«Я согласился стать участником группы, когда был сильно пьян. К сожалению, то, что происходило дальше, я помню весьма смутно!» — так начинается запутанная история создания альбома Born Again и последовавшего за ним тура.
Вы читаете Attack the Music — блог о тяжёлой музыке и всём, что с ней связано! Подписывайтесь!
У нас появился свой Telegram-канал: там мы публикуем небольшие обзоры на разного рода новинки! Подписывайтесь! https://t.me/attackthemusic
Встречайте: новый вокалист
Выпущенная в 1983 году пластинка Born Again стала для Black Sabbath самой неоднозначной, и во многом из-за участия в записи вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана.
Вообще история успеха Black Sabbath — невероятна сама по себе. С 1970 по 1978 год оригинальный состав музыкантов записал и выпустил 8 студийных альбомов, каждый из которых легко находил своего слушателя и пополнял коллекцию меломанов. После изгнания Осборна группа сошлась с бывшим вокалистом Rainbow Ронни Джеймсом Дио и записала с ним две замечательных пластинки — Heaven And Hell (1980) и Mob Rules (1981).
Однако после выхода концертного альбома Live Evil в 1982 году, у группы и Дио случился скандал, и последний ушел из коллектива, который был вынужден начать поиски нового вокалиста. Тот, на ком музыканты остановили свой выбор, оказался полной неожиданностью для всех: бывший вокалист Deep Purple Иэн Гиллан. Что это: неужели рождение новой супергруппы? Или грядущий провал?
Басист Гизер Батлер высказывался более однозначно: «Это не Deep Sabbath и не Black Purple! Просто Иэн Гиллан присоединился к Black Sabbath. Так что мы не будем играть "Smoke On The Water", расслабьтесь!».
Эту фразу Батлеру будут припоминать еще долго, хотя нужно признать, что этот союз музыкантов был вполне логичным: Sabbath нуждались в вокалисте, а Гиллан искал подходящую группу.
«На самом деле, я согласился присоединиться к группе, будучи совершенно пьян», — смеется Гиллан, вспоминая те туманные, безумные дни. «Дело в том, что я распустил свою группу Gillan, потому что у меня закончились деньги. Я потерял свой дом, студию и даже машину. В то время Sabbath только что уволили Ронни Дио, и я встретился с Тони и Гизером в Бирсвилле, на севере штата Нью-Йорк. Мы сильно напились, я буквально лежал под столом.
Я не очень хорошо помню, что происходило дальше. Но на следующий день мой менеджер Фил Бэнфилд позвонил мне и сказал: «В следующий раз, когда ты решишь принять решение о карьере, сначала посоветуйся со мной!». Очевидно, в тот момент я был очень пьян, поэтому согласился присоединиться к Sabbath!
Так что официального предложения не было, просто очень пьяный разговор. Насколько я помню, я оставался в таком состоянии почти всё время, пока был в группе.
С моим приходом в состав Sabbath произошли и другие изменения. Вернулся прежний барабанщик Билл Уорд, который ушёл из группы пару лет назад во время тура Heaven and Hell».
«Билл не был идеальным, но он был таким замечательным парнем, — рассказывает Гиллан. — Более приятного человека невозможно было бы найти. Когда он вернулся, группа снова обрела свой классический инструментальный состав. И позвольте мне сказать, они были великолепны».
Необычные события во время записи
Было решено, что Sabbath, вновь собравшиеся вместе, запишут альбом в Manor Studios, поместье, расположенном в Шиптоне, Оксфордшир. В то время эта студия принадлежала Ричарду Брэнсону. Однако, как вспоминает Гиллан, процесс записи оказался совершенно не таким, как обычно. На самом деле, вся ситуация была немного сюрреалистичной.
«Я почти не видел остальных ребят», — говорит он. «Днем я работал в студии, а ночью — развлекался. Тони и Гизер же, кажется, днём тусовались, а ночью спали — или что-то в этом роде. Вот как обычно было: я приходил в студию примерно к пяти часам вечера. Когда уходил, приходили остальные ребята. Мы быстро обменивались идеями, я делился своими мыслями о том, что они успели сделать прошлой ночью. Они работали примерно до полуночи, а затем отправлялись в клуб в Бирмингеме. Возвращались в студию около восьми утра, когда я уже вставал и кипятил чайник — как раз в тот момент, когда они были готовы завалиться спать! Это было безумие, но, похоже, оно устраивало всех нас».
В поместье можно было жить и записываться, но Гиллан предпочёл не оставаться в доме, а разбить палатку на его территории и ночевать там. Это может показаться странным, учитывая, насколько крупными фигурами были Sabbath и сам Гиллан.
«На самом деле в доме стоял ужасный запах, так что мне было удобнее спать в палатке. Кроме того, в доме постоянно что-то происходило: кто-то пил, кто-то веселился — так что для моей же безопасности мне разумнее было держаться от всего этого подальше».
Учитывая репутацию группы, не стоит удивляться, что на Sabbath начал жаловаться местный викарий, который, вероятно, был не в восторге от присутствия Тёмных Лордов рока в своих окрестностях.
«Однажды, в особенно жаркий день, я распахнул двери в аппаратной, и звук стал очень громким», — рассказывает Гиллан. «И тут я увидел, что в комнате стоит викарий. Он был очень вежлив и дружелюбен, но попросил сделать потише то, что он назвал «этой замечательной музыкой» — я заметил, что он очень старался не называть её «шумом», — потому что она мешала ему заниматься с хором
Этот человек был так почтителен, что мы без проблем договорились не включать музыку во время его занятий с хором. Мы так хорошо поладили, что я пошёл выпить с ним пинту пива в пабе», — вспоминает музыкант.
