Деревянная книга
Посвящается всем реставраторам Преображенской церкви в Кижах
Глава 3. Кошель 150-летних проблем
... «Здравствуй, я вернулся, все будет хорошо». Разберём проблему по полочкам, разложим по коробочкам и пробьётся луч здравого смысла через туман абсурда.
Для дальнейшего изложения темы «Незримая угроза» я вынужден нырнуть в теорию реставрации. До теории немного фактов, я только за истину, а не за собственное эмоциональное мнение.
Факт первый. До 2000 года в умных кабинетах велась работа по поиску решений сохранения объекта, далеко не все поставили крест на реставрации. Архитектор Татьяна Ивановна Вахрамеева совместно с профессором Юрием Владимирович Пискуновым предлагали свою концепцию сохранения, а точнее консервации и усиления (прим. публикация в сборнике статей «Народное зодчество», 1998 год). Недалеко по смыслу от них ушёл немецкий профессор архитектуры Манфред Гернер с «Концепцией комплексной реставрации».
Факт второй. Оба проекта могли быть реализованы, но не решали всех проблем памятника. Хотя, хуже бы не стало.
И факт третий. В стране разруха к 2000 году и не до глупостей. Народ занимается выживанием, а не высокими материями. В таких условиях ввязываться в глобальные проекты никто даже и не думал. Повторюсь, приговор – «обречена, смиритесь и дайте спокойно умереть».
Я вам честно изложил все факты и в лучшем случае до 2000 года рассматривалась консервация и усиление объекта, что оттягивало верную кончинушку. Между консервацией и реставрацией есть существенные различия величиной в пропасть, а вот теперь теория.
В очень культурной Франции в XIX веке жил архитектор Виолле-ле-Дюк (Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк, 1814-1879). Кстати, кто не в курсе Париж тогда был культурной столицей мира и законодателем всех мод.
Естественно, Франция и Париж были законодателями и архитектурных (реставрационных) мод того времени. Вот только незадача – никто не знал, как правильно реставрировать и вообще, что такое реставрация. Но было очень прикольно этим заниматься, т.к. никаких нормативов, т.е. полная свобода действий!
Архитекторы они же художники, они же творческие личности и вписать любого архитектора в жёсткие нормы и правила просто нереально. Соответственно, реставрировали как умели, на свой вкус и цвет, главное – чтобы было красиво.
Потихоньку у нашего Эжена Эммануэля сложилась в голове теория реставрации, которую можно уместить всего в одну его фразу: «Восстановить здание – это не значит сохранить его, отремонтировать или перестроить. Это значит восстановить его в состоянии завершенности, которое оно могло и не иметь никогда в любой момент времени». Так родилась Стилистическая (она же архитектурная, романтическая, художественная) реставрация.
Шпильки в бок Виолле-ле-Дюку вставляли английские «археологи», в частности Джон Рёскин. Ну куда нам без Лондона. Они считали Стилистическую реставрацию грубой фальсификацией и подменой подлинника, их кредо – поддержание здание, пока это возможно, и пассивное созерцание его естественной гибели.
Мужики были умные и у каждого своей резон. За 150 лет сильно ничего не поменялось, лишь только приобрело новые формулировки, которые могут запутать людей в простом вопросе – что такое истинная реставрация. Говорят, что истина находится где-то посередине, но маятник вечно качается либо в одну, либо в другую сторону.
Очень простой пример – реставрация Преображенской церкви. Напомню тем, кто забыл простые вещи. Этак в году 2001 мне говорили: «Не надо заниматься реставрацией церкви, пусть стоит как стоит, на наш век хватит». Налицо позиция Рёскина про «пассивное созерцание его естественной гибели». Но то в 2001.
В 2020 году победил (с разгромным счётом) принцип Стилистической реставрации, консерваторы отправились критиковать то, что уже сделано. Абсолютно спокойно отношусь к этому, т.к. спор идёт уже почти два столетия. Было бы странно, если бы все утихло.
А на рубеже смены столетий (1999-2000) сложилась нехорошая ситуация. Консервация памятника никого не устраивала, еще больше противников было у реставрационных работ. Узел проблем необходимо было рубить топором, который Нестор утопил в Онего-озере со словами «не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».
Будет, будет. Но дела не скоро делаются. И узел проблем пришлось рубить лет десять. На этом Эпизод «Незримая угроза» можно и завершить, а далее верстать новый. Натиск новой команды реставраторов не заставил себя ждать.
P.S. Деревянная книга пишется реставраторами и о реставраторах. Книга будет рано или поздно издаваться на народные деньги. Уже собрано почти 6000 рублей. Можно поддержать через донаты или перевод +7921-22-33-263 Александр Сергеевич К.
Эпизод I: "Незримая угроза". Глава 1. Дом Бога большой, а я маленький
Эпизод I: "НУ". Глава 2. Первое прикосновение
Эпизод I: "НУ". Глава 3. Кошель 150-летних проблем
Эпизод II: "Накат реставраторов". Глава 1. Орден иезуитов
Эпизод II: "НР". Глава 2. Тонна аргументов «за»
Эпизод II: "НР". Глава 3. Фитилек загасили или первые работы на церкви
Эпизод II: "НР". Глава 4. Только рюмка водка на столе