В 1940 году Гитлер задумал грандиозный план, который мог бы не только похоронить последнего его противника в Европе – Великобританию, - но и выиграть всю Вторую Мировую войну. После разгрома Франции летом этого же года он приказал Герингу начать воздушное наступление на Англию, рассчитывая похоронить всю британскую истребительную авиацию всего за четыре дня. И план бы удался, если бы его не провалил основной истребитель люфтваффе «мессершмитт» Bf-109, для реализации подобных планов как бы не совсем подходящий. Вроде мелочь, но она имела фатальные для Гитлера последствия.
Я уже писал о том, что «мессершмитт» Bf-109 был лучшим истребителем Второй Мировой войны. Однако все же не настолько лучшим, чтобы быть идеальным, и как минимум одну битву он проиграл, чем подвел Гитлера, причем настолько, что это скомкало всю войну. То есть, этот проигрыш не позволил немцам избавиться от войны на два фронта, а именно такая война и сгубила, в конечном итоге, Третий Рейх вместе со всем его мировым господством.
Короче, во время «Битвы за Англию», которая длилась с середины лета по середину осени 1940 года, у Гитлера была цель вывести Великобританию из войны, что позволило бы Германии в будущем избежать появления в Англии американцев и тотальных бомбардировок. Осуществить это нападение на Англию помогли бы люфтваффе, которые вступили в бой с огромными шансами на победу.
Но вот все эти планы разрушил только один самолет – детище Вилли Мессершмитта - истребитель Bf-109, который тот создавал для блицкрига, а вот «Битва за Англию» оказалась классической затяжной войной. И в ней выиграл не Bf-109, а английский «Спитфайр», который хоть и не особо отличался от «мессера» по своим возможностям, но действовал в более благоприятной, чем его противник, обстановке.
Да, Bf-109 был создан для нападения при наступлении, а над просторами Великобритании ему достойного дела не нашлось. Этому истребителю пришлось заниматься сопровождением своих бомбардировщиков, к чему он был совершенно не приспособлен. Он был слишком неповоротливым перед английскими «Спитфайрами» и «Харрикейнами», а при сопровождении бомберов тактику внезапного нападения осуществить было не то что трудно, а невозможно.
А как без такой тактики бороться с истребителями, которые маневреннее и могут оперировать в очень широком диапазоне, нападая буквально «из-за угла»? Пока «мессер» совершит разворот на большой скорости после удачной или неудачной атаки, на сопровождающие ими бомбардировщики набросятся злые «Харрикейны» и разорвут их в пух и прах. А от «Спитфайров» никак не отделаться, потому что они постоянно будут висеть на хвосте и мешать выполнять свою главную задачу.
Это уже на Восточном фронте «мессеры» Bf-109 в первые два года войны показали свою силу – но там война была совсем другая. Бомбардировщикам люфтваффе нужно было нести бомбы только до линии фронта, которой не было в Британии, а «мессерам» оставалось только расчищать перед ними небо, нападая сверху на советские истребители, вылетевшие на перехват, и даже можно было не вступать с ними в маневренный бой.
А вот над Англией в 1940-м условия были специфические. Во Франции до «Битвы за Англию» «мессеры» тоже занимались расчисткой неба над фронтом, и вполне успешно, а как это небо можно было расчистить в условиях постоянно барражирующих в небе вражеских истребителей? Из-за тихоходных бомбардировщиков англичане очень быстро засекали направление нападения, и «мессеры», неспособные быстро реагировать, своих задач не выполняли.
К тому же малый радиус действия истребителя Bf-109 – очень часто истребители сопровождения были вынуждены возвращаться на свои аэродромы раньше, чем они имели возможность вступить в бой с истребителями противника. Это еще сильнее снижало эффективность применения «мессершмиттов-109».
В общем и целом, как оказалось, «мессершмитт» был слишком посредственным истребителем сопровождения, потому что, лишённый преимущества в скорости и высоте, он очень плохо справлялся с данной ролью. Как писалось выше, его главной стихией был активный наступательный бой, а в оборонительных боях на горизонталях посредственный вираж Bf-109 и недостаточная скорость крена были серьёзными проблемами.
Таким образом имеем факт, что, не сумев добиться намеченных целей, люфтваффе перешло к ночным бомбардировкам Англии – и в октябре 1940 года «Битва за Англию» закончилась без тех результатов, на которые надеялся Гитлер. Можно даже сказать, что налеты «мессеров» на Англию были безрезультатными, а если копнуть глубже – то вообще провальными. В период основных боёв было потеряно 530 Bf-109, причем те пилоты, которые выжили, попали в плен и больше в планах Гитлера не участвовали.
В одной книжке, посвященной японскому истребителю «Зеро» A6M, приводились цитаты бывших немецких летчиков – ветеранов «Битвы за Англию», из которых следовало, что если бы летом и осенью 1940 года на вооружении люфтваффе был такой истребитель, как «Зеро», то вся война могла бы закончиться по-другому. По крайней мере «Битву за Англию» они выиграли бы легко. Дело в том, что, обладая одинаковыми скоростными данными со «Спитфайрами», японские самолеты одновременно были очень маневренными, что позволяло им отбиваться от противника, не бросая сопровождаемые бомбардировщики.
К тому же «Зеро» имели дальность полета более 2000 километровпротив 700 у Bf-109 и могли сопровождать свои бомбардировщики до любой точки Британии, активно сражаться на всем пути следования и возвращаться назад совсем не с сухими баками. Такие данные «мессеру» могли только сниться.
Ну и что же в итоге получается?
А так и получается, что Гитлер проиграл «Битву за Англию» исключительно из-за основного истребителя германских люфтваффе, который, созданный для одних целей, провалил все возложенные на него задачи, для выполнения которых не годился. Знал ли Гитлер о том, что в его вооруженных силах не было подходящего самолета? Кажется, он об этом даже не думал.
И это самый вопиющий пример того, когда целую войну можно проиграть только из-за того, что неправильно была выбрана система вооружения, подходящая для одного хоть и масштабного, но в целом скоротечного по замыслу события. Ведь Гитлер планировал, что его люфтваффе в лице Bf-109 уничтожат британскую истребительную авиацию всего за четыре дня, а получилось так, что англичан не удалось подавить и за четыре месяца.
А когда выяснилось, что люфтваффе продули в этом сражении, сразу же поменялась и гитлеровская стратегия. И вот как раз эта смена гитлеровской стратегии и привела к провалу всей войны.
И казалось бы – причем тут Вили Мессершмитт и его прекрасный «мессершмитт»?
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Изучение сбитых немецких и английских самолетов на Западном фронте в 1940 году