Найти в Дзене
Psychologyka

Потребность быть компетентным

Ваш онлайн психолог Ирина Андреева какой вы можете видеть меня во время онлайн консультации
Ваш онлайн психолог Ирина Андреева какой вы можете видеть меня во время онлайн консультации

О чувстве компетентности я услышала, когда проходила обучение по профессиональному консультированию. жаль что в других сферах психологии об этом не говорили.

Что же это за чувство такое?

Я бы охарактеризовала чувство компетентности, как чувство «я хорошо справляюсь с работой». 

Именно это ощущение открывает нам удовольствие от деятельности. 

И на нем же основывается наша профессиональная самооценка. Если я хорошо справляюсь со своей работой, значит я хороший специалист, я уверен в себе. 

А если мы сомневаемся в том справимся мы со своими обязанностями или нет, то тут начинается и тревога о будущем и компенсации.

А как мы компенсируем свои недостатки зависит от нашей личности, совести, испорченности и тд и тп.

Кто-то может преувеличено заявлять о своих достоинствах, требовать уважения и почитания, а кто-то принижать коллег. Кто то будет избегать сложных задач из неуверенности. В общем по разному. 

Когда мы испытываем чувство компетентности, мы уверены в себе и эта уверенность часто распространяется и на другие сферы жизни. И наоборот.

Зарождение компетентности происходит в трудовой деятельности. Когда ребенок получает качественную обратную связь о том что он сделал хорошо в порученном его задании. Или если нам не так повезло с воспитателями, учителями и родителями, то при начале своей профессиональной деятельности, когда начинает осознавать какие у него обязанности, как их нужно выполнять и справляется с этим. 

Очень вредоносное влияние на нас оказывает руководитель, если его привычной манерой управления является постоянная критика личности сотрудников. 

Такой подход заставляет восприимчивых людей сомневаться в себе как специалисте, а затем эта неуверенность может заразить и другие сферы жизни.

С таким начальством нужно спокойно и уверено обозначить границы допустимого, что критика должна быть конструктивная без переходов на личность.

У кого-то такое обозначение границ вызовет уважение, а с тем кто не готов уважать своих подчиненных, лучше не работать.

Потому что находясь в атмосфере регулярного унижения мы теряем себя, забываем о своих положительных сторонах и растворяемся в негативной самооценке.

Быть компетентным не просто приятное чувство это важная социальная потребность. 

Человек как социальное существо нуждается в том чтобы общество ценило его вклад в общее дело иначе есть угроза для выживания.

Именно поэтому чувство компетентности сочетается с ощущением безопасности, стабильности в обществе. 

Если я хорош в своем деле, значит люди будут ценить меня и мой вклад, я всегда смогу найти работу и обеспечить себя и семью.

Нужно взращивать в себе чувство компетентности не только через совершенствование навыков, но и через признание своих достижений.

А с теми кто засыпает вас необоснованной критикой и пытается принизить вашу личность, лучше свести общение к минимуму.

А если критикан это я сам, значит нужно задуматься, «как можно доносить свои мысли иначе?»

А что ты думаешь о чувстве компетентности?

#психология #работа #онлайнпсихолог #дпдгтерапевт