Мечи — такая завлекательная тема, что втиснуть её в одну статью крайне трудно. Поэтому статей будет три. И начну я с того, что представлю Вам нашего героя.
Этот меч был вчера продан за 12000 $ в «Art Voult Galery”, американском интренет-магазине, торгующем антиквариатом и палеонтологическими находками. Меч был сделан ирландским мастером в конце эпохи бронзы, условно с XII по VIII в до новой эры. Почему условно? Делали такие и позже, раньше — нет. В нём всего 61 см в длину, и он относится к так называемому 4 классу — самому распространённому в Британии и Ирландии. На своём веку это оружие служило воину верой и правдой, получив в поединках зарубку и несколько заусенцев, пока не отправилось в дар потусторонним силам. Однажды торфянник или вода вернули его, как Экскалибур. В общем, кто-то его где-то нашёл скрысятничал и сбыл собирателям древностей. Каким-то не факт, что легальным, образом меч переехал из Ирландии в Европу. В 50-х годах прошлого века он в составе коллекции антиквариата уплыл из Германии за океан, где хранился в частном собрании у скромного любителя в Далласе, пока хозяин не решил с ним распрощаться.
Ценность меча в том, что он, без всякого сомнения, настоящий — ирландские артефакты эпохи бронзы настолько легко подделать, что эксперты аукционных домов за голову хватаются, когда узнают, что опять что-то такое собираются выставлять на продажу, и нужно проверять подлинность. За долгие годы сна в земле нашего героя окутала плёнка патины, древней, как само время. Благодаря ей, точнее, тому, как она заполнила раковины в металле и повреждения, специалисты и подтвердили, что меч действительно старый. А теперь, если без пафоса, он служил обычному рубаке, не королю и не важному человеку. Он прост, как правда, и потому не менее ценен.
Итак, из чего, кем и как был сделан наш фигурант.
Ясное дело, что из бронзы, раз бронзовый. Сплав, из которого вырабатывали ирландские мечи — бронза в пропорции 88-95% меди и 5-12% олова. Дебет с кредитом могут не сходиться, разницу заполняют другие металлы, о присутствии которых в рудах литейщики могли знать, а могли и не догадываться. Просто руда определённого месторождения давала сплав иного качества. Об этом знали точно.
Месторождения меди в Ирландии были, и в начале эпохи бронзы эксплуатировались настолько интенсивно, что медные слитки экспортировали в Британию и дальше по цепочке, однако горное дело потребляло так много леса, что образовался его дефицит, и население уговорило рудокопов и хозяев плавильных мастерских сделать паузу на некоторое время. Получилось, что практически навсегда. На бронзолитейном производстве дефицит дров тоже сказался, но без бронзы было уже никак невозможно жить, поэтому интересы мастеров соблюдали.
Литейщики перешли на импортную медь тирольских месторождений, а также лом цветных металлов. В целом, ирландские мечи сделаны из сплава меди, добытой в Центральной Европе, олова, приобретенного в Корнуэльсе, и, отчасти, из изделий, произведенных в предшествующую эпоху расцвета металлургии. Как это было установлено? По изотопному составу бронзы, примесям, а также отсутствию следов плавки меди в Ирландии уже в середине XV века до новой эры, и продлится эта история почти две тысячи лет. Ни одного предмета хозяйственного назначения, изготовленного из бронзы в бронзовом веке, в Ирландии до сих пор не найдено. Только оружие, украшения, музыкальные инструменты и статусные вещи.
В прежние годы антикварам приносили целые клады бронзового лома, до 200 кусков разного размера, но эти жадобы практичные люди не хотели платить каким-то оборванцам за неряшливо порубленный металл, покупали только более-менее целые вещи, считая цену за весь клад завышенной. Я рассказываю об этом здесь потому, что в Роскамонском кладе, как будто бы, имелся обломок лезвия меча. Где был найден в Роскамоне клад, и куда его дели люди, которым не получилось его сбыть за дорого, Бог его знает. Зато в XX веке кому-то посчастливилось найти клад в графстве Фермана, и там снова был обломок меча, который теперь хранится в Дринане, как и остальное сырьё, подготовленное в переплавку, и местные жители этим металлическим мусором очень гордятся. В общем, литейщикам активно продавали всякие негодные бронзовые изделия. Чувствуете, какие глубокие корни у привычки ничего не выбрасывать?
Вторсырья и импортной меди литейщикам не хватало, и потихоньку в эпоху поздней бронзы шахты начали оживать, но теперь разработку вели сезонно отдельные семьи, так что промышленного масштаба ни добыча, ни выплавка уже не достигала — только под заказ конкретного мастера по художественному литью.
Так получилось, что бронзовые мечи производили в основном на севере и востоке Ирландии. Имело значение, во-первых, плечо подвоза — центры внешней торговли уже тогда были приурочены к побережью Ирландского моря. Во-вторых, мастера проживали компактно, в определённых местностях, и им нравилось, чтобы пастбищ и полей поменьше, а леса и неудобий побольше. В-третьих — бронзовые мечи могли себе позволить только жители наиболее сытых краёв, где в избытке производился прибавочный продукт, и люди задумывались о роскоши. Так что, с одной стороны нужно, чтобы людей много не было, с другой - чтобы заказчики всё-таки не за тридевять земель приезжали.
Теперь о формах, в которых отливали мечи. Необходимо отметить, что длинноклинковое оружие вообще неудобно для литейщика: форма в любой момент может лопнуть, есть риск образования раковин. Так что, это - высший пилотаж. Основную массу мечей отливали в глиняных формах. Среди всех каменных разъёмных форм, найденных в Ирландии, только в кладе из Киллимади есть фрагмент молда для отливки меча (на канале есть статья о каменных формах https://dzen.ru/a/ZsXnsT2AIxxKUcKY). Однако, историк оружия Иан Колквухон считает, что в этом молде изготавливали другое длинноклинковое оружие — дирк, так как сечение отливки представляет собой звёздчатый крест, что для мечей не характерно. Этим ирландское производство самобытно — европейские литейщики предпочитали каменные формы глиняным. Глиняные формы для мечей составляют 75% всех форм из этого материала, относящихся к бронзовому веку в Ирландии.
