«За полгода мы выпили 300 бутылок водки, 400 вискаря и огромное количество пива. Это было настоящее безумие».
Четыре года испытаний, смена продюсеров, океан выпивки и трагедия за рулем, чуть было не закончившаяся гибелью — это история того, как создавался шедевральный альбом Def Leppard, ставший эталоном для многих других работ в жанре.
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic
Амбициозные цели
С альбомом Pyromania Джо Эллиотт, гитаристы Стив Кларк и Фил Коллен, басист Рик Сэвидж и барабанщик Рик Аллен наконец-то реализовали потенциал, заложенный в дебютном альбоме группы On Through The Night (1980) и развитый в High 'N' Dry (1981). Pyromania стала мировым бестселлером и сделала простых парней из Шеффилда настоящими супер-звездами. Альбом долгое время удерживал первое место в американских чартах, соперничая лишь с Thriller Майкла Джексона. И теперь перед ними стояла задача повторить этот коммерческий успех.
«Когда мы начали работать над Hysteria, наш продюсер Матт Ланге, создатель High 'N' Dry и Pyromania, предложил сделать хард-роковую версию Thriller, — вспоминает Джо. — Он был уверен, что наша группа способна записать альбом с семью хитами, и оказался прав».
Едва вернувшись из почти годичного турне в поддержку Pyromania, группа тут же взялась за создание нового альбома. Ставки были слишком высоки, поэтому расслабляться и брать отпуск никто не собирался.
«Наш последний концерт состоялся 8 февраля 1984 года в Бангкоке, — рассказывает Джо. — Чтобы не платить налоги за огромные гонорары с Pyromania, мы прилетели в Дублин и поселились на пять дней в отеле, пока подыскивали себе более уютное и подходящее пристанище».
Они выбрали пятикомнатную квартиру на окраине ирландского города. Ланге присоединился, и группа погрузилась в создание новых песен. Почти...
«Вы должны помнить, что нам всем было по 20 лет, мы были одиноки и уже год путешествовали», — смеется Джо. «Поэтому мы не только писали новый альбом, но и много тусовались! За полгода мы выпили около 300 бутылок водки, 400 виски и несколько ящиков пива. Это было настоящее безумие».
Задача перед парнями стояла амбициозная — они вознамерились превзойти все, что было создано до них. Было важно не просто повторить успех, а достигнуть нового уровеня.
«Первая песня, которую мы сочинили, называлась Fractured Love. Но Матт ее отверг, считая, что она повторяет старые идеи. Мы подумали: „Ну вот, опять. Опять мы в школе с директором“. Но он оказался прав. Нам нужно было поднять свою планку, и мы все это понимали. В итоге Fractured Love вошла в наш альбом Retro Active [1993], где были собраны неизданные и редкие треки».
В первые годы в Дублине группа записала такие хиты, как "Animal" (хотя ее переписывали множество раз), "Hysteria" и "Gods Of War". Они понимали, что движутся в верном направлении.
Непреходящие трудности
Но проблема возникла там, где никто не ждал. Матт Ланге отказался продюсировать новый альбом Def Leppard, изначально получивший название Animal Instinct (идею с Hysteria предложил Рик Аллен).
«Матт был измотан работой над альбомом Heartbeat City для The Cars и нуждался в отдыхе. Он был так увлечен этим проектом, что считал нечестным быть кем-то другим, кроме как полностью погруженным в него. Нам следовало сделать паузу на год и подождать, пока Матт восстановит силы. Но мы ошиблись, согласившись на другого продюсера».
Они выбрали Джима Стейнмана — человека, создавшего легендарный альбом Meat Loaf Bat Out Of Hell. Но это оказалось ошибкой.
«Клифф Бернштейн вместе с Питером Меншем предложил себя в качестве продюсера. Никто из нас не был уверен. Мы пытались объяснить Клиффу: песни для «Bat Out Of Hell» написал Джим, а продюсировал альбом Тодд Рундгрен. Однако после успеха «Pyromania» другие продюсеры не хотели с нами сотрудничать. В итоге мы остановились на Джиме и почти сразу пожалели об этом».
В августе 1984 года Leppard и их новый продюсер начали работу в студии Wisseloord в Хилверсуме, Нидерланды. Однако их сотрудничество продлилось лишь шесть недель. Группа пришла к выводу, что продюсер им не подходит, и рассталась с Джимом.
«У него был совершенно иной менталитет. Возможно, проблема была в том, что он писал песни для альбома Bat Out Of Hell II: Back Into Hell, поэтому до девяти утра возился с пианино в своем гостиничном номере. Мы же приезжали в студию в 11, а он появлялся только в 14:30. Обычно он лежал на диване, пока мы репетировали, например, Don't Shoot Shotgun, и говорил: «Звучит отлично, больше ничего не нужно делать». Мы просто отрабатывали материал, а он был доволен! Возможно, однажды мы включим в бокс-сет песню, записанную с ним, чтобы все могли посмеяться. Да, она настолько плоха».
Группа обратилась к инженеру Найджелу Грину, работавшего над High 'N' Dry, чтобы он стал сопродюсером альбома. Эту мысль подкинул Матт.
«Мы постоянно общались с Ланге, несмотря на участие Джима в работе. Мы признались ему, что ничего не получается, и он предложил Найджела».
Так что музыкантам пришлось начинать сначала. Однако любой прогресс в создании альбома наталкивался на преграды. 31 декабря Рик Аллен попал в ужасное ДТП. По пути в Шеффилд на новогоднюю вечеринку он попытался угнаться за неким водителем и в итоге на повороте потерял контроль над своим Corvette Stingray. Машина врезалась в стену и оказалась в поле. Его выбросило из автомобиля и оторвало левую руку из-за плохо пристегнутого ремня безопасности.
«Это были слезы и настоящая тревога за Рика», - Джо тяжело вздыхает. «Мы были рядом, когда его руку пытались восстановить, но попытки не увенчались успехом. Матт навестил его и предложил использовать левую ногу для игры на барабанах. Они обсудили это, и Рик сказал, что может продолжать выступать в группе. Сначала мы сомневались: однорукий барабанщик? Но мы решили дать ему шанс. Если Рик не сможет играть, это будет его выбор. У нас уже были все ударные партии, так что он мог не спешить».
Достойное завершение
К этому времени Матт вернулся из отпуска и был готов посвятить себя проекту. Все записи с Найджелом Грином заменили новыми, одобренными Маттом. Работая в Wisseloord, Windmill Lane Studios (Дублин) и Studio Des Dames (Париж), Leppard и Матт стремились создать шедевр. Но в конце процесса случилась новая беда: теперь уже сам продюсер попал в аварию.
«Наверное, тогда нам казалось, что нас сглазили», — вздыхает Джо. «Джон Бон Джови долго не садился со мной в одну машину. Но Матт мог работать, даже лежа с загипсованной ногой в больнице. У него была клавиатура и блокнот, и он продолжал генерировать идеи».
Он продолжает:
«Многие думают, что мы были под полным контролем Матта, — продолжает Джо. — Но это не так. Мы работали в партнерстве. Он, безусловно, предлагал отличные идеи, но уважал и то, что делали мы. Для меня это напоминало отношения между «Битлз» и их продюсером Джорджем Мартином. Некоторые утверждают, что после того, как мы перестали сотрудничать с Маттом, наш успех пошел на спад. То же самое говорят и о AC/DC, а ведь они — великая группа».
В 1987 году, после короткого летнего перерыва для участия в нескольких концертах, включая фестиваль Monsters Of Rock в Донингтоне (где Рик Аллен доказал свою способность выступать наравне с другими), группа продолжала работу над новым альбомом. Матт продолжал микширование в лондонской Battery Studios, а 5 июля Leppard начали мировое турне в Ирландии. Альбом вышел в августе и возглавил чарты Великобритании и США, став настоящей сенсацией. Из шести синглов, выпущенных с альбома, пять стали хитами, лишь "Women" не достиг такого успеха. Leppard приблизились к своей мечте — сравняться с Thriller. Это был поразительный успех.
«Это не просто наш флагман, это настоящий локомотив, который утянул нас еще выше. Он стал эталоном для всех остальных. С тех пор мы постоянно сравниваем наши работы с ним, и это неправильно. Конечно, он стал важной вехой в нашей карьере, и я горжусь им. Однако, несмотря на то что мы, возможно, пока не создали ничего столь же великого, я считаю, что у нас есть много хороших альбомов с потрясающими песнями».
Джо подытоживает:
«Проблема в том, что когда ты достигаешь такого успеха, путь только один — вниз. Но говорить, что Def Leppard — это только Hysteria, несправедливо».
Джо считает, что Leppard дали нам больше, чем просто Hysteria, хотя этот альбом и остается одним из величайших в истории рок-музыки. Это эпохальный сборник вдохновляющих песен, который изменил многое.
А вы как считаете? Пишите в комментариях!
Подписывайтесь на канал! И до встречи в других наших публикациях: