БЕЗМОЛВИЯ ЗДЕСЬ ХВАТАЕТ... (Середина. Часть 1)
ЭПИЗОД XI. Ночь перед боем.
Важная сцена для понимания психологии героев, перед важным событием – боем. После инструктажа Васков обходит все позиции и подбадривает бойцов.
СЦЕНА 1.
ВАСКОВ: Слушай боевой приказ! Противник силою до двух вооруженных до зубов фрицев движется в район Вопь-озера с целью тайно пробраться на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал имени товарища Сталина. Нашему отряду в количестве шести человек поручено держать оборону Синюхиной гряды, где и захватить противника в плен. Сосед слева — Вопь-озеро, сосед справа — Легонтово озеро... (Помолчал, откашлялся). Я решил: встретить врага на основной позиции и, не открывая огня, предложить ему сдаться. В случае сопротивления одного убить, а второго все ж таки взять живым. На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак. Боевые действия начинать только по моей команде. Своими заместителями назначаю младшего сержанта Осянину, а ежели и она выйдет из строя, то бойца Гурвич. Вопросы?
ЧЕТВЕРТАК: А почему это меня в запасные?
ВАСКОВ: Несущественный вопрос, товарищ боец. Приказано вам, вот и выполняйте.
ОСЯНИНА: Ты, Галка, наш резерв.
КОМЕЛЬКОВА: Вопросов нет, все ясненько.
ВАСКОВ: А раз ясненько, так прошу опосля не пожалеть об этом. А то не погляжу, что женский род... С немцем хорошо издаля воевать. Пока вы свою трехлинеечку передернете, он из вас сито сделает. Поэтому категорически лежать приказываю. Лежать, пока лично не скомандую «огонь!». Чтоб и не шевельнулся никто. Первым я с ними говорить буду.
ГУРВИЧ: По-немецки?
ВАСКОВ: По-русски! А вы переведете, ежели не поймут. Ясно говорю?
Все молчали.
ВАСКОВ: Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нету. И мамань тоже. Все. Кончен инструктаж. Прошу занять позиции.
СЦЕНА 2.
Младший сержант Осянина – полное сосредоточение на поставленной задаче. Четко выполняет поставленную задачу – наблюдает за противоположным берегом. То есть готова к бою в любую секунду.
Васков на секунду задумался. Закрыл глаза.
ОСЯНИНА: (Подходит, шепотом). Товарищ старшина.
ВАСКОВ: Немцы?..
ОСЯНИНА: (Испуганно). Где... (Озирается).
ВАСКОВ: Фу, леший... Показалось.
Рита длинно посмотрела на него, улыбнулась.
ОСЯНИНА: Подремлите, Федот Евграфыч. Я шинель вам принесу.
ВАСКОВ: Что ты, Осянина. Это так, сморило меня. Покурить надо. А ты вокруг внимательно смотри. Остальных проверю.
СЦЕНА 3.
Боец Комелькова занята тем, что увлечена приведением в порядок внешнего вида. Расчесывает волосы и т. д. Видимо, как она выглядит, ее беспокоит больше, чем предстоящее сражение. Быть красивой, пусть даже после смерти – ее кредо.
ВАСКОВ: Крашеные, поди?
КОМЕЛЬКОВА: Свои. Растрепанная я?
ВАСКОВ: Это ничего. Жизнь штука такая.
КОМЕЛЬКОВА: Вы не думайте, там у меня Лиза Бричкина наблюдает. Она глазастая.
ВАСКОВ: Ладно, ладно. Оправляйся...
КОМЕЛЬКОВА: Товарищ старшина, а вы женаты?
ВАСКОВ: Женатый, боец Комелькова.
КОМЕЛЬКОВА: А где ваша жена?
ВАСКОВ: Известно где — дома.
КОМЕЛЬКОВА: А дети есть?
ВАСКОВ: Дети?.. (Вздыхает). Был мальчонка. Помер. Аккурат перед войной.
КОМЕЛЬКОВА: Умер?..
ВАСКОВ: Да, не уберегла маманя... (Уходя). А что до жены, так бросила она нас…
СЦЕНА 4.
Гурвич – романтик, читает вслух стихи. Очевидно, что, таким образом, она пытается отвлечь себя, перед неминуемым столкновением с противником. И не очень понимает суть происходящего. Старшине Васкову приходится объяснить ей, что голос разносится далеко и это выдает ее позицию.
ГУРВИЧ: (Бубнит нараспев).
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть...
ВАСКОВ: Кому читаешь-то?
ГУРВИЧ: Ой…
ВАСКОВ: Кому, спрашиваю, читаешь?
ГУРВИЧ: Никому. Себе.
ВАСКОВ: А чего же в голос?
ГУРВИЧ: Так ведь стихи.
ВАСКОВ: А-а... (Взял книжку — тонюсенькая, что наставление по гранатомету, — полистал). Глаза портишь.
ГУРВИЧ: Светло, товарищ старшина.
ВАСКОВ: Да я вообще... И вот что, ты на камнях-то не сиди. Они остынут скоро, начнут из тебя тепло тянуть, а ты и не заметишь. Ты шинельку подстилай.
ГУРВИЧ: Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.
ВАСКОВ: А в голос, все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай. Поглядывай, боец Гурвич.
ГУРВИЧ: Я поглядываю, товарищ старшина, поглядываю…
СЦЕНА 5.
Лиза Бричкина – влюблена в Васкова, и поэтому с нетерпением ждет его прихода, дабы побыть с ним наедине, хоть минуточку. Для того чтобы спеть с ним песню, как задумала. Пусть и даже последнюю.
ВАСКОВ: Ничего не заметила?
БРИЧКИНА: Пока тихо.
ВАСКОВ: Откуда будешь, Бричкина?
БРИЧКИНА: С Брянщины, товарищ старшина.
ВАСКОВ: В колхозе работала?
БРИЧКИНА: Работала. А больше отцу помогала. Он лесник, на кордоне мы жили.
ВАСКОВ: То-то крякаешь хорошо.
Засмеялась.
ВАСКОВ: Ты все примечай, Бричкина. Кусты не качаются ли, птицы не шебаршатся ли. Человек ты лесной, все понимаешь.
БРИЧКИНА: Понимаю. Конечно понимаю…
ВАСКОВ: Вот-вот... Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета, что ж ты дроле не поешь, аль твой дроля не пригож… Это припевка в наших краях такая.
БРИЧКИНА: А у нас...
ВАСКОВ: После споем с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем.
БРИЧКИНА: Честное слово?
ВАСКОВ: Ну, сказал ведь.
БРИЧКИНА: Ну, глядите, товарищ старшина! Обещались!..
СЦЕНА 6.
Боец Четвертак так боится, что от страха даже чуточку приболела. Ее трясет в ознобе, она очень напугана.
ВАСКОВ: Ты чего скукожилась, товарищ боец?
ЧЕТВЕРТАК: Холодно...
Протянул руку, а она отпрянула: решила сдуру, что хватать он ее пришел, что ли...
ВАСКОВ: Да не рвись ты, господи! Лоб давай. Ну?.. Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь?
Четвертак молчит. Федот Евграфыч сидор свой вытащил, лямки сбросил, нырнул : в укромном местечке наиважнейший его энзе лежал — фляга со спиртом, семьсот пятьдесят граммов, под пробку. Плеснул в кружку.
ВАСКОВ: Так примешь или разбавить?
ЧЕТВЕРТАК: А что это?
ВАСКОВ: Микстура. Ну, спирт, ну?
ЧЕТВЕРТАК: (Замахала руками, отодвинулась). Ой, что вы, что вы...
ВАСКОВ: Приказываю принять!..
Старшина подумал маленько, разбавил чуть водой.
ВАСКОВ: Пей. И воды сразу.
ЧЕТВЕРТАК: Нет, что вы...
ВАСКОВ: Пей, без разговору!..
ЧЕТВЕРТАК: Ну, что вы в самом деле! У меня мама — медицинский работник...
ВАСКОВ: Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?
Выпила, давясь, со слезой пополам. Закашлялась. Федот Евграфыч ее ладонью по спине постукал слегка. Отошла. Слезы ладонями размазала, улыбнулась.
ЧЕТВЕРТАК: Голова у меня... побежала!..
ВАСКОВ: Завтра догонишь.
Укладывает спать, шинелью своей накрывает.
ВАСКОВ: Отдыхай, товарищ боец.
ЧЕТВЕРТАК: А вы как же без шинели-то?
ВАСКОВ: Я здоровый, не боись. Выздоровей только к завтрему. Очень тебя прошу, выздоровей.
СЦЕНА 7.
ВАСКОВ: Ну, что у тебя тут?
ОСЯНИНА: Никого товарищ старшина.
ВАСКОВ: Вот что Осянина, значит смотри собирай людей, уводи на запасную позицию, пусть до утра отдыхают, а я здесь останусь, за ситуацией послежу. Поняла, выполняй!
Осянина уходит.
ВАСКОВ: То, что немцы не появлялись, сильно озадачивало Федота Евграфыча. Они ведь и вообще могли здесь не оказаться, могли в другом месте на дорогу нацелиться, могли какое-либо иное задание иметь, а совсем не то, которое он за них определил. Могли уже бед натворить уйму: стрельнуть кого из начальства или взорвать что важное. Поди тогда объясняй трибуналу, почему ты вместо того, чтобы лес прочесать да немцев прищучить, черт-те куда попер. Бойцов пожалел? Испугался в открытый бой их кинуть? Это не оправдание, если приказ не выполнен. Нет, не оправдание.
Осянина возвращается.
ЭПИЗОД XII. Встреча с немцами.
СЦЕНА 1.
ОСЯНИНА: Вы бы поспали пока, товарищ старшина. На зорьке разбужу...
ВАСКОВ: Какой там, к лешему, сон! Погоди ты со сном, Осянина. Будет мне, понимаешь ли, вечный сон, ежели фрицев проворонил.
ОСЯНИНА: А может, они спят сейчас, Федот Евграфыч?
ВАСКОВ: Спят?
ОСЯНИНА: Ну да. Люди же они. Сами говорили, что Синюхина гряда — единственный удобный проход к железной дороге. А до нее им...
ВАСКОВ: Погоди, Осянина, погоди! Полста верст, это точно, даже больше. Да по незнакомой местности. Да каждого куста пугаясь... А?.. Так мыслю?
ОСЯНИНА: Так, товарищ старшина.
ВАСКОВ: А так, то могли они, свободное дело, и отдыхать завалиться. В буреломе где-нито. И спать будут до солнышка. А с солнышком... и айда… А?..
Рита улыбнулась. И опять посмотрела длинно, как бабы на ребятню смотрят.
ОСЯНИНА: Вот и вы до солнышка отдохните. Я разбужу.
ВАСКОВ: Нету мне сна, товарищ Осянина... Маргарита, как по батюшке?
ОСЯНИНА: Зовите просто Ритой, Федот Евграфыч.
ВАСКОВ: Закурим, товарищ Рита?
ОСЯНИНА: Я не курю.
ВАСКОВ: Да, насчет того, что и они тоже люди, это я как-то недопонял. Правильно подсказала: отдыхать должны. И ты ступай, Рита. Ступай.
ОСЯНИНА: Я не хочу спать.
ВАСКОВ: Ну, так приляг пока, ноги вытяни. Гудят с непривычки небось?
ОСЯНИНА: Ну, у меня как раз хорошая привычка, Федот Евграфыч.
Рита легла, укрылась шинелью.
ОСЯНИНА: Что?
ВАСКОВ: Тише! Слышишь?
Рита скинула шинель, одернула юбку, вскочила. Солнце уж оторвалось от горизонта, зарозовели скалы.
ОСЯНИНА: Птицы кричат...
ВАСКОВ: Сороки!.. Сороки-белобоки шебаршат, Рита. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе — гости. Крой, Осянина, подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!.,
Рита убежала.
СЦЕНА 2.
Старшина залег на свое место — впереди и повыше остальных. Проверил наган, дослал в винтовку патрон. Шарил биноклем по освещенной низким солнцем лесной опушке.
Сороки кружили над кустами, громко трещали, перещелкивались.
Подтянулись бойцы. Молча залегли.
ГУРВИЧ: Здравствуйте, товарищ старшина.
ВАСКОВ: Здорово. Как там Четвертак эта?
ГУРВИЧ: Спит. Будить не стали.
ВАСКОВ: Правильно решили. Будь рядом, для связи. Только не высовывайся.
ГУРВИЧ: Не высунусь.
Наступила та таинственная минута, когда одно событие переходит в другое, когда причина сменяется следствием, когда рождается случай.
ВАСКОВ: Ну, идите же, идите, идите...
Колыхнулись далекие кусты, и на опушку осторожно выскользнули двое. Но Васков уже не глядел на них. Не глядел, потому что кусты за их спинами продолжали колыхаться, и оттуда, из глубины, все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку.
ВСЕ: (Считают шепотом по очереди). Три... пять... восемь... десять... двенадцать... четырнадцать... пятнадцать...
ГУРВИЧ: Шестнадцать...
Замерли кусты. С далеким криком отлетали сороки.
Шестнадцать немцев, озираясь, медленно шли берегом к Синюхиной гряде...
ГУРВИЧ: Шестнадцать, товарищ старшина.
ВАСКОВ: Вижу. Давай в цепь, Гурвич. Осяниной скажешь, чтоб немедля бойцов на запасную позицию отводила. Скрытно чтоб, скрытно!.. Стой, куда ты? Бричкину ко мне пришлешь. Ползком, товарищ переводчик. Теперь, покуда что, ползком жить будем.
СЦЕНА 3.
Появляется Бричкина.
БРИЧКИНА: Товарищ старшина... Товарищ старшина...
Комендант рукавом старательно вытер пот, только потом обернулся. Глянул в близкие, растопыренные донельзя глаза, подмигнул.
ВАСКОВ: Веселей дыши, Бричкина. Это же даже лучше, что шестнадцать их. Поняла?
Лиза согласно покивает головой.
ВАСКОВ: Дорогу назад хорошо помнишь?
БРИЧКИНА: Ага, товарищ старшина.
ВАСКОВ: Гляди: левее фрицев сосняк тянется. Пройдешь его, опушкой держи вдоль озера.
БРИЧКИНА: Там, где вы хворост рубили?
ВАСКОВ: Молодец, девка! Оттуда иди к протоке. Напрямик, там не собьешься.
БРИЧКИНА: Да знаю я, товарищ...
ВАСКОВ: Погоди, Лизавета, не гоношись. Главное дело — болото, поняла? Бродок узкий, влево-вправо — трясина. Ориентир — береза. От березы прямо на две сосны, что на острове.
БРИЧКИНА: Ага.
ВАСКОВ: Там отдышись малость, сразу не лезь. С островка целься на обгорелый пень, с которого я в топь сигал. Точно на него цель: он хорошо виден.
БРИЧКИНА: Ага.
ВАСКОВ: Доложишь Кирьяновой обстановку. Мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.
БРИЧКИНА: Ага.
ВАСКОВ: Винтовку, мешок, скатку — все оставь. Налегке дуй.
БРИЧКИНА: Значит, мне сейчас идти?
ВАСКОВ: Слегу перед болотом не позабудь.
БРИЧКИНА: Ага. Побежала я.
ВАСКОВ: Дуй, Лизавета батьковна.
СЦЕНА 4.
Убедившись, что диверсанты не заметили связного, он поставил винтовку на предохранитель и спустился за камень. Здесь он подхватил оставленное Лизой оружие и прямиком побежал назад, шестым чувством угадывая, куда ставить ногу, чтобы не было слышно топота. Бойцы бросились к нему, как воробьи на коноплю.
ВСЕ: Товарищ старшина!.. Товарищ старшина!..
ВАСКОВ: Плохо, девчата, дело. Стало быть, шестнадцать их. Шестнадцать автоматов — это сила. В лоб такую ораву не остановишь. И не остановить тоже нельзя, а будут они здесь часа через три, так надо считать.
Осянина с Комельковой переглянулись, Гурвич юбку на коленке разглаживала, а Четвертак на него во все глаза смотрела, не моргая.
ВАСКОВ: Бричкину я в расположение послал. На помощь можно к ночи рассчитывать, не раньше. А до ночи, ежели в бой ввяжемся, нам не продержаться. Ни на какой позиции не продержаться, потому как у них шестнадцать автоматов.
ОСЯНИНА: Что же, смотреть, как они мимо пройдут?
ВАСКОВ: Нельзя их тут пропустить, через гряду. Надо с пути сбить. Закружить надо, в обход вокруг Легонтова озера направить. А как? Просто боем — не удержимся. Вот и выкладывайте соображения. Ежели за час-полтора другого не придумаем, будет, как сказал. Готовьтесь.
ОСЯНИНА: Товарищ старшина, а если бы они лесорубов встретили?
ВАСКОВ: Каких лесорубов? Где?..
ОСЯНИНА: Война ведь, леса пустые стоят, сами видели. Война ведь, мужиков нет, а бабы лес валят. А лесорубы — в лесу они. Побригадно разбрестись по лесу могут: ищи их там, в глухоте. А чуть что где проглядишь — и все, засекут, сообщат, куда надо. Потому никогда не известно, сколько душ лес валит, где они, какая у них связь.
ВАСКОВ: Ну, девчата, орлы вы у меня!.. Так, снимаете форму, лесорубы, так лесорубы…
Музыкально-пластический переход.
Ссылки будут обновляться по мере публикации:
Начало: Часть 1. https://dzen.ru/a/aBycWzJ1WVJyIAbD
Начало: Часть 2 https://dzen.ru/a/aBzLvsXXdBIsFZgk
Середина: Часть 2 https://dzen.ru/a/aB1lIMlkxxFe931g
Окончание: Часть 1 и 2 (10 мая 2025)