов, и местные жители активно возражают против того, что их будут грабить.

Создаётся впечатление, что большое ирландское сражение времён бронзового века — сшибка максимум пятьдесят на пятьдесят, а когда сошлось на одном поле человек триста, то это — великое побоище почти что планетарного масштаба. Если всё племя отправлялось громить соседей, то это была не стена щитов на виртуальном бескрайнем поле, а множество маленьких отрядов из решительных мужчин, вооружённых комплектом копий, палицами и мечами, а также крючьями с крепкими верёвками для растаскивания заборов; трофейной команды из женщин, вооружённых чем попало; подростков — проводников вьючных животных. Эти ватаги подразделения перемещались от усадьбы к усадьбе и зачищали местность, а персону вождя и иное воинское начальство охранял отряд численностью под сотню копий (не рыцарское копьё как тактическая единица, а мужчина с копьём и прочим вооружением). Это неорганизованное войско втягивалось на неприятельскую территорию в последнюю очередь — маневрировать оно не может, только воспользоваться главной дорогой, где неизбежно растянется, а это опасно. Неспроста в середине бронзового века в Ирландии отливают военные трубы — карниксы, рёв которых за несколько километров слышно, разнообразные рога поменьше и прочие очень громкие духовые инструменты. Ими передавали сообщения разрозненным подразделениям, рассредоточившимся по округе.

Может быть, главным силам и дадут бой, если раньше не принято будет решение, что хватит: побузили и довольно, пора договариваться, сажать начальство в шахматы фидхел играть на победу или ограничиться поединком двух бойцов. Но и в случае продолжения банкета сражения это будет не собачья свалка: оно быстро распадётся на отдельные поединки. Меч в такой ситуации — оружие спасения: когда копьё потеряно или сломано, оставалась возможность пробиться к краю, и дальше действовать по обстоятельствам.

Кроме того, короткий меч был удобен в толпе либо в помещении. Дома были тесными — не то слово, и дворы тоже. Когда приходилось сражаться внутри усадьбы, с копьём там было просто не развернуться, остаётся палица и меч.

И последнее — поединок, до смерти или до крови. И выяснение отношений, и ритуал перед сражением, и спорт. Блестящие бронзовые мечи в руках бойцов — захватывающее и грозное зрелище. Народ с удовольствием ходил пугаться. И даже если зрителей мало или они случайные, после разговоров хватало. Специфические правила проведения поединка сложились параллельно с приёмами владения мечом и отправились в готовом виде в железный век — эти обычаи описаны в сагах. Например, греметь клинком о щит — вызов. Договариваться заранее, будет второй клинок или нет (в паре с мечом могли использовать дирк или короткий меч, не только баклер) было обязательно. Убить противника в дуэльном поединке подручным средством либо оружием, применение которого не было согласовано заранее, тем более охотничьим либо рыболовным, не боевым, окончательно и бесповоротно удаляло воина из круга рукопожатых людей поединщиков, не взирая на его навыки, опыт и послужной список. На войне такой герой сражаться будет, в поход за чужой скотиной его пригласят, а на поединок не вызовут и вызов не примут, во всяком случае те, кто знает о его привычках и проступке, да ещё повторят при случае, за что, чтобы никто больше не влип в историю. После поединка победитель получал не только славу, но и обирал как липку забирал все ценные вещи побеждённого, которые у того имелись во время боя, — это не мародёрство, а воинская традиция, так что выглядеть дорого было небезопасно, если не умеешь себя защитить — и так всё время всякие жадные и тщеславные козлы персонажи начинают, чуть что, мечом о щит греметь.

Мечей найдено много — только в музеях Ирландии целых - больше 400 штук, с обломками вместе порядка 700. Та же история — практически по всей Западной Европе. Где много предметов, там и статистика. В 2020 году был опубликован отчёт группы учёных из Германии, Великобритании и Италии, участвовавших в проекте Bronze Age Combat Project. Они задались целью разобраться, как именно работал бронзовый меч в бою — как его применяли, и какой ущерб при этом он нёс и наносил. Для этого не только трассологи исследовали музейные экспонаты, но и заказали реплики в английской бронзолитейной мастерской, специализирующейся на традиционной ремесленной технологии. Над этими репликами поглумились на славу, попробовав их на различных видах оружия и щитах. Все повреждения изучили под микроскопом, описали и сравнили с уже известными на старинных клинках. И в конце предложили британским бойцам Historic European Martial Arts опрбовать мечи бронзового века в комплекте с баклерами (кулачными щитами) — от экспериментов с двумя клинками (меч в паре с коротким мечом либо дирком) откзались по соображениям «производственной» безопасности. Мечи получили новые повреждения, их тоже изучили. Полностью отчёт можно прочитать тут: https://link.springer.com/article/10.1007/s10816-020-09451-0

Учебный меч, на котором мальчик осваивал фехтование. Был похоронен хозяином с честью, благодаря чему мы знаем, что тренировались на деревянных моделях в натуральную величину.
Учебный меч, на котором мальчик осваивал фехтование. Был похоронен хозяином с честью, благодаря чему мы знаем, что тренировались на деревянных моделях в натуральную величину.

