Найти в Дзене
Филолог pro ЕГЭ

Какие бывают тексты для сочинений на ЕГЭ

Оглавление

В комментариях под образцом сочинения по тексту из Открытого варианта я увидела интересный вопрос. Вот он.

Этот вопрос как раз и подал мне идею написать такую статью.

-2

Немного теории

Любой текст можно отнести к тому или иному стилю речи. Стилей речи всего пять: научный, публицистический, официально-деловой, художественный и разговорный. Знание особенностей каждого из них проверяется в задании 3 тестовой части. Но для сочинения умение различать эти стили тоже немаловажно.

Тексты, по которым ученикам предстоит писать сочинения, могут относиться к одному из двух стилей: к художественному или к публицистическому.

Давайте разберемся, как понять, что за текст перед нами, и что из этого следует.

Художественный текст

Задача автора художественного текста – доставить эстетическое удовольствие читателю при помощи красоты языка и при этом заставить его задуматься над неким вопросом.

Формально мы можем узнать художественный текст на ЕГЭ по наличию конкретных героев и классического повествования (Петя пошел туда, сделал то, потом сделал сё).

Вот несколько ярких примеров таких текстов (примеры взять с сайта Захарьиной Елены Алексеевны).

Все привычные ученикам произведения, которые они читают на литературе, будут относиться к художественному стилю.

Что же нам важно понимать при написании сочинения по художественному тексту?

  • Позиция автора в нем не будет выражена ясно, так как автор тут просто описывает жизнь и поступки героев и, чтобы выявить его позицию, мы должны сделать вывод (найти мораль) из описанной ситуации
То есть писать клише типа «Позиция автора ясна» для таких текстов – логическая ошибка.
  • Мы выявляем именно позицию автора, а не кого-то из геров (да, один из героев может быть резонером (то есть тем, в чьи уста автор вкладывает свою позицию), но все-таки пишем мы именно о том, что считает сам автор
  • При написании комментариев будет четкое разделение на фактуру (мини-пересказ сюжета) и пояснение (мораль), которое отвечает на вопрос: «что помогает понять этот пример?»
Пример комментария по художественному тексту. Мы четко видим границу между пересказом сюжета и переходом к выводу, в котором объясняется, зачем автор рассказывает нам эту историю, то есть как раз вытаскивется авторская позиция. СОЧИНЕНИЕ НЕИДЕАЛЬНОЕ, ЭТО НЕ ОБРАЗЕЦ, А ПРОСТО ПРИМЕР, ОШИБКИ УЧЕНИКА ТУТ СОХРАНЕНЫ!!!
Пример комментария по художественному тексту. Мы четко видим границу между пересказом сюжета и переходом к выводу, в котором объясняется, зачем автор рассказывает нам эту историю, то есть как раз вытаскивется авторская позиция. СОЧИНЕНИЕ НЕИДЕАЛЬНОЕ, ЭТО НЕ ОБРАЗЕЦ, А ПРОСТО ПРИМЕР, ОШИБКИ УЧЕНИКА ТУТ СОХРАНЕНЫ!!!

Публицистический текст

Задача автора публицистического текста – выразить свое мнение по какому-то проблемному вопросу на широкую аудиторию и/или убедить читателя в чем-то.

Формально публицистический текст отличается от художественного тем, что в нем не будет стандартного сюжета с героями, а будут просто рассуждения автора («я») о жизни.

Конечно, и в публицистике автор может прибегнуть к повествованию и рассказать нам какую-то конкретную историю, НО тут важно вернуться к задаче текста. Задача публициста – дать ясно понять, что он думает, и заставить других думать так же, если для этого надо рассказать свою личную историю и привести конкретный пример - автор это сделает.

Сравните:

Что нам важно понимать при написании сочинения по публицистическому тексту?

  • Позиция автора может быть и, вероятнее всего, будет прямо прописана, поэтому ее можно даже прописать цитатой (Автор считает, что "цитата")
  • Автор выражает СВОИ мысли и делится СВОИМ опытом, поэтому мы можем смело в комментарии при пересказе его мыслей писать, что это именно он так считает и делать подводки типа ФИО воспоминает/думает/мечтает…
  • В комментариях по таким текстам будет размыта граница между фактурой (кусками текста, которые мы берем для обоснования) и пояснением, которое выводит на авторскую мысль
Нет явного перепада между просто информацией из текста и нашим собственным выводом, в котором мы обозначаем найденную позицию автора
Нет явного перепада между просто информацией из текста и нашим собственным выводом, в котором мы обозначаем найденную позицию автора

Тексты от первого лица: художественные или публицистические?

Особую сложность вызывают тексты, написанные от «я». Других действующих лиц, кроме «я», там может и не быть. Но может быть четкий сюжет (пошел туда, сделал то, ну, вы помните). Так как понять, что за стиль перед нами?

Тут нужно вернуться к задаче автора. Именно она помогает нам четко определить, к какому стилю речи относится текст.

Вот, к примеру, текст Астафьева «Однажды мне довелось побывать на Северном Урале…».

Астафьев В.П.
Астафьев В.П.

Он написан от первого лица. Есть какой-никакой сюжет – рассказчик сидит на камнях где-то посреди гор и наблюдает за природой. Но на этом сюжет кончается. Далее идут размышления о природе. Да, они рождаются в момент наблюдения за природой, то есть рассказчик делает какое-то конкретное действие, но акцент совсем не на этом. Акцент именно на рассуждении, на мыслях об устройстве мира. Мы понимаем, что задача автора – донести до читателей мысль о силе природы и убедить нас в этом с помощью описания конкретных мест, где раньше не было ни деревца, а теперь сплошные леса. Делаем вывод, что текст публицистический.

Другой пример – текст Чехова «В оранжерее графов N происходила распродажа цветов» об оправдательных приговорах.

Чехов А.П.
Чехов А.П.

Тут тоже идет повествование от первого лица. Тоже есть сюжет – рассказчик и другие герои пришли в оранжерею, купили там цветы и теперь беседуют, ожидая, пока погрузят их покупки. Здесь сюжет более явный, подробный, присутствуют другие герои. Да и дочитав текст до конца, мы понимаем, что тут автор свое мнение выражает не прямо, не через «я», а вкладывает в уста садовника. Все это говорит о том, что текст художественный.

При работе с «я»-текстами крайне важно определить стиль, ведь от этого будут зависеть понятия, которыми мы сможем оперировать в сочинении.

Публицистический «я»-текст

Автор/ФИО = «я»/рассказчик – мы можем смело отождествить их и писать в комментариях, что все происходящее в тексте относится именно к автору, к реальному человеку, чья фамилия написана под текстом.

Художественный «я»-текст

Автор/ФИО «я»/рассказчик – ни в коем случае не отождествляем, в фактуре пишем о рассказчике, можем его еще героем назвать, все, что происходит в тексте – вымысел и относится именно к вымышленному «я», а вот при написании пояснения (то есть вывода из комментария) мы уже можем сказать, что автор (реальный человек) что-то делает.

Что может делать автор в художественном тексте?
Подчеркивать, убеждать, доказывать, описывать и многое другое, что делает любой человек, пишущий текст.

Итог

Повторюсь еще раз – безумно важно понимать, что за текст перед нами. Это поможет избежать множества логических ошибок, а также потери баллов за блок комментария.

Делитесь в комментариях, учите ли вы учеников различать тексты? Насколько трудно им это дается?