22 апреля в Новой Третьяковке на Крымском валу открылась выставка, посвящённая тяжелейшим годам в истории страны. Времени, когда вопреки всему наш народ выстоял. И победил.
Я заранее читала о предстоящем мероприятии, в общих чертах понимала, что меня ждёт. Но не думала, что будет настолько эмоционально...Об этом сегодня и расскажу.
Как добраться и сколько стоит
Выставка проходит на втором этаже западного крыла Новой Третьяковки. Добраться можно на общественном транспорте: от станций метро "Октябрьская" и "Парк Культуры" ездят автобусы Б и Т10 до остановки "Парк Горького". Можно и пешком дойти - путь займёт минут 10-15, да и указатели повсюду.
Если планируете приехать на авто, то перед зданием Новой Третьяковки есть платная парковка. Другие - на Крымском валу и в Мароновском переулке.
Билеты стоят 400 рублей. Пройти бесплатно можно будет 9 и 17 мая, 22 июня и 9 сентября. Выставка работает с 10 утра со вторника по воскресенье. Во вторник, среду и воскресенье открыта до 18:00, с четверга по субботу - до 21:00. Сеанс проходит каждые 30 минут. Билеты продаются на сайте.
Экспозиция
Она состоит из пяти разделов: "Огненные версты войны", "Алтарь Победы", "Эхо прошедшей войны", "Лица Победы" и "Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны". Всего около 250 экспонатов. Фотографировала я не все - порой было тяжело...
В атмосферу тебя погружают сразу: ты поднимаешься по лестнице, и перед глазами возникает огромная надпись с названием выставки.
Идёшь ко входу, а с левой стороны экраны во всю стену транслируют кинохронику.
"Огненные версты войны"
"Огонь" заметен сразу: напротив входа на красной стене разместили знаменитый плакат Ираклия Тоидзе "Родина-мать зовёт!"
Рядом с плакатом расположилась маленькая скульптура репродуктора со сводкой Совинформбюро.
По залу раздаётся голос Юрия Левитана, зачитывающий то самое сообщение от 22 июня 1941 года..."Враг будет разбит! Победа будет за нами!" эхом разносится вокруг. Предательски подкатывают слезы, но я держусь...
В помещениях полумрак. Идея считывается: света не стало, когда все началось...
Чуть поодаль выделяется тоже красная "будка": внутри "трубка" и экран. Выбираешь на нем человека, историю которого хочешь послушать, подносишь к уху импровизированную "трубку" и впитываешь.
Забегая вперёд скажу, что таких "будок" на выставке много. Первая - с поэтом и журналистом Константином Симоновым, живописцем Борисом Неменским и скульптором Львом Кербелем.
От имени Симонова рассказывают, что он не любил писем. Так что знаменитое "Жди меня" стало своеобразным неотправленным письмом.
Борис Неменский с особым уважением и трепетом говорит о медсестрах: именно они на своих хрупких плечах вытаскивали раненых не только с поля боя, но и с того света... На выставке представлена одна из картин художника, как раз посвящённая девушкам в белых халатах.
Было ценно послушать о том, как Лев Кербель создал в берлинском парке Тиргартен "Мемориал павшим советским воинам". И парк, и памятник я видела неоднократно, так что неожиданно получила привет из любимого города)
Много пронзительных картин и скульптур с изображением начала Великой Отечественной и ухода на фронт.
Следующая картина хоть и называется "Комсомольцы на строительстве оборонительных рубежей", но посмотрите, сколько там женщин!
Где женщины, там и ожидание: матери ждали сыновей, жены - мужей...
А перед этой картиной я замерла...Поразительно, насколько точно показан последний взгляд на родной дом. Дальше - неизвестность...
Ещё одна "будка": здесь рассказ живописца и иллюстратора Мавриной Татьяны Алексеевны. В 1941 году она начала титаническую работу - большой графический цикл "Русские города, архитектурные памятники и пейзажи".
Днями и ночами она запечатлевала старинные церкви, монастыри, виды Москвы - боялась не успеть, если все погибнет в бомбёжках. Порой делала наброски в блокноте, который лежал в кармане. Она даже добилась, чтобы ей дали пропуск на Красную площадь. Художница делала там зарисовки, несмотря на огромную опасность.
В то время каждый вносил свою лепту: кто-то на поле боя, кто-то в тылу на заводе, а кто-то вот так с кистью в руке сохранял хрупкое настоящее на память для потомков...
Военную Москву писали и другие.
Заходим в следующий зал. Звучит седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, "Ленинградская".
Рядом "будка", где можно услышать, как Шостакович создавал свою музыку. А вокруг картины блокадного Ленинграда...
И словно отсылка виднеется деревянная скульптура "Хлеб".
А здесь очередь за хлебом и "чернильным карандашом написанные номера на старушечьих и детских руках, сжимающих драгоценные, неповторимые карточки".
Здесь женщины: неизвестные партизанки и известная Зоя Космодемьянская.
И снова "будка" с множеством историй - Твардовский, Кукрыниксы, Цигаль...
Рядом одна из работ скульптора Цигаля и бюст Твардовского.
И слова самого Твардовского.
А здесь тяжёлый привет из Австрии - уменьшенная модель памятника Дмитрию Михайловичу Карбышеву, который установили в Маутхаузене. В концлагере, где выдающегося генерал-лейтенанта, учёного, доктора технических наук жестоко замучали, по сути казнили...
