О чувстве компетентности я услышала, когда проходила обучение по профессиональному консультированию. жаль что в других сферах психологии об этом не говорили.
Что же это за чувство такое?
Я бы охарактеризовала чувство компетентности, как чувство «я хорошо справляюсь с работой».
Именно это ощущение открывает нам удовольствие от деятельности.
И на нем же основывается наша профессиональная самооценка. Если я хорошо справляюсь со своей работой, значит я хороший специалист, я уверен в себе.
А если мы сомневаемся в том справимся мы со своими обязанностями или нет, то тут начинается и тревога о будущем и компенсации.
А как мы компенсируем свои недостатки зависит от нашей личности, совести, испорченности и тд и тп.
Кто-то может преувеличено заявлять о своих достоинствах, требовать уважения и почитания, а кто-то принижать коллег. Кто то будет избегать сложных задач из неуверенности. В общем по разному.
Когда мы испытываем чувство компетентности, мы уверены в себе и эта уверенность часто распространяется и на другие сферы жизни. И наоборот.
Зарождение компетентности происходит в трудовой деятельности. Когда ребенок получает качественную обратную связь о том что он сделал хорошо в порученном его задании. Или если нам не так повезло с воспитателями, учителями и родителями, то при начале своей профессиональной деятельности, когда начинает осознавать какие у него обязанности, как их нужно выполнять и справляется с этим.
Очень вредоносное влияние на нас оказывает руководитель, если его привычной манерой управления является постоянная критика личности сотрудников.
Такой подход заставляет восприимчивых людей сомневаться в себе как специалисте, а затем эта неуверенность может заразить и другие сферы жизни.
С таким начальством нужно спокойно и уверено обозначить границы допустимого, что критика должна быть конструктивная без переходов на личность.
У кого-то такое обозначение границ вызовет уважение, а с тем кто не готов уважать своих подчиненных, лучше не работать.
Потому что находясь в атмосфере регулярного унижения мы теряем себя, забываем о своих положительных сторонах и растворяемся в негативной самооценке.
Быть компетентным не просто приятное чувство это важная социальная потребность.
Человек как социальное существо нуждается в том чтобы общество ценило его вклад в общее дело иначе есть угроза для выживания.
Именно поэтому чувство компетентности сочетается с ощущением безопасности, стабильности в обществе.
Если я хорош в своем деле, значит люди будут ценить меня и мой вклад, я всегда смогу найти работу и обеспечить себя и семью.
Нужно взращивать в себе чувство компетентности не только через совершенствование навыков, но и через признание своих достижений.
А с теми кто засыпает вас необоснованной критикой и пытается принизить вашу личность, лучше свести общение к минимуму.
А если критикан это я сам, значит нужно задуматься, «как можно доносить свои мысли иначе?»
А что ты думаешь о чувстве компетентности?
#психология #работа #онлайнпсихолог #дпдгтерапевт