Найти в Дзене

Что такое дисграфия, почему она возникает и как её исправить?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок успешно учился, легко осваивал грамоту и радовал успехами. Однако некоторые мамы и папы сталкиваются с ситуацией, когда даже умный и сообразительный малыш не в состоянии справиться с простыми письменными заданиями. Ошибки в словах, зеркальные буквы, неразборчивый почерк — всё это признаки возможной дисграфии. Но не стоит отчаиваться: это вполне можно исправить!

Причины возникновения

Дисграфия — это частичное расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках при письме, не связанных с интеллектуальными способностями ребёнка. Часто такое нарушение путают с ленью, невнимательностью или даже плохим поведением. На самом деле дисграфия — это нейропсихологическая особенность, сопряжённая с трудностями формирования навыков письма у детей. Она успешно корректируется при правильном подходе и помощи специалистов.

Аттестация на семейном обучении

Как отмечает известный нейропсихолог, профессор Татьяна Ахуткина: «Дисграфия возникает не из-за отсутствия старания, а из-за специфических нарушений в работе головного мозга, которые мешают ребёнку правильно воспринимать и воспроизводить письменные символы». По её мнению, здесь необходимы своевременная диагностика и коррекция.

Эксперты отмечают, что дети, отлично справлявшиеся с устными заданиями и сложными математическими задачами, на бумаге делали массу ошибок. Казалось, перед учителями совсем другой ребёнок. После коррекционных занятий успехи школьников становились очевидны.

Как определить дисграфию?

Есть несколько типичных признаков:

· Постоянные ошибки в словах, даже после многократного заучивания.

· Пропуски и перестановки букв или слогов.

· «Зеркальное» написание букв и цифр.

· Нечёткий, неровный почерк.

· Утомляемость при письме и частые жалобы на то, что писать трудно или даже больно.

· Проблемы с ориентированием на листе бумаги, ошибки в написании строк и отступов.

Например, если к 3-му классу ученик пишет буквы наоборот и систематически путает «б» и «д», то это тревожный звоночек. Родители долгое время могут считать, что ребёнок просто невнимательный. Когда проводится диагностика, выясняется, что у школьника дисграфия, обусловленная нарушением пространственного восприятия. Спустя полгода коррекционных занятий он пишет гораздо увереннее, ошибки практически исчезают. В будущем такие дети успешно справляются с письменными заданиями и даже любят писать сочинения.

Виды дисграфии

Их несколько, и понимание, какой именно присутствует у ребёнка, значительно облегчает подбор эффективных коррекционных мер. Правильно поставленный диагноз — это уже половина успеха!

· Артикуляторно-акустическая дисграфия: ребёнок пишет слова так, как их произносит (например, «лесипед» вместо «велосипед»). Эти дети часто испытывают сложности с произношением некоторых звуков.

· Акустическая: ученик путает буквы, обозначающие схожие звуки (например, «жук» — «шук»). Подобные ошибки часто связаны с нарушением фонематического слуха.

· Оптическая: ребёнок путает визуально похожие буквы (например, «н» – «п», «ш» – «щ»). Такие ошибки вызваны трудностями в зрительно-пространственном восприятии.

· Аграмматическая: трудности в написании предложений, пропуски предлогов, окончаний. Такие дети могут хорошо писать отдельные слова, но испытывать проблемы с построением фраз.

Также смотрите бесплатный видеокурс “5 шагов к альтернативному образованию”.

· Моторная: неразборчивый почерк, сложности в движении руки при письме. Ребёнок быстро устаёт и часто меняет положение тела и руки при письме.

· Смешанная: сочетание признаков сразу нескольких видов нарушений.

Как скорректировать особенность?

Самое важное, что нужно понять родителям: с дисграфией можно справиться! Чем раньше начать коррекционные занятия, тем быстрее и заметнее будет прогресс.

Вот несколько рекомендаций, доказавших свою эффективность:

· Нейропсихологическая коррекция. Специально подобранные упражнения помогают развить зоны мозга, отвечающие за письмо и чтение. Такие занятия ведутся профессиональными нейропсихологами.

· Помощь логопеда. Работа над фонематическим слухом, дикцией и артикуляцией очень важна при акустических и артикуляторных нарушениях. Логопедические упражнения быстро дают результат.

· Развитие мелкой моторики. Лепка, рисование, перебирание мелких предметов прекрасно развивают навыки письма. Эти занятия можно легко включать в повседневную жизнь.

· Использование игровых техник. Дети лучше воспринимают информацию, когда она подаётся в виде игры. Игровой подход делает занятия увлекательными.

Аттестация на семейном обучении

· Поддержка и похвала со стороны родителей. Положительный эмоциональный настрой ученика — залог успешной коррекции дисграфии.

Дисграфия — не проблема, а особенность, которую можно успешно скорректировать. Пусть ошибки малыша станут лишь ступенькой к большим победам!

Автор статьи: Нина Ярочкина

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: