Реальность
После окончания Великой войны (1914-1918 годов) и подписания Версальского договора 1919 года Германия была сильно ограничена в вопросах строительства новых кораблей для военно-морского флота. Данный договор запрещал Германии строить боевые корабли водоизмещением свыше 10 000 английских («длинных») тонн. В середине 1920-х-х гг. Германия смогла приступить к замене старых броненосцев «Braunschweig», «Hannover» и «Elsass», возраст которых превысил 20-летний. В результате конструкторских изысканий, направленных на достижение компромисса между различными боевыми качествами кораблей в рамках отведенных Версальским соглашением 10 000 тонн водоизмещения, появился проект броненосцев (нем. «Panzerschiff») типа «Дойчланд». Три корабля этого типа, оснащенные дизельной энергетической установкой, обеспечившей кораблям значительно большую, чем у кораблей с паротурбинной ЭУ, дальность плавания, вошли сначала в состав Рейхсмарине, потом Кригсмарине в период с 1933 по 1936 годы. В начале 1930-х, после закладки третьего корабля серии «Дойчланд», появились сведения о новых французских линкорах типа «Дюнкерк» с более высокой скоростью и мощным вооружением из восьми 330-мм орудий. Главнокомандующий германским флотом адмирал Эрик Редер сделал попытку увеличить водоизмещение 4-го и 5-го кораблей до 15 000 — 18 000 т и добавить на них третью башню главного калибра с целью парировать новую угрозу. Были составлены несколько вариантов нового линейного корабля. Всего рассматривалось три базовых проекта: 18 000-тонный, 22 000-тонный (оба с 283-мм орудиями) и 26 000-тонный с 330-мм орудиями, стоимость которых составляла 120, 150 и 180 млн марок соответственно. Выбор был сделан в пользу 280-мм калибра, но орудия были другой модели, нежели на предшествующем типе «Дойчланд». Энергетическая установка была паротурбинной, вместо дизельной на «Дойчландах». В конце концов, стандартное водоизмещение кораблей возросло до 31 500 тонн.
Броненосные корабли «D — Ersatz Elsass» (замена броненосца «Эльзас») и «Е — Ersatz Hessen» (замена броненосца «Гессен») были заложены на военной верфи Вильгельмсхафена и на верфи фирмы «Дойче Верке» в Киле 14 февраля 1934 года. 5 июля постройку приостановили в связи с принятым решением строить линейные крейсера значительно больших размеров. Перезакладка состоялась соответственно 15 июня и 6 мая 1935 года. «Шарнхорст» был спущен на воду 3 октября, а «Гнейзенау» — 8 декабря 1936 года.
Вошли в строй корабли 7 января 1938 года (постройка «Шарнхорст» задержалась из-за аварии) и 21 мая 1937 года соответственно. Плавания «Гнейзенау» в штормовую погоду показали, что высота борта в носовой части недостаточна. В результате при плановом ремонте носовую часть переделали, увеличив развал шпангоутов, наклон и подъём кверху форштевня. Дальнейшая практика плаваний выявила недостатки энергетической установки, в частности, трубок котлов, ряд проблем в турбинах. Дальнейшие улучшения по ходу службы предусматривали установку авиационного оборудования, радаров, добавление зенитного вооружения.
Альтернатива
Немцы продолжили ставку рейдерского флота, и остановились на варианте в 18 тысяч тонн и с 9 283-мм орудиями. При этом, было предусмотрено перевооружение на 6 381-мм орудий; т.е. вопреки традиционной ставки Германии на броню получался корабль с «яичной скорлупой вооруженный молотами». Сам «малый Шарнхорст» как раз может трактоваться Германией, как демонстрация мирных намерений – мол Германия не строит большие линкоры, Германия строит малые корабли.
Броненосные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были заложены на военной верфи Вильгельмсхафена и на верфи фирмы «Дойче Верке» в Киле 14 февраля 1934 года. Вошли в строй они 15 марта 1936 («Шарнхорст») и 3 октября 1935 («Гнейзенау») года.
********
Примечание.