Глиняная форма - две створки, соединявшиеся системой шип-паз. С глиной всё не просто: первая попавшаяся, из которой местные гончары лепили горшки, не годилась. В некоторые мастерские нужный сорт доставляли за несколько десятков километров с отдалённого карьера, и у разных специалистов требования к этой глине отличались. Для повышения стойкости к нагреву в замес для лепки добавляли кварцевый песок. Форма состояла из двух слоёв. Внутренний, в котором литейщик вдавливал оттиск модели, делали из той самой, особой глины , для наружного слоя её смешивали с дешёвой местной. Если в готовом изделии нужны были отверстия, например, для клёпок, на одной из створок долепливали шипы.
Отдельный вопрос, где мастер занимался своей работой. В принципе, литьё из бронзы не производит такого дикого количества шлака, как выплавка меди, и из дома с таким ремеслом не погонят. Возможно, что-то делали в собственном дворе под навесом. В Ратгалле раскопки одного круглого дома принесли в культурном слое десятки осколков форм для мечей, бронзовую лампу, мелочёвку из золота, стеклянные бусы — в общем, жили мастера не бедно, и что-то оставили по запарке. Но гораздо чаще следы их работы видны в нежилых местах: среди песчаных дюн, на древних могильниках и кладбищах, в статусных намоленных центрах, таких, как ДунЭнгус, в котором по крайней мере одна часть была отведена для занятий литейным делом. Очень много разбитых форм находят на дне озёр рядом с кранногами — такое впечатление, что литейщики специально использовали «озёрные дома» под мастерские (статья о кранногах на моём канале https://dzen.ru/a/ZtNLVS-neEJ3TvyS) . То, что мечи отливали не в специальном производственном помещении, а в особых местах, иногда страшноватых, разбивали формы и на какое-то время сваливали в кучу осколки, намекает на некое ритуальное действо. Опять таки, берег моря и дом на островке — близость водной стихии. Меч рождался из огня у кромки воды в рубашке из глины.
Куда же девали в конечном итоге горы обломков керамики — они ведь не накапливались в промышленных количествах? Возле Наван Форта в Северной Ирландии была некогда резиденция какого-то местного властителя. Неподалёку от его дома был вырыт пруд для жертвоприношений. Так вот, среди костей оленей, собак и осколков форм хватает, и каменных, для копий, и глиняных — для мечей.
Кем же были люди, занимавшиеся этим промыслом? Судя по их домам, статусными персонами. Отсутствие форм для литья орудий труда там, где отливали мечи, говорит о том, что оружейники были отдельной группой, элитой среди литейщиков, судя по культурному слою их усадеб, и зарабатывали достаточно для того, чтобы не париться из-за потерянной золотой безделушки или бусинок, не говоря уже о целой лампе, ушедшей в утиль. В железном веке до такой дикости никто бы не додумался, даже король.
В любом случае, в изготовление меча был вовлечён не один человек, а целая бригада: кто-то добывал глину для форм и лепил их, кто-то заготавливал лес и доставлял уголь (возможно, углежоги — отдельный промысел, обслуживавший несколько ремёсел), мастер осуществлял процесс литья, а после того, как меч извлекли из формы (возможно, оную разбив), кто-то прикреплял к рукояти деревянные накладки при помощи клёпок, а позже не один день полировал меч до зеркального блеска — или немного приводил в порядок, не сильно мороча себе голову, как поступили с нашим знакомцем. Вероятно, в своём производственном обучении литейщик проходил все эти процессы, выполняя ту или иную работу под надзором старшего.
Торговое сообщение через Ирландское море имело огромное значение для литейного производства — поставки меди и бронзы из Центральной Европы, олова из Корнуэльса. Но ещё больше — для обмена идеями. Наш знакомый меч, сделанный в Ирландии, внешне не отличим от своих собратьев, отлитых в Британии, тот же самый четвёртый класс. На юге Британии, в Дувре недавно найден подводный «клад», а точнее, след кораблекрушения. Несколько десятков мечей, которые везли на продажу, исходя из состава бронзы — из Центральной Европы. Именно с этим кладом плавательное средство не связано, но ранее в устье реки Дур в Англии было обнаружено затонувшее судно эпохи средней бронзы. Корпус уже из досок, не долблёнка, и, по оценкам специалистов, это корыто могло в хорошую погоду преодолеть Па-де-Кале за 5 часов. У берегов Ирландии, правда, ничего подобного не находили. Вообще, создаётся впечатление, что ирландские мастера прекрасно покрывали потребности местной элиты в предметах роскоши и импортировали только сырьё и образцы, чего не скажешь о британских коллегах, зато центры производства ширпотреба в Британии известны (дешёвые топоры отливали в Южном Уэльсе, а продавали на всей юго-западной половине Англии), а в Ирландии их, как будто, нет. Мечи с их уникальными глиняными молдами и оттиском удачного клинка в глине — особый случай. Но их всегда делали немного.
Итак, наш знакомый меч отлит из бронзы и прошёл предпродажную подготовку. Его сделали на всякий случай — иначе в него было бы вложено больше труда. Скоро его приобретёт какой-то профессионал, не слишком успешный для того, чтобы покупать элитное вооружение, или папаша для любимого дитяти — воина воскресного дня. Какими были коллеги нашего героя, и как сражались такими мечами — в следующей статье.