Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Танк-амфибия Т-41, 1932

Оглавление

Советский плавающий танк Т-41 считается попыткой “русификации” британского танка-амфибии Vickers-Carden-Lloyd A4E11. Работы проходили в феврале