«Мы трудились с двух дня до десяти вечера. Почему только до 10? Чтобы успеть в паб!» — в целом, такими словами и можно описать ту атмосферу, в которой создавался второй студийник "моторов" Overkill. Эта пластинка не просто сделала их богатыми и знаменитыми: она навеки вписала имена этих безумных рокеров в летопись рок-н-ролла.
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic
Что было в начале?
Группа Motörhead возникла в 1975 году благодаря Лемми, который после ухода от прог-новаторов Hawkwind решил создать нечто уникальное и новое. Лемми хотел играть грязный и агрессивный рок-н-ролл, и к себе в группу он пригласил барабанщика Лукаса Фокса и гитариста Ларри Уоллиса из Pink Fairies.
Сделка с лейблом United Artists позволила начать работу тут же и записать альбом в том же году. Однако результаты не оправдали ожиданий компании, и пластинку отложили в долгий ящик. Вышла она только в 1979 году под названием On Parole.
К тому времени Лукаса и Ларри в группе не стало — им на смену взяли Фила «Грязное животное» Тейлора и «Быстрого» Эдди Кларка. Интерес к Motörhead упал настолько, что музыканты уже тоже паковали вещи. Однако Chiswick Records напоследок решила сделать группе небольшое одолжение и предложила три дня в студии для создания прощального сингла. Невероятно, но за это время команда записала целый альбом. Самостоятельно выпущенный диск оказался успешным, что позволило предположить: у Motörhead все же может быть хоть какое-то будущее
«Bronze Records связалась с нами через нашего менеджера Дага Смита и предложила записать сингл», — вспоминает Лемми. «Мы отправились в Wessex Studios в Лондоне с продюсером Нилом Ричмондом и исполнили кавер на культовую песню Louie Louie. Она хорошо показала себя в чартах, заняв 68-е место. Лейбл одобрил запись альбома».
Это был первый раз, когда группа получила шанс записать полноценный студийный альбом.
«Наш первый альбом Motörhead был по сути концертной записью. Он абсолютно точно передавал то, что мы делали на сцене в тот период. Но теперь у нас появилась возможность как следует поработать в студии и посмотреть, к чему все это может привести».
Работа в студии и песни
На роль продюсера группа выбрала Джимми Миллера. Было ли это решение верным? Поначалу казалось, что да.
«Мы выбирали из четырех продюсеров. Я слышал только о Джимми Миллере, потому что он работал с Rolling Stones. Вот мы и остановились на нем».
Джимми был наркоманом в завязке, и его зависимость от героина снова дала о себе знать, когда группа приступила к записи Bomber. Но работая над Overkill, он был полон энергии и оптимизма.
«Джимми всегда был спокоен и доволен. Он улыбался и вносил огромный вклад. Он хорошо разбирался в студиях, а мы, группа, — нет. На время записи альбома он стал четвертым участником Motörhead. Мы должны были действовать слаженно, и Джимми вписался идеально. Очень жаль, что его не стало... ».
(Миллер умер в 1994 году в возрасте 52 лет от печеночной недостаточности, вызванной длительным злоупотреблением алкоголем).
С декабря 1978 по январь 1979 года Motörhead вели запись сразу в двух студиях — Roundhouse и Sound Development, обе находились в Лондоне. Всего на создание альбома ушло шесть недель.
«Мы провели там около шести недель, — вспоминает Лемми. — Предыдущий альбом мы записали за три дня, так что 6 недель - это чуть дольше. Но не забывайте, что мы еще и активно выступали тогда, не только работали над пластинкой. В те времена всё было менее регламентировано. Мы понимали, что студии стоят дорого, поэтому не могли позволить себе тратить время впустую».
Преимущество такого подхода было в том, что многие песни уже звучали на концертах, обросли плотью и были отлично отрепетированы.
«Да, это помогло песням развиться. Вы удивитесь, как меняются песни под влиянием сцены. Мы, возможно, непреднамеренно позволили им созреть так, как это не получилось бы в студии. Но это естественный процесс. Если вы сравните запись «Metropolis» с нашим нынешним живым исполнением, вы увидите, что они совсем разные».
"Metropolis" выделяется на фоне остального альбома Overkill, так как была написана на скорую руку, просто чтобы заполнить место на пластинке.
«Нам не хватало одной песни, и я буквально за ночь придумал новую. Помню, как в тот вечер пошел в кинотеатр на Портобелло-роуд в Западном Лондоне. Там шел классический немой фильм «Метрополис» Фрица Ланга. Эта картина вдохновила меня. Я вернулся домой, написал песню, принес ее в студию, и мы сразу ее записали».
Он продолжает:
"Я точно помню: гитарное соло, которое вы слышите в этой песне, Эдди сыграл с первого дубля, даже не подозревая, что его записывают. Он только настраивался, когда начался процесс. «Хорошо, я готов сыграть соло», — сказал он. «Слишком поздно, — ответили мы, — мы уже записали». Так что то, что вы слышите на альбоме, — это, по сути, репетиция и подготовка Эдди. Но для нас его первая попытка осталась непревзойденной. Вот что я имею в виду о студийной работе: очень быстро становится ясно, что работает, а что нет. Мы все играли на пределе возможностей».
Интересным с точки зрения продюсирования треком на альбоме Overkill является "Tear Ya Down". Это оригинальная версия, созданная с Нилом Ричмондом для второй стороны сингла Louie Louie. Почему группа не перезаписали её с Джимми?
«Я могу нафантазировать кучу оправданий про вибрации и отношение к оригиналу, что мы никогда не сможем его превзойти, — смеётся Лемми. — Но правда в том, что нам было просто лень. Мы решили, что переделывать песню — это слишком много работы».
Все треки на пластинке создала группа, за исключением "Damage Case". В этом треке Мик Фаррен, бывший фронтмен провокаторов 60-х Deviants и давний друг Лемми, помог с текстами.
«Мик написал все тексты, а я их улучшил. То, что вы слышите, — результат нашего сотрудничества, хотя мы никогда не писали вместе», — объясняет Лемми.
Главное, успеть в паб
Что насчет названия самого альбома? Вы могли подумать, что группа долго обсуждала разные варианты, а потом сошлась на одном? Совсем нет. Человеком, который придумал название Overkill, был...
«Джерри Брон, владелец Bronze Records», — рассказывает Лемми. «Я понятия не имею, почему он решил так назвать альбом, но он вложил эту идею в наши головы. Возможно, он услышал что-то особенное в самой песне, которую я написал. Я помню, как пришёл с идеей песни и сказал всем: „Ну-ка, слушайте внимательно, ребята“. Но название альбому дал Джерри».
Работа над альбомом Overkill была хаотичной, но не настолько, как могло показаться.
«Наш рабочий день в студии начинался около двух часов дня, — вспоминает Лемми. — Мы работали до десяти вечера. Почему не оставались допоздна? Чтобы сходить в паб и пропустить пару стаканов. Помните, тогда пабы не работали круглыми сутками. Им нужно было закрываться в 11 вечера».
Альбом Overkill вышел в марте 1979 года. Его обложка, созданная художником Джо Петаньо, который также придумал знаменитый логотип Motörhead, вызвала восторг. Однако сам Петаньо остался недоволен своей работой.
«У меня было всего полторы недели, чтобы закончить обложку, — вспоминал он. — Но для меня это всегда оставалось разочарованием. Я хотел, чтобы она была многослойной, чтобы в ней чувствовалось что-то большее — множество деталей и нюансов».
Значение
С этим альбомом Motörhead значительно расширили свою фан-базу. Он занял 24-е место в британских чартах, что стало значительным достижением для группы. Лейбл пошел на хитрый маркетинговый ход: выпустил зеленое виниловое издание всего через три недели после выхода стандартного черного. Это должно было стимулировать фанатов приобрести обе версии. Однако, чтобы доказать зрелость группы, не нужны были уловки. Если предыдущий одноименный альбом был спонтанным и созданным наспех, то Overkill продемонстрировал, что Motörhead выросли на всех уровнях. Это была уже не просто команда, пытающаяся играть громче всех, а трое талантливых музыкантов, гордящихся своим мастерством.
Успех Overkill открыл для группы новую эру, которую многие считают их самым творческим периодом. Альбом Bomber, вышедший в 1979 году, укрепил их популярность, а Ace Of Spades в 1980-м принес признание широкой аудитории. Концертный альбом No Sleep 'Til Hammersmith, выпущенный в 1981-м, сделал их еще популярнее, заняв первое место в британских чартах. Однако это также стало концом эпохи. В Iron Fist (1982) не было той искры, что в предыдущих работах, и вскоре после релиза Быстрый Эдди покинул группу.
Motörhead остаются одной из самых значимых рок-групп, и их успех во многом обусловлен альбомом Overkill. Эта пластинка стала важным этапом в их карьере, выведя группу на новый уровень после не совсем удачного старта. Сегодня этот альбом считается классикой.
«Так ли это? Честно говоря, не знаю!» — говорит Лемми с искренним удивлением, признавая неоспоримый авторитет альбома. «То, что я слышу, — это запись, которая... слишком медленная! Мы играем эти песни гораздо быстрее сейчас. Для нас Overkill был шагом к Bomber — хотя я считаю его лучшей записью — и затем к Ace Of Spades. Но этот альбом доказал, что мы настоящая группа».
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и до встречи в других публикациях: