БЕЗМОЛВИЯ ЗДЕСЬ ХВАТАЕТ... (Начало. Часть 1)
(Инсценировка по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»)
Герои произведения:
ВАСКОВ, старшина
Рита ОСЯНИНА, младший сержант
Евгения КОМЕЛЬКОВА
Соня ГУРВИЧ
Лиза БРИЧКИНА
Галя ЧЕТВЕРТАК
КИРЬЯНОВА, сержант, помкомвзвода
МАРИЯ НИКИФОРОВНА, хозяйка
Полина ЕГОРОВА, соседка
Майор
Радистка
ПРОЛОГ. А здесь был курорт.
Суть пролога – разгул в подразделении.
По всей площадке выстраиваются эпизоды, подчеркивающие данные факты. Солдаты пьют, веселятся, ведут разгульный образ жизни. Флиртуют с местными женщинами и т.д.
ВАСКОВ: Шел май 1942 года. На западе обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.
А здесь был курорт.
ЭПИЗОД I. Васков и Хозяйка.
Смысловое значение эпизода состоит в том, что Васков в горе и печали из-за плохой дисциплины в подразделении. Хозяйка его успокаивает и пытается всячески поддержать.
Он сидит на стуле – в задумчивости и печали. Она крутится вокруг. Затем – предлагает ему поесть, выпить молока и. д. Он – то вскакивает, то садится снова. Нервничает – и успокаивается, то есть поддается на ее уговоры.
СЦЕНА 1.
ВАСКОВ: Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде.
От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.
Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.
СЦЕНА 2.
МАЙОР: (Живой план или голос). Чепушиной занимаетесь! Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..
ВАСКОВ: Шлите непьющих… Непьющих и это... Чтоб, значит, насчет женского пола.
МАЙОР: Евнухов, что ли?
ВАСКОВ: Вам виднее…
МАЙОР: Ладно, Васков!.. Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься...
ВАСКОВ: Так точно!..
СЦЕНА 3.
МАРИЯ: Да не волнуйтесь вы, Федот Евграфыч…
ВАСКОВ: Да как не волноваться-то? Третий день никого нет, ни одного человека. (Вздыхает, поясняет). Вопрос ведь сложный. Два отделения — это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то — сомневаюсь...
МАРИЯ: Так прибыли зенитчики-то, еще утром…
ВАСКОВ: С командиром прибыли?
МАРИЯ: Не похоже, Федот Евграфыч.
ВАСКОВ: Слава богу! Власть делить — это хуже нету.
МАРИЯ: Погодите радоваться… (Загадочно улыбается).
Музыкально-пластический переход. Выход женского подразделения бойцов.
ЭПИЗОД II. Прислали новичков.
Идея эпизода – показать неподготовленность новобранцев.
Васков ходит перед выстроившимся взводом девчонок и внушает им правила устава. У кого-то ремень висит, у кого-то бантики в косичках, губы помадой разукрашены, пуговицы на воротнике расстегнуты и т.д.
СЦЕНА 1.
ВАСКОВ: Радоваться после войны будем, резонно сказал старшина, надел фуражку и вышел. И оторопел. Перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.
Музыкально-пластический переход.
СЦЕНА 2.
КИРЬЯНОВА: Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.
ВАСКОВ: Та-ак… Нашли, значит, непьющих... Прислали… Чтоб из расположения без моего слова ни ногой!..
КОМЕЛЬКОВА: Даже за ягодами?
ВАСКОВ: Ягод еще нет.
ОСЯНИНА: А щавель собирать можно?
БРИЧКИНА: Нам без приварка трудно, товарищ старшина…
ЧЕТВЕРТАК: Отощаем…
ВАСКОВ: Не дальше речки. Аккурат в пойме его прорва.
МАРИЯ: Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч… Они вас промеж себя старичком величают, так что глядите на них соответственно.
Музыкально-пластический переход.
ВАСКОВ: Демаскирует.
КИРЬЯНОВА: А есть приказ.
ВАСКОВ: Какой приказ?
КИРЬЯНОВА: Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.
СЦЕНА 3.
ЕГОРОВА: Стараешься, Федот Евграфыч? Ты не очень-то утруждайся, Федот Евграфыч. Ты теперь один у нас остался, вроде как на племя. (Хохочет). Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух. Неделю в одном дворе, неделю — в другом. Такая у нас, у баб, договоренность насчет тебя.
ВАСКОВ: Ты, Полина Егорова, совесть поимей. Солдатка ты или дамочка какая? Вот и веди соответственно.
ЕГОРОВА: Ты что Федот Евграфыч, а наших мужиков кто пожалеет, им поди тоже ведь страшно. Война, Евграфыч, все спишет. И с солдат, и с солдаток.
ЭПИЗОД III. Думы.
Эпизод раскрывает личность Васкова, характеризует его как человека.
ВАСКОВ: Да, дум набралось кубометра на два, не меньше. И с каждой думой совершенно особо разобраться надо. Совершенно особо...
Все-таки большая помеха, что человек он почти что без образования. Ну, писать-читать умеет и счет знает в пределах четырех классов, потому что аккурат в конце этого, четвертого, у него медведь отца заломал. Вот девкам бы этим смеху было, если б про медведя узнали! Это ж надо: не от газов в мировую, не от клинка в гражданскую, не от кулацкого обреза, не своей смертью даже — медведь заломал! Они, поди, медведя этого в зверинцах только и видели...
Из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз. А они, не гляди что рядовые, — наука: упреждение, квадрант, угол сноса. Классов семь, а то и все девять, по разговору видно. От девяти четыре отнять — пять останется. Выходит, он от них на больше отстал, чем сам имеет...
Невеселыми думы были, и от этого рубал Васков дрова с особой яростью. А кого винить? Разве что медведя того, невежливого...
ЭПИЗОД IV. Баня.
Смысл данного эпизода состоит в том, что всегда перед Великой битвой, по русской традиции воины принимали омовение водой. Дабы с чистым телом и душой идти в бой.
В эпизоде могут быть использованы дополнительные атрибуты – стулья, тазы, веники и т.д. В финале – вход Васкова. Переполох. Далее – или «фото». То есть герои застывают в нереальной, смешной картинке. Или бросаются на Васкова и гонятся за ним, пытаясь побить вениками.
ЭПИЗОД V. Первая встреча с немцами.
Данный эпизод является судьбоносным, переходным моментом в судьбе героев.
ОСЯНИНА: Стояли безветренные белые ночи. Длинные — от зари до зари — сумерки дышали густым настоем зацветающих трав, и зенитчицы до вторых петухов пели песни у пожарного сарая. Рита таилась теперь только от Васкова, исчезала через две ночи на третью вскоре после ужина, а возвращалась перед подъемом.
Эти возвращения Рита любила больше всего. Опасность попасться на глаза патрулю была уже позади, и теперь можно было спокойно шлепать босыми ногами по холодной до боли росе, забросив связанные ушками сапоги за спину. Шлепать и думать о свидании, о жалобах матери и о следующей самоволке. И оттого, что следующее свидание она может планировать сама, не завися или почти не завися от чужой воли, Рита была счастлива.
А зори здесь были тихими-тихими.
Рита шлепала босиком: сапоги раскачивались за спиной. С болот полз плотный туман, холодил ноги, оседал на одежде, и Рита с удовольствием думала, как сядет перед разъездом на знакомый пенек, наденет сухие чулки и обуется.
До пенька осталось два поворота, потом напрямик, через ольшаник. Рита миновала первый и — замерла: на дороге стоял человек.
Он стоял, глядя назад, рослый, в пятнистой плащ-палатке, горбом выпиравшей на спине. В правой руке он держал продолговатый, туго обтянутый ремнями сверток; на груди висел автомат. Немцы!
Рита шагнула в куст; вздрогнув, он обдал ее росой, но она не почувствовала. Почти не дыша, смотрела сквозь редкую еще листву на чужого, недвижимо, как во сне, стоящего на ее пути.
Из лесу вышел второй: чуть пониже, с автоматом на груди и с точно таким же тючком р руке. Они молча пошли прямо на нее, неслышно ступая высокими шнурованными башмаками по росистой траве.
Рита сунула в рот кулак, до боли стиснула его зубами. Только не шевельнуться, не закричать, не броситься напролом сквозь кусты! Они прошли рядом: крайний коснулся плечом ветки, за которой она стояла.
Прошли молча, беззвучно, как тени. И скрылись.
Рита обождала — никого. Осторожно выскользнула, перебежала дорогу, нырнула в куст, прислушалась.
Тишина.
Задыхаясь, кинулась напролом: сапоги били по спине. Не таясь, пронеслась по поселку, забарабанила в сонную, наглухо заложенную дверь.
ЭПИЗОД VI. Тревога.
СЦЕНА 1.
ОСЯНИНА: Товарищ комендант!.. Товарищ старшина!..
ВАСКОВ: Что?
ОСЯНИНА: Немцы в лесу!
ВАСКОВ: Так... Откуда известно?
ОСЯНИНА: Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках...
ВАСКОВ: Погоди тут.
МАРИЯ: Что там, Федот Евграфыч?
ВАСКОВ: Ничего. Вас не касается. Команду — в ружье: боевая тревога! Кирьянову ко мне. Бегом!
СЦЕНА 2.
ВАСКОВ: Только бы связь была!.. «Сосна»! «Сосна»!.. Ах ты, мать честная!.. Либо спят, либо поломка... «Сосна»!.. «Сосна»!..
РАДИСТКА: «Сосна» слушает.
ВАСКОВ: Семнадцатый говорит. Давай Третьего. Срочно давай, чепе!..
РАДИСТКА: Даю, не ори. Чепе у него...
МАЙОР: Ты, Васков? Что там у вас?
ВАСКОВ: Так точно, товарищ Третий. Немцы в лесу возле расположения. Обнаружены сегодня в количестве двух...
МАЙОР: Кем обнаружены?
ВАСКОВ: Младшим сержантом Осяниной... (Кирьянова вошла, без пилотки, между прочим. Кивнула, как на вечерке).
ВАСКОВ: Я тревогу объявил, товарищ Третий. Думаю лес прочесать...
МАЙОР: Погоди чесать, Васков. Тут подумать надо: объект без прикрытия оставим — тоже по голове не погладят. Как они выглядят, немцы твои?
ВАСКОВ: Говорит, в маскхалатах, с автоматами. Разведка...
МАЙОР: Разведка? А что ей там, у вас, разведывать? Как ты с хозяйкой в обнимку спишь? Чего молчишь, Васков? О чем думаешь?
ВАСКОВ: Думаю, надо ловить, товарищ Третий. Пока далеко не ушли.
МАЙОР: Правильно думаешь. Бери пять человек из команды и дуй, пока след не остыл. Кирьянова там?
ВАСКОВ: Тут, товарищ...
МАЙОР: Дай ей трубку.
Кирьянова говорила коротко: сказала два раза «слушаю» да раз пять поддакнула. Положила трубку, дала отбой.
КИРЬЯНОВА: Приказано выделить в ваше распоряжение пять человек.
ВАСКОВ: Ты мне ту давай, которая видела.
КИРЬЯНОВА: Осянина пойдет старшей.
ВАСКОВ: Ну, так. Стройте людей.
КИРЬЯНОВА: (Кричит). Женя, Рита, Соня, Лиза, Галя…
СЦЕНА 3.
КИРЬЯНОВА: Построены, товарищ старшина.
ВАСКОВ: Женя, Галя, Лиза... (Хмурится). Погодите, Кирьянова! Немцев идем ловить — не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...
КИРЬЯНОВА: Умеют.
ВАСКОВ: Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса. У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у нас, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года... Ладно. Вольно! Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
ГУРВИЧ: Я знаю.
ВАСКОВ: Что — я? Что такое я? Докладывать надо!
ГУРВИЧ: (Делает шаг вперед). Боец Гурвич.
ВАСКОВ: Ох-хо-хо! Как по-ихнему — руки вверх?
ГУРВИЧ: Хенде хох.
ВАСКОВ: Точно… Ну, ладно Гурвич давай вставай в строй... Так. На двое суток идем, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все — сорок минут. Р-разойдись!.. Кирьянова и Осянина — со мной.
ЭПИЗОД VII. Сборы.
ВАСКОВ: (Достает карту из планшета). Значит, на этой дороге встретила?
ОСЯНИНА: Вот тут. (Показывает). А прошли мимо меня, по направлению к шоссе.
ВАСКОВ: К шоссе?.. А чего ты в лесу в четыре утра делала? А? (Кирьяновой). А?
КИРЬЯНОВА: Просто по ночным делам…
ВАСКОВ: Ночным? Для ночных дел я вам самолично нужник поставил. Или не вмещаетесь?
Насупились обе.
КИРЬЯНОВА: Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.
ВАСКОВ: Нету здесь женщин! Нету! Есть бойцы, и есть командиры, понятно? Война идет, и покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем...
Входит хозяйка. Ставит еду на стол.
ВАСКОВ: То-то у вас до сих пор постелька распахнута, товарищ старшина среднего рода...
МАРИЯ: Да что вы знаете о нем! У него вся грудь в орденах, поболее чем у тебя. Окопались тут!
КИРЬЯНОВА: Окопались, ты это знаешь…
МАРИЯ: Знаю! Ох и язва же ты Кирьянова! Одно слово: петля!
Уходит.
ВАСКОВ: К шоссе, говоришь, пошли?
ОСЯНИНА: По направлению...
ВАСКОВ: Черта им у шоссе делать: там по обе стороны еще в финскую лес сведен, там их живо прищучат. Нет, товарищи младшие командиры, не к шоссе их тянуло... Да вы хлебайте, хлебайте.
ОСЯНИНА: Там кусты и туман. Мне показалось...
ВАСКОВ: Креститься надо было, если показалось… Тючки, говоришь, у них?
ОСЯНИНА: Да. Вероятно, тяжелые: в правой руке несли. Очень аккуратно упакованы.
Старшина свернул цигарку, закурил, прошелся.
ВАСКОВ: Мыслю я, тол они несли. А если тол, то маршрут у них совсем не на шоссе, а на железку. На Кировскую дорогу, значит.
КИРЬЯНОВА: До Кировской дороги не близко.
ВАСКОВ: Зато лесами. А леса здесь погибельные: армия спрятаться может, не то, что два человека.
ОСЯНИНА: Если так... Если так, то надо охране на железную дорогу сообщить.
ВАСКОВ: Кирьянова сообщит. Мой доклад — в двадцать тридцать ежедневно, позывной «17». Ты ешь, ешь, Осянина. Топать-то весь день придется...
P.S. Проект осуществлялся в двух вариациях (ВСГАКИ, 2003 и МХТ 2010) с незначительными изменениями. Так, допустим, в первой постановке не было сцены "Баня". Впрочем общая идея и концепция сохранились в обеих версиях.
Режиссер Владимир Витин. Режиссер по пластике Евгения Герасимова.
Ссылки будут обновляться по мере публикации:
Начало: Часть 2 https://dzen.ru/a/aBzLvsXXdBIsFZgk
Середина: Часть 1 https://dzen.ru/a/aB1XBuGj0wMyzmda
Середина: Часть 2 https://dzen.ru/a/aB1lIMlkxxFe931g
Окончание: Часть 1 и 2 (10 мая 2025)