Чтобы не душить народ лишними подробностями, остановлюсь на самом главном. За редким исключением, все музейные мечи попробовали крови. На них следы, оставленные клинками других мечей и кромками баклеров, острия клинков неоднократно сплющивали о щиты и что-то твёрдое, потом не всегда удачно поправляли. Совершенно точно, мечом при необходимости отражали копьё: описаны характерные повреждения, полученные при парировании наконечника либо ударе по древку и втулке (все три — разные!). Самое главное — заусенцы и вмятины образуют серии, в какой-то мере отражающие привычки воина, определённый стиль применения меча. Можно говорить о фехтовании, если не как о высоком искусстве, нашедшем отражение в фехтбуках эпохи Возрождения, то как о навыке, спасавшем жизнь. Этому учились, и долго. В Ирландии найдены деревянные мечи со следами употребления. Часть их относится к бронзовому веку, часть — к железному. В целом, это неудивительно: общество не было разделено на воинскую элиту и вахлаков. Вооружённые конфликты происходили постоянно, средства позволяли вооружаться, воевали все, и раз уж приобрёл себе очень дорогое оружие, как-то не смешно, если его отнимут какие-нибудь гопники, да ещё и по голове настучат, не говоря уже о фатальной беспомощности на поле боя.

Мечи бронзового века очень лёгкие по современным меркам, 400-650 г, есть и вовсе карлики- длиной всего 40 см и весом 300 г., но основная масса всё-таки порядка 65 см в длину и весом по верхнему пределу. Тесты реплик этого оружия по данным ещё одного оружиеведа, Барри Маллоя, показали, что бронзовый клинок с одного движения прорезал переднюю ногу свиньи до кости, но кости не повреждал, на задней ноге свиньи клинок входил на 3 см. Рубящий удар не прорезал кожу, но повреждал кости, а «режущий», то есть рубящий с протяжкой кисти, при определённой сноровке рассекал мышцы и разрубал кости пясти, хотя кости бедра и голени подрубить не мог. В грудную клетку колющий удар, то есть укол,, проникал на 18 см — человеку, точно бы не поздоровалось, не смотря на то, что расширение клинка затормаживало удар. Через несколько слоёв кожи и льняной ткани рубящий удар не проникал, то есть кожаной куртки или стёганки в качестве защиты тела было достаточно против рубящих ударов бронзовым мечом, а против колющих — нет.

Показательно, что следов мёртвых блоков и парирования ударов «плашмя» на клинках крайне мало. Основная масса вмятин — результат общения с костью человека либо кромкой баклера. Судя по тому, что все повреждения лезвий поверхностные и практически не встречаются мечи со сломанными хвостовиками, оружие берегли, и по-голливудски, с широкими замахами и звоном клинков, не сражались.

Для мечей данной конструкции органичными оказались пять хватов. Гарды нет, рикассо (пята) — есть, и её использовали, но хват за рикассо, предложенный Ианом Колквухоном, практикующие современные бойцы не применяли, ввиду того, что это определённо травмоопасно. Наличие каких-либо темляков, ремешков, шнурков, помогавших не выронить оружие, археологией не подтверждается, но «не нашли» — не значит «не было».

Применялись ли какие-либо перчатки и иная защита рук? Почти наверняка, нет. Однако, кулачный щит-баклер ирландцы использовали, и он не только защищал бойца, но и помогал контролировать клинок противника , а умбоном металлического можно было ударить, как кастетом. То есть, баклер - не крышка от кастрюли, а серьёзный прибор, которым нужно пользоваться правильно, как в паре с мечом, так и отдельно. В конце эпохи бронзы, возможно, появились щиты диаметром до 70 см с кромками, окованными металлом, но обсуждать эту тему представляется некорректным ввиду отсутствия достоверного материала, то есть не предполагаемых деталей, а реальных артефактов.

При использовании бронзового меча основную силу удару сообщало плечо, а локоть обеспечивал контроль и подвижность, режущий удар проводили всего за 2 секунды. И высокая, и средняя и низкая стойки были эффективны, как и перемена направления атаки — бойцы, для которых привычен полуторный меч, адаптировались достаточно быстро. Контакта клинков их коллеги из бронзового века старались избегать, поэтому оружие в руках современных мастеров исторического фехтования сильно пострадало. В остальном — фехтование это ноги. Предпочтительными целями, судя по частоте повреждений клинка, были лицо (глаза, рот, скальпирующие удары), шея, плечо и бедро. Пропущенный укол в корпус был всегда фатален (его только имитировали в спарринге, но как его след выглядит на острие и кромках, показали эксперименты со свиной тушей).

Меч, проданный несколько дней назад в Америке, был использован не в одном бою. На нём заусенцы от скользящих ударов клинков, вмятина от знакомства с чьим-то баклером, и с годами острие сильно смяли уколы в упругое и твёрдое.

Сколько служил меч и существовало ли понятие дедовского оружия, по имеющимся находкам установить сложно, как и сколько мечей было у воина, если для него война — основное ремесло. Так или иначе, однажды оружие переставало служить своему владельцу, и смерть и похороны меча — неизбежность, которая коснулась и нашего знакомца.