Я однажды побывала в Маутхаузене - заехали туда по пути в Линц. И если обычно при подобных упоминаниях посещенных мною мест я пишу, что "как-нибудь об этом обязательно расскажу", то в данном случае у меня такой уверенности нет...Слишком тяжело было находиться в тех местах и осознавать, что там происходило...Может быть когда-нибудь я смогу облечь увиденное в слова...Не знаю...
"Алтарь Победы"
И вот ты заходишь в следующий зал. И даже не успев заметить название следующего раздела, уже по количеству света в зале понимаешь, что страшное позади...Победа!
Снова звучит голос Левитана, но событие другое - подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил.
Подписывали документ в Карлсхорсте. Я посещала это место и скажу, что стены до сих пор хранят ту атмосферу.
А со стен на московской выставке на тебя смотрят картины с совершенно другим настроением.
В этом же зале установлен монитор, где без звука показывают кадры из "17 мгновений весны". Рядом висят эскизы к декорациям фильма.
О том, где снимали "Берн" в этом кино, я рассказывала здесь.
Чуть поодаль картины поверженного Берлина.
Дальше - известные личности. Здесь портрет маршала Жукова.
Здесь - знаменитый плакат с "весёлым солдатом".
А здесь уменьшенная копия скульптуры Вучетича "Воин-освободитель".
Об истории подвига простого солдата, спасшего немецкую девочку, я рассказывала здесь.
"Эхо прошедшей войны"
Тяжелейшие годы позади, нужно жить дальше. Но как быть тем, кто потерял близких?
И все же жизнь продолжается. Отмечают День Победы.
И перековывают мечи на орала.
В очередной "будке" как раз есть одно из воспоминаний Евгения Вучетича. Скульптор всего трижды обращался в своих работах к мечу: меч поднят у скульптуры "Родина-мать зовёт!", меч опущен у уже упомянутого выше "Воина-освободителя", и меч перековывают в "Перекуем мечи на орала!"
"Лица Победы
Следующий зал посвящён тем, кто помогал ковать Победу.
Давайте посмотрим на выдающихся людей.
"Третьяковская галерея в годы Великой Отечественной войны"
И заключительный зал, но не менее важный. Здесь рассказывают о том, как единственный раз за все время существования Галереи коллекция покинула родные стены. Поделюсь с вами тем, что узнала)
Уже через пять дней после начала Великой Отечественной составили списки самых ценных произведений. Картины и скульптуры тщательно упаковали, к ящикам и валам составили спецификации с подробным перечнем предметов.
К 15 июля 300 ящиков с 12 тысячами произведений погрузили в вагоны и отправили в Новосибирск. Ценности сопровождали сотрудники Галереи и директор Александр Иванович Замошкин.
С лета по осень 1941 года Москву бомбили. Здание Галереи в Лаврушинском переулке сильно пострадало. Настолько сильно, что разрушилось несколько залов и главный вход.
Вот как об этом вспоминала научный сотрудник Е. Ф. Каменская:
Немцы стояли в 20-25 километрах под Москвой. Немецкие лётчики ориентировались по реке и сбрасывали и днем и ночью небольшого калибра бомбы на Замоскворечье...Ни одно художественное произведение не пострадало. В нижнем зале, почти под бомбой, выстоял "Иван Грозный" Антокольского. Голова, руки и плечи грозного царя покрылись шапками пыли, но он сохранил свой сумрачный и величественный вид.
Срочно начали готовить к отправке вторую очередь шедевров. За три (!) дня запаковали более двух тысяч (!) произведений и отправили в Пермь (тогда город назывался Молотов).
Большая часть коллекции сосредоточилась в Новосибирске, где создали филиал Третьяковки. Сотрудники Галереи приехали с семьями. И людей, и шедевры разместили в недостроенном Доме науки и культуры. Условия были тяжёлые: под нужды музея приспособили вестибюли театра, сколотили простую мебель, гримерки переделали под общежития сотрудников. Помещения плохо отапливали, да и постоянная сухость воздуха только вредила картинам.
Но даже в таких условиях музей работал: читали лекции по искусству, выступали по радио, устраивали выставки. Самой значимой была "Выставка русского реалистического искусства конца 18 и 19 века" в декабре 1942 года. Она собрала немыслимое количество зрителей - 21 тысячу!
В ноябре 1944 года все произведения из Новосибирска и Перми вернулись в Москву, в родной Лаврушинский переулок. Работа закипела: нужно было все распаковать, вмонтировать в рамы, развесить по залам.
17 мая 1945 года Третьяковская галерея снова открылась. Людей пришло столько, что стояли очереди, а Книга отзывов наполнилась благодарностями.
Переносимся в наши дни) Пора покидать зал. На выходе чернеют строчки Твардовского из "Василия Тёркина":
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле
На первом этаже в специализированном магазинчике вы найдёте книгу о тех днях и другие сувениры, посвящённые Победе.
Выхожу из здания и замечаю сильнейший контраст: солнце, тепло, все цветёт. Вот Парк Горького рядом, вон Москва-Сити виднеется. А в моей голове пульсирует "Ленинградская" симфония Шостаковича...
Выставка однозначно стоит посещения! Как завет. Как память... Побывать можно до 11 января 2026 года. Времени достаточно)