Вся эта история нашла отражение в песне «Disturbing The Priest».
Во время тех сессий был записан ещё один трек, навеянный реальными событиями, — «Trashed». Его основой стал личный опыт Гиллана, едва не столкнувшегося со смертью.
«Однажды я оказался на волосок от гибели», — вспоминает Гиллан, и в его голосе слышится отголосок тех переживаний. «Я несся на машине по шоссе, когда её перевернуло, и она скользила по крыше, казалось, бесконечно. Если бы не шлем, я бы не выжил. Странно, но я даже не помню, что заставило меня надеть его в тот день — но это спасло мне жизнь!».
Релиз
Альбом, названный Born Again, записали всего за несколько недель. Он вышел в августе 1983 года и получил в целом одобрительные отзывы. Особенно критики выделили мощную композицию «Zero The Hero», которая, по их мнению, могла соперничать с лучшими работами Black Sabbath. Правда, обложка альбома, изображающая оскалившегося демонического младенца, была воспринята прохладно — многие сочли ее настоящей безвкусицей.
Альбом занял четвёртое место в британских чартах, став для Black Sabbath самым успешным релизом с 1973 года, когда вышел Sabbath Bloody Sabbath. В США он попал в Топ-40, уступив двум альбомам с Дио, но обойдя последние работы с Оззи. Несмотря на сильный материал, качество звука оставило желать лучшего.
«У меня есть мониторный микс, и он звучит потрясающе», — рассказывает Гиллан. По слухам, когда он впервые услышал финальную версию, то в ярости выбросил кассету из окна машины.
«Что-то пошло не так на финальном этапе — возможно, при мастеринге. Звук будто накрыли одеялом. Я не виню нашего продюсера Робина Блэка, он отлично поработал, но кто-то явно облажался. Подозреваю, что виноват один конкретный басист».
Странный тур
Если сам альбом Born Again стал коммерческим успехом, то сопровождающее его турне больше напоминало нелепый спектакль. Из-за болезни Билла Уорда группе пришлось срочно искать замену, и на ударных оказался Бев Беван (экс-барабанщик ELO). Кульминацией абсурда стало выступление на фестивале в Рединге в августе 1983 года, где Sabbath неожиданно сыграли кавер на «Smoke on the Water» — словно подтверждая шутки о Deep Sabbath.
«Это не было частью сет-листа! — оправдывается Гиллан. — Тони просто начал играть этот рифф, а остальные подхватили. Наверное, они хотели мне помочь — ведь Оззи навсегда останется голосом Sabbath, а мне было непросто браться за «War Pigs» или «Iron Man». Получилось отлично, и публика отреагировала здорово. Никто не посчитал это кощунством».
Однако это было лишь незначительное событие по сравнению с тем, что произошло во время североамериканского этапа тура Born Again.
«У нас была встреча с компанией Light & Sound Design в Бирмингеме, мы обсуждали декорации», — рассказывает Гиллан. «Нас спросили, есть ли у кого-нибудь идеи, и тогда Гизер предложил: «Давайте сделаем Стоунхендж». Все согласились, что это отличная идея. Но когда его спросили, насколько большой он представляет себе эту декорацию, Гизер ответил: «В натуральную величину, конечно!». Так она и была построена и выглядела грандиозно — честно говоря, я считаю её одной из лучших сценических декораций Sabbath за всю историю. Однако она оказалась слишком большой для многих площадок, на которых мы выступали!».
Декорации были настолько громоздкими, что на некоторых площадках просто не помещались. Но даже когда их удавалось установить, возникали новые курьёзы.
«Первый раз мы использовали эту конструкцию в Maple Leaf Gardens в Торонто», — вспоминает Гиллан. «Получилось непреднамеренно комично! Наш менеджер Дон Арден нанял каскадёра-карлика, изображавшего того самого «сатанинского младенца» с обложки. По задумке, он должен был эффектно спрыгнуть со «Стоунхенджа» в момент начала концерта — на подготовленные матрасы. Но раздался крик: бедняга приземлился прямиком на жёсткий пол!».
Дополнительный «мистический» антураж создавали члены команды, переодетые друидами — правда, современные кроссовки Reebok, выглядывавшие из-под их мантий, полностью разрушали иллюзию. «Публика смеялась, и я её понимаю, — смеётся Гиллан. — Мы хотели эпичности, а получили цирк!».
Турне Born Again завершилось 3 марта 1984 года. Обе стороны осознавали, что союз, который начался пьяной ночью чуть более года назад, не будет долговечным, и расстались по-хорошему. Сам альбом занимает уникальное место в истории Sabbath: одни считают его неудачным, другие — почитают.
«Я подписал контракт всего на год, и на этом всё закончилось», — говорит Гиллан, который ещё до окончания тура вёл переговоры о воссоединении Deep Purple. «Но это было прекрасное время. Я считаю, что альбом получился очень честным и гораздо лучше тех, что группа записывала позже. Продакшн был плохим, я согласен с этой критикой. Но песни и исполнение были настоящими, честными и сырыми. Они отражают то, в каком состоянии мы находились в то время.
Я горжусь тем, что был частью Born Again, и то, что мне удалось поработать с такими замечательными профессионалами, было огромным опытом. Возможно, нам следовало бы назвать группу по-другому — может быть, даже «Black Sabbath с участием Йена Гиллана», — но вы же знаете, каковы музыканты. Мы склонны плыть по течению. Тем не менее, это было прекрасное время в моей жизни, и это чистая правда. Хотя, оглядываясь назад, я удивляюсь, как я выжил!».
А как вы относитесь к альбому Born Again? Пишите в комментариях!
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал и до встречи в других наших публикациях: