Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы поговорим об одной из самых необычных картин XX века - «Этюде по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса» кисти Фрэнсиса Бэкона.
Черпая вдохновение из сюрреализма, кино, фотографии и работ старых мастеров, Фрэнсис Бэкон (1909-1992) разработал своеобразный стиль, который сделал его одним из наиболее широко признанных мастеров образного искусства в 1940-1950-х. Его персонажи всегда жестоко искажены и изображены как одинокие души, мучимые экзистенциальными дилеммами.
Родившийся в английской семье в Дублине, он был назван в честь своего знаменитого предка, философа и ученого XVI века Фрэнсиса Бэкона. Его детство было омрачено астмой, которая оставалась с ним на протяжении всей жизни. С началом Первой мировой войны в 1914 его отец забрал семью в Лондон и поступил в военное министерство; послевоенные годы они провели в разъездах между Лондоном и Ирландией. Семейные отношения Бэкона были трудными, поскольку стал проявляться его гомосексуализм. В 1926 отец выгнал его из дома, поймав в одежде матери. Выживая на небольшом пособии, он жил жизнью бродяги, путешествуя между Лондоном, Берлином и Парижем.
Под впечатлением от работ Пикассо, увиденных в Париже в 1927, Бэкон начал рисовать и посещал различные бесплатные академии. В следующем году поселился в Лондоне, где работал в качестве модернистского дизайнера мебели и интерьеров. Также работал с Роем де Местром (1894-1968), австралийским художником, который экспериментировал с абстракционизмом. Из-за астмы Бэкон был освобожден от военной службы во время Второй мировой. Он провел 1941 год в Хэмпшире, а затем вернулся в Лондон, где подружился с Люсьеном Фрейдом и Грэмом Сазерлендом (1903-1980).
Позже он описывал эти годы как начало своей творческой карьеры. В основном самоучка, он был довольно традиционным и обращался к работам других художников за вдохновением: кроме Веласкеса, это были Пикассо, ван Гог, Рембрандт, Тициан, Гойя, Делакруа и Грюневальд. Этот ответ на «Портрет папы Иннокентия Х» Веласкеса - один из более чем 45 вариантов, которые он создал, никогда не видев саму картину, даже посетив Рим в 1954.
Веласкес был знаком с Джованни Баттиста Памфили, когда тот был папским нунцием в Мадриде в 1620-е. В 1644 году Памфили стал Папой Иннокентием Х, и когда Веласкес находился в Риме с 1649 по 1651, ему была оказана честь написать портрет папы. Изображение Веласкесом тканей и поверхностей, включая тяжелый дамаст, шелк, лен, бархат и золото, а также игра света были вдохновлены работами Рафаэля и Тициана. Красная накидка папы доминирует над сценой, наполняя ее атмосферой власти и страха. Хотя папа на портрете кажется сердитым, он был в восторге от картины, сказав, что это «troppo vero» (ит. «слишком верно»), и вручил Веласкесу золотую медаль на цепи.
Детали
Лицо
Прозрачные занавески как будто падают через лицо папы, и у него не хватает части головы. Он испускает крик, который устраняет все коннотации его власти и авторитета. Лицо также перекликается с кричащей медсестрой, расстрелянной солдатами в фильме «Броненосец Потемкин» (1925) советского режиссера Сергея Эйзенштейна.
Бэкон объяснял: «Еще одна вещь, которая заставляла меня задуматься о человеческом крике - это книга, которую я купил очень молодым в книжном магазине в Париже, подержанная книга с красивыми цветными картинками болезней рта, красивыми картинками открытого рта и внутренней части рта... Я все еще пытался брать „Потемкина" как основу, но мог бы использовать и эти чудесные иллюстрации».
Стеклянное ограждение
Подобие стеклянной кабинки вокруг папы создает ощущение уязвимости. Одна из любимых книг Бэкона — «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше (1872), в которой обсуждается смерть Бога и говорится о «жалкой стеклянной оболочке человеческого индивида». Так как картина написана вскоре после Второй мировой войны, может показаться, что папу судят как военного преступника. Бэкон сказал, что использование им таких структур было «попыткой вынести образ за пределы его естественной среды».
Руки
На картине Веласкеса руки папы элегантны и сложны. Здесь они грубо изображены и сжимают ручки кресла. Бэкон сказал, что ничего не имел против пап, он просто искал «оправдания использованию этих цветов, потому что вы не можете придать обычной одежде этот пурпурный цвет, не впадая в какую-то ложную фовистскую манеру».
Цвет
Бэкон заменил красный плащ на картине Веласкеса на пурпурный, который соседствует с дополнительным ему желтым цветом, что добавляет дискомфорта. Призрачная белая сутана выглядит забрызганной кровью. Позолоченный и величественный трон Веласкеса стал ярким желтым стулом. Все это усиливает тревожное впечатление, а темные цвета фона придают сцене атмосферу кошмара.
Метод
С 1947 года Бэкон писал прямо на необработанном холсте. Поскольку наносимые масляные краски сразу пропитывались в грубую поверхность холста, он не мог затем стереть или изменить их. Этот метод живописи также позволял ему создавать ровные области краски без мазков.
Мазки
Из-за преобладающих в этой работе вертикальных мазков голова папы кажется вытянутой вверх, усиливая напряженность. Размытые мазки в нижней части работы и вокруг пальцев дают понять, что папа отчаянно вцепился в подлокотники кресла. Желтые ограждения вокруг фигуры создают ощущение, что он пойман в ловушку.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: