Найти в Дзене
Альтернативная история

Нетипичная судьба броненосца «Император Александр II»

Этот корабль был первым в рамках двадцатилетней программы укрепления российского флота, утвержденной 20 мая 1882 года, которая предусматривала строительство шестнадцати броненосцев на Балтике. Спустя шесть месяцев после принятия программы, Морской технический комитет (МТК) обсудил выбор прототипа для первого балтийского броненосца. В отличие от черноморского варианта, из-за ограничений по водоизмещению, планировалось установить менее мощное вооружение. Наиболее подходящими прототипами МТК счел германский броненосец «Заксен» (водоизмещение 7400 тонн, шесть 260-мм орудий) и датский «Гельголанд» (5370 тонн, одно 305-мм и четыре 260-мм орудия), введенные в строй в 1877 и 1878 годах соответственно.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Водоизмещение проектируемого русского броненосца определили в 7500 тонн, среднюю осадку – не более 6 метров, скорость – не менее 14 узлов, запас угля – на шесть суток полного хода. Артиллерийское вооружение включало одно 305-мм орудие в носовой части с максимально возможным углом обстрела и четыре 229-мм орудия, размещенные по углам бронированного каземата с возможностью ведения огня двумя орудиями вперед и двумя назад. Бронирование состояло из сталежелезных плит максимальной толщиной 356 мм в средней части борта. Барбет орудия главного калибра и каземат защищали плитами толщиной 254-305 мм, палубу над казематом – листами толщиной 38,1 мм, а остальную часть палубы – двухслойной 75-мм броней. При разработке эскизов броневой пояс по ватерлинии был удлинен до оконечностей по указанию управляющего Морским министерством адмирала И.А. Шестакова. Артиллерия была существенно усилена, даже в ущерб осадке, которая увеличилась до 7 метров. Вместо одного 305-мм орудия установили два 30-калиберных орудия с увеличенной дальностью стрельбы, размещенных на снижающихся станках внутри барбета грушевидной формы. На батарейной палубе добавили восемь 152-мм орудий. Боезапас на каждое 305-мм орудие составлял 85 снарядов, а на 229-мм орудие – 125 снарядов. В окончательном варианте бронирование имело следующие характеристики: пояс шириной 2,6 метра наполовину (1,5 метра) находился под водой; пояс по ватерлинии покрывался двумя слоями листов мягкой стали (общая толщина 63,5 мм); под броню подкладывались лиственничные брусья (254 мм), которые устанавливались под наиболее толстыми плитами.

Для стрельбы на короткие дистанции при опущенных орудиях верхняя палуба имела небольшой наклон к носу и корме. Непотопляемость обеспечивали десять поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки. Корпус обшивался листами стали толщиной от 9 до 12,7 мм. Водоизмещение броненосца увеличилось до 8634 тонн, из которых на корпус с подводной деревянной и медной обшивками приходилось 2935 тонн (34%), на броню – 2474 тонны (29%), на машины – 247 тонн (14,4%), на артиллерию – 650 тонн (7,5%), на команду с багажом – 72 тонны (0,8%), на провизию и воду – 84 тонны (0,9%), на запасы и минное вооружение – 300 тонн (3,5%), на уголь – 872 тонны (10%). Проектная скорость, увеличенная до 15 узлов, обеспечивалась двумя паровыми машинами компаунд общей мощностью 8000 л.с. В качестве образца были взяты машины фрегата «Владимир Мономах», а затем броненосного крейсера «Адмирал Нахимов». По предварительным расчетам, 872 тонн угля должно было хватать на 4,5 суток полного хода (1620 миль), а при половинной мощности котлов – на девять суток (2800 миль). Предусматривались дополнительные хранилища для 500 тонн угля с расчетом на более длительные океанские плавания, что увеличивало осадку до 7,3 метра. Кроме того, планировалось установить парусное вооружение брига с двумя железными мачтами и парусами площадью 2265 кв. метров, впоследствии уменьшенной до 1560 кв. метров.

-2

Окончательные проектные документы и спецификации для корабля МТК были утверждены 24 августа 1883 года. В тот же период начался процесс распределения заказов на стальной прокат для корпуса между российскими заводами, развернулось строительство новых цехов, а в сентябре стартовало возведение деревянного эллинга в Новом Адмиралтействе Санкт-Петербурга, предназначенного для строительства броненосца «за казенный счет». В середине ноября начался непосредственный монтаж корпуса на стапеле.

Примечательно отношение главного строителя броненосца, подполковника Н.А. Субботина, к инициированной в Морском министерстве кампании по «экономии» средств при строительстве кораблей. Предлагая заказать в Англии дорогостоящие тиковые брусья, он подчеркивал, что броненосцы создаются для длительной службы, и задача строителя — обеспечивать все конструктивные элементы, даже самые незначительные, «из материалов наивысшего качества… Сокращение ремонтных работ в будущем с лихвой компенсирует любые затраты, в отличие от сиюминутной экономии за счет удешевления материалов при постройке». Весь 1884 год был посвящен строительству корпуса; работы, несколько замедлившиеся в зимний период, с новой интенсивностью возобновились весной. Для корпуса, достигшего к апрелю уровня жилой (броневой) палубы, оба штевня и рулевую раму заказали Путиловскому заводу, а Ижорскому — плиты вертикальной брони и листы из мягкой стали для бронирования палубы. Балтийский завод приступил к изготовлению главных механизмов.

29 апреля 1885 года МТК рассмотрел представленный Н.А. Субботиным третий вариант усиления вооружения, предусматривавший замену четырех 229-мм орудий двумя 305-мм в кормовой барбетной установке. Генерал-лейтенант Ф.В. Пестич, член МТК, выступил против, считая, что такое перевооружение приведет к «снижению скорострельности»; по его мнению, эти орудия эффективны лишь против ограниченного числа существующих броненосцев, а отсутствие носовых 229-мм орудий существенно ослабит силу носового залпа, критически важного при «таранной» атаке. Для большинства рангоутных броненосцев, построенных в период с 1865 по 1880 годы, с бортовой броней толщиной от 114 до 254 мм (против которых и создавался первый балтийский броненосец), 229-мм орудия считались весьма эффективными. Отказавшись от изменений в вооружении по настоянию Ф.В. Пестича, МТК счел целесообразным, с целью экономии веса, выполнить барбетную защиту 305-мм орудий не в форме груши, а в виде круга, заменив станки на неподвижные. Высвободившиеся 140 тонн были направлены на укрепление броневой защиты казематов 229-мм орудий (152-мм траверзные и 75-мм бортовые плиты), а также на увеличение толщины наружной обшивки борта до 50 мм для защиты от малокалиберных орудий.

15 июля 1885 года строящийся броненосец получил имя «Император Александр II», и в тот же день его внесли в списки кораблей русского флота. Незадолго до этого, в июне 1885 года, Общество франко-русских заводов получило заказ на постройку однотипного броненосца (впоследствии «Император Николай I»). В ходе строительства обоих кораблей в проект вносились коррективы. Например, вместо труднодоступных кормовых угольных ям было организовано дополнительное хранилище на жилой палубе. По требованию МТК отказались от подводной деревянной и медной обшивок, что позволило облегчить корпус на 194 тонны. Планировавшиеся к установке 229-мм и 152-мм орудия заменили на более мощные, с длиной ствола в 35 калибров, при этом вызванную этим перегрузку в 70 тонн МТК предложил компенсировать за счет уменьшения запасов угля. По предложению командира броненосца, капитана 1 ранга П.Ф. Юрьева, а также на основе опыта плавания фрегата «Владимир Мономах» в Тихом океане, было решено отказаться от парусного вооружения и установить только две стальные мачты с марсами для размещения 37-мм пушек Гочкиса.

-3

1 июля 1887 года корабль был спущен на воду, после чего началась установка машин и котлов. В октябре завершился монтаж броневой палубы, началось строительство батарейной и верхней палуб, изготовление и установка деревянных бортовых щитов, каютных перегородок и дверей. Отделка палуб деревом была завершена только в апреле 1888 года. Барбетная установка, семь бортовых торпедных аппаратов (от двух в районе кормы впоследствии отказались), а также последние 29 бортовых плит, заказанные Металлическому заводу, были установлены только к концу 1889 года из-за задержек в поставках. Весной 1890 года броненосец был передан на достройку в Кронштадтский порт, где его начали готовить к испытаниям, несмотря на большое количество недоделок. В состав специально созданной приемочной комиссии под председательством адмирала К.П. Пилкина вошел младший флагман Балтийского флота, контр-адмирал С.О. Макаров. Испытания механизмов, проведенные 18 сентября 1890 года, показали хорошие результаты, хотя обе машины в сумме не достигли запланированной мощности на 211 л.с. (при водоизмещении 8748 тонн и мощности 8289 л.с. скорость составила 15,27 узлов).

Испытания артиллерии, проведенные в конце сентября стрельбой на максимальных углах склонения, не выявили серьезных повреждений корпуса; работа механизмов наведения барбетной установки также не вызвала нареканий. Повторные испытания подтвердили хорошие результаты и показали возможность увеличения углов обстрела путем изменения формы крыльев мостика. «Корабль в целом производит благоприятное впечатление своим обустройством, а многие детали заслуживают высокой оценки за тщательность исполнения и продуманность», — отмечал позднее С.О. Макаров.

Несмотря на официальное завершение строительства в 1891 году, работы на броненосце продолжались. Так, весной 1892 года, наконец, было установлено сферическое броневое прикрытие для 305-мм орудий, хотя попытка его монтажа предпринималась еще год назад. Подобные крыши оригинальной формы несколько позже были установлены еще на одном российском броненосце, «Двенадцать апостолов». Фактически все работы были завершены только летом 1893 года, когда сферическая крыша барбетной установки получила одобренный МТК козырек, предназначенный для защиты амбразуры от осадков. С этого момента «Александр II» приобрел свой уникальный облик.

-4

В 1894 году броненосец был включен в состав Практической эскадры. Согласно плану военно-морского штаба, эта группа боеготовых кораблей предназначалась для перехвата в открытом море сил противника, проникших в Балтийское море. К этим планам относились весьма серьезно. Все тренировки и морские походы эскадры были сосредоточены на боевой подготовке и тщательном изучении сложной и мелководной акватории Балтики. Корабли регулярно посещали районы, где, по мнению генерального штаба, могли произойти столкновения с врагом. Плавание включало интенсивные учения и практические стрельбы.

В начале 1895 года стало известно о предстоящем в Германии масштабном праздновании завершения строительства Кильского канала, названного в честь кайзера Вильгельма. Этот канал имел важное стратегическое значение, так как соединял Северное и Балтийское моря. Три российских корабля, «Александр I», крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий», сформировавшие «кильскую эскадру», прибыли из Кронштадта в Киль и вместе с кораблями французской и английской эскадр приняли участие в торжествах. Кампания 1895 года не была отмечена другими значительными событиями, в отличие от кампании 1896 года, которая положила начало знаменитому Средиземноморскому плаванию.

3 августа 1896 года эскадренные броненосцы «Александр II», «Наварин», а также миноносцы, подняв якоря, направились в шведский порт Христиансанд. Так началось единственное дальнее плавание «Александра II». Через шесть дней отряд прибыл в шведский порт, после чего направился в английский Портленд. Оттуда корабли взяли курс на Средиземное море в порт Кадис. 14 сентября «Александр II» столкнулся с жестоким штормом. Ветер достигал 10 баллов, а волнение 7 баллов. Крен достигал 30° на борт. «Александр II» совершал до 15 кренов в минуту. Однако корабль и экипаж с честью выдержали это испытание.

-5

До конца октября отряд посещал различные порты и гавани Средиземноморья. Во время стоянки в порту Порос на борт броненосца поднялся великий князь Георгий Михайлович, наследник греческого престола. «Александр II» доставил князя в итальянский порт Триест.

В конце 1896 года средиземноморский отряд был усилен. К нему присоединились броненосцы «Николай I» и «Сисой Великий», а также крейсер 2-го ранга «Вестник» и минный крейсер «Посадник». Усиление эскадры было своевременным, так как в начале 1897 года на острове Крит вспыхнул конфликт между греческим и турецким населением. Все началось с драки на рынке, которая переросла в массовые беспорядки, в результате которых погибло более 60 человек. Учитывая напряженные отношения между Грецией и Турцией, не исключалась возможность начала войны. Ее вероятность возросла после обстрела греческим крейсером «Miaulis» турецкого транспорта.

Ведущие державы решили блокировать остров Крит, который был основным очагом напряженности. Необходимо было предотвратить доставку на остров регулярных войск. Блокаду Крита осуществляли и российские корабли, демонстрируя дружественной Греции, что Россия придерживается нейтралитета и не допустит обострения отношений с другими державами. Греки, естественно, осуждали такую политику России. Конфликт затянулся на весь 1897 год, что задержало русские корабли в этом регионе. Однако 5 апреля «Александр II» покинул бухту и направился на Мальту, где броненосец планировалось поставить в английский док для ремонта.

В ходе осмотра днища в доке выяснилось, что фальшкиль сильно поврежден древоточцами, которые прекрасно себя чувствовали в теплых водах. Британские рабочие приступили к ремонту. Докование затянулось, и броненосец вернулся в порт Суда только 24 июня. Плавание в греческих водах возобновилось. Оставшуюся часть 1897 года «Александр II» провел в переходах между греческими портами и учениях. В это время он был флагманским кораблем Средиземноморской эскадры.

-6

В начале 1898 года возникла острая необходимость в усилении Тихоокеанской эскадры, куда направили корабли «Сисой Великий» и «Наварин». В конце марта того же года эскадру покинул «Николай I», отправленный на ремонт в Кронштадт. Таким образом, из броненосцев в Средиземном море оставался только «Александр II».

Во время длительного похода в машинном отделении проводились плановые ремонтные работы. В целом, состояние механизмов было удовлетворительным, и авария, произошедшая 2 июня 1898 года, скорее носила случайный характер, чем закономерный. В результате воспламенения скопившихся углеродистых газов произошел взрыв в левом бортовом коридоре, недалеко от угольных ям. В результате инцидента погибли два кочегара, а еще шесть получили ранения. Причиной пожара стало пламя свечи, зажженной кочегарами в помещении, расположенном рядом с угольной ямой.

Тем не менее, плавание «Александра II» продолжилось. 19 ноября броненосец снова поставили в док, на этот раз в итальянском порту Пола. 24 декабря «Александр II» снова был спущен на воду, и во время ходовых испытаний легко достиг скорости 11,75 узла. Средиземноморский поход «Александра II» продолжался до апреля 1901 года.

Ранним утром 7 сентября 1901 года жители Кронштадта узнали в темном силуэте корабля, медленно входящего в гавань, эскадренный броненосец «Император Александр II». Прибытие корабля сразу же привлекло внимание встречающих моряков. И это неудивительно, ведь броненосец прошел около 36 000 морских миль, что почти в полтора раза превышает длину экватора. В топках 12 корабельных котлов было сожжено 19 500 тонн угля, что в два раза превышает водоизмещение броненосца. Из-за тяжелой службы с «Александра II» на берег, в госпитали, были отправлены 147 человек, что составляет почти четверть команды корабля. К сожалению, 16 матросов не вернулись домой: 12 из них умерли вдали от родины, а 4 остались за границей в поисках «лучшей жизни».

-7

В апреле 1902 года «Александр II» был включен в состав Учебно-артиллерийского отряда, и в новой кампании его ждали интенсивные плавания и учения по стрельбе. Морское министерство осознавало острую нехватку квалифицированных комендоров, которых необходимо было срочно подготовить в ходе учений в течение ближайших двух лет. К 1903 году некогда грозный броненосец практически утратил свою боеспособность, поэтому было принято решение о его перевооружении, ремонте и модернизации, чтобы вернуть ему статус полноценной боевой единицы флота.

В 1904 году на «Александре II» произвели замену вооружения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-артиллерийским кораблям. Из прежнего вооружения остались только два 305-мм орудия. Четыре устаревшие 229-мм пушки были заменены на пять новых 203-мм орудий. Кроме того, корабль получил восемь 152-мм и четыре 47-мм орудия на батарейной палубе и четыре 120-мм орудия на верхней палубе. Мачты и реи были заменены новыми, более легкими и уменьшенными по размеру. Для ведения ночной стрельбы были установлены прожекторы системы Манжена. На основании опыта, полученного в ходе русско-японской войны, были демонтированы бортовые торпедные аппараты. В ходе ходовых испытаний было выявлено множество дефектов в работе котлов, которые давали течь. Течи были устранены, но этого хватило только на одну кампанию. Капитальный ремонт котлов был завершен только зимой 1911 года, после чего броненосец смог развить скорость 12,7 узла.

Следующей значимой страницей в истории броненосца «Император Александр II» стало его участие в революционном движении. Еще в начале 1902 года на корабле был создан первый флотский социал-демократический кружок, а с 1914 года действовала подпольная группа под руководством артиллерийского унтер-офицера, большевика И. Д. Сладкова. В дни Февральской революции экипаж броненосца немедленно присоединился к восставшим в Кронштадте, а управление кораблем взял на себя судовой комитет. По его инициативе 22 мая 1917 года линкор получил новое название – «Заря свободы». Более ста моряков с броненосца участвовали в июльской демонстрации в Петрограде, которая была расстреляна по приказу Временного правительства. Но эти события не остановили матросов. По заданию Кронштадтского комитета экипаж корабля в сентябре начал подготовку к вооруженному восстанию. Под руководством большевика А.Ф. Линяева 15 октября на корабле состоялось собрание, на котором моряки Балтийского флота услышали призыв: «Мы все скажем: руки прочь, вся власть Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Помните, товарищи, что время не ждет. Довольно слов, нужно действовать».

-8

Утром 25 октября броненосец занял назначенную штабом восстания, позицию у входа в Кронштадтскую гавань для защиты базы Балтфлота. 9 ноября 1917 года «Заря свободы» вновь прибыл в Петроград и стал на якорь рядом с крейсером «Аврора». В этот раз экипажу поручили обеспечение революционного порядка в столице и охрану Смольного; летом 1918 года корабль вернулся в Кронштадт. В январе 1919 года броненосец вместе с другими кораблями занял боевую позицию у входа в канал; перед ним стояла задача не пропускать корабли без разрешения военно-революционного комитета, а в случае наступления на Петроград контрреволюционных войск держать под обстрелом весь Лиговский район. В дальнейшем корабль находился в порту на хранении; в 1922 года его начали разбирать. Так окончился путь эскадренного броненосца Балтийского флота, который не участвовал ни в одном сражении, но при этом сумел повлиять на внешне- и внутриполитические события.

-9

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Русский англичанин - Альтернативная История
Цусима. Факторы точности русской артиллерии - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/netipichnaya-sudba-bronenoscza-imperator-aleksandr-ii/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