«Шарнхорст» (стандартное водоизмещение 31000 тонн) был заложен 16.05.1935 и введен в строй 07.01.1939, всего постройка заняла 1332 дня (411 от закладки до спуска на воду и 921 день от спуска на воду до введения в строй). Другими словами, имеем соотношение 24 тонн/день. «Гнейзенау» строился быстрее 1114 дней, или 28,8 т/д. Если быть более точным, то учитывая стандартное водоизмещение «Шарнхорста» 31552 тонны, а «Гнейзенау» 33632 тонны получим, темпы строительства 23,68 и 30,19 т/д.
«Бисмарк» и «Тирпиц» так же показали высокие темпы строительства – 27,8 и 27,2 т/д соответственно.
Если «Шарнхорст» и «Гнейзенау» будут заложены в размерах 22000 тонн, то войдут в строй 30 августа 1936 и 12 февраля 1936 года
Если «Шарнхорст» и «Гнейзенау» будут заложены в размерах 26000 тонн, то войдут в строй 15 февраля 1937 и 24 июня 1936 года.
*******
Раннее строительство (спуск на воду) «Шарнхорста» и «Гнейзенау» позволяет на освободившихся верфях заложить линкор «Тирпиц» и авианосец «Граф Цеппелин», что неизбежно приведет к дальнейшим изменениям в годы войны.
Авианосец «Граф Цеппелин» был заложен 28 декабря 1936 года, и к моменту началу Второй Мировой Войны был готов на 85% (т.е. было построено 19720 тонн корабля). При тех же темпах строительства что и в РИ 20,18 т/д, достаточно заложить авианосец в 9 июля 36-го, и получим его готовность к 1 сентября 1939 года. При закладке «Цеппелина» раньше (зима-весна 36-го), можем получить его участие в боях за Польшу; это конечно не сильно повлияет на польскую компанию, но вот полученный опыт ’’авианосец против берега’’ пригодится в операции против Норвегии…
Если «Тирпиц» закладывается в 2 августа (а не в ноябре) 1936 года, то при тех же темпах строительства (а учитывая мир, то, пожалуй, строительство будет и быстрее) он войдет в строй уже 25-го ноября 1940 года.
Таким образом, к маю 1941 года, вполне можем получить немецкий «вариант Бис», ведь будет готова эскадра «Бисмарк», «Тирпиц», «Цеппелин» и «Огейн» (да к маю 1941 года, изменений будет уже хватать).
При этом, в РИ англо-германское морское соглашение от 1936 года установило лимит линейных кораблей Германии в 184000 тонн, т.е. было разрешено построить 2 линкора в 26000 и 3 линкора в 35000 тонн (будет 187 тыс, а не 184 тыс.тонн), даже учитывая три «Дойчланда». И Германия, более-менее (если официально, и что было) в это соглашение укладывалась, правда не заложив третий линкор. Если будет такое же соглашение будет в данной АИ, то у Германии при 5 разрешенных линкорах, еще остается 16000 тонн. В общем, у Германии еще есть возможность выбрать что заложить: линкор + малый линейный крейсер (35+16 тыс.т) или 2 24-тыс.т ЛКр. Вот только ввод в строй этих кораблей, малость затруднителен – банально не успевают достроить до начала войны, ну а там немцы от строительства крупных кораблей отказались.
Между тем, корабли типа «Шарнхорст» оказал влияние на строительство кораблей двух держав – Нидерландов и СССР.
Нидерланды и проект 1047.
Нидерландам нужны были корабли для защиты своих колоний (Голландской Ост-Индии, т.е. Индонезии), и не в силах построить корабли самостоятельно, они сначала обратились за помощью к Франции, а не договорившись – к Германии. Германия согласилась помочь, но малость упиралась. Все же, «Шарнхорст» закладывался под водоизмещение в 31000 тонн, а официально считалось, что он малость по легче – 26000 (ну там еще 500 тонн сверху это мелочи), и немцам не хотелось, что бы Нидерланды (ну а потом и другие страны) узнали бы реальные размеры их кораблей.
Но, если заложен малый «Шарнхорст» (18 тыс.тонн, пусть он и вытянет на 19 тыс.тонн), то Германия раньше ответит согласием на предложение Нидерландов. Хотя и есть большой соблазн построить нидерландские корабли проекта 1047 «Королева Вильгельмина» и ввести его в строй Кригсмаринге, все же стоит учитывать реальную историю – крупные корабли, заложенные после 1937 года (а пожалуй после 1936 года), Германии достроить не удалось. А тут речь о 1939, ну в лучшем случае – второй половине 1938 года…
Должно быть несколько иных факторов, главный из которых, Нидерланды раньше озаботились проблемой защиты своих колоний, и учитывая новые «Шарнхорст» и «Гнейзенау» решают приобрести такие корабли. Все же крейсер (а то и три) в 18 тыс.тонн и 9 283-мм орудиями будет посильнее чем крейсер в 10 тыс.тонн и с 10 203-мм орудиями. И если Нидерланды в конце 1936 года разместят заказ на Германских верфях заказ на три линейных крейсера, то к 1940 году получим высокую степень готовности данных кораблей.
Кстати, такой вариант – раз у Германии образовался лимит на 2 корабля, то может быть Германия предложит Нидерландам принять участие в их достройке? А что два линейных крейсера в 24 тыс.тонн – почему бы нидерландцам не профинансировать строительство данных кораблей…
Ну а там, может начнут в авианосцы переделывать, или как канонерские лодки использовать, да и вариант продать бывший нидерландский заказ в СССР исключать нельзя.
СССР и проект 69.
РИ
Разработка проекта (сначала проект 10, потом он вырос в проект 69) началась в середине 1930-х гг. Согласно требованиям командования Морских Сил РККА корабль предназначался для борьбы с крейсерами противника, поддержки лёгких сил и действий на коммуникациях. Эскизный проект был закончен в июне 1938 г. Как и у Германии, у советских кораблей еще на стадии бумажных работ наблюдался рост водоизмещения (от 22000 к 35250 тоннам) и возлагающихся задач (не просто борьба с тяжелыми крейсерами противника, а борьба с линейными / большими крейсерами противника («Дюнкерк», «Конго», «Шарнхорст»). В ноябре 1939 года были заложены «Кронштадт» в Ленинграде (30-го) и «Севастополь» в Николаевске (5-го).
Однако, хотелось лучшего. Крейсера проекта 69 строились под влиянием «Шарнхорста» — должны же были советские корабли противостоять немецким кораблям. В результате, проект регулярно пересматривался, улучшался, росли его боевые характеристики, водоизмещение. Постоянное внесение улучшений, плюс технические трудности неизбежно тормозили проект (например, не готова стандартная артиллерия в 305-мм, может приобретем у немцев 381-мм, но это значит дополнительные изменения в проект) и сдвигало стройки достройки. После 22 июня 1941 постройку кораблей, и вовсе остановили, на готовности 13 и 12%. Другими словами, за 570 и 595 дней успели построить 4582,5 и 4230 тонн «Кронштадта» и «Севастополя», что неожиданно дает высокие (по советским меркам) темпы строительства – 7,4 и 6,9 тонн/день. Да, с такой скоростью корабли были готовы к 1952 году.
********
Примечание
Средняя скорость строительства (от момента закладки до окончания работ), для советских кораблей составляла:
Тип «Киров» 5,745 т/д (без учета «Калинина» и «Кагановича»).
Тип «Чапаев» 5,38 т/д.
Тип «Кронштадт» 7,15 т/д.
Тип «Советский Союз» 8,2 т/д.
******
АИ.
Но в данной АИ, раз Германия закладывает малые «Шарнхорст», то и в СССР могут ограничиться скромными параметрами проекта 69, скажем всего (пусть изначально 22 тыс.тонн) 25 тысяч тонн (и совсем хорошо, если не гнаться за всякими суперпараметрами 305-мм орудий, а остановиться на реальных характеристиках). Плюс заложить корабли раньше – в январе 1938 года. В этом случае, к 22 июню 1941 года корпуса кораблей будут готовы на 18-38% (в зависимости от дня закладки), и «Севастополь» (по аналогу с крейсерами проекта 68 — «Фрунзе» и «Куйбышев» которые были готовы на 38% и 29% соответственно) можно экстренно спустить на воду и эвакуировать из Николаева в Поти.
Конечно, за годы ВОВ, что-то с обоих линейных крейсеров будет снято, однако, корпуса все же имеют большую степень готовности. И после ВОВ, будет принято решение достраивать оба корабля, пусть и с некоторыми изменениями. Например, только зенитная артиллерия вместо противоминного и зенитного, главный калибр то же можно сделать меньше. В общем, к 50-м годам оба корабля уже будут в высокой степени готовности, и их успеют достроить.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/malyj-sharnhorst-ego-potomki-i-sopernik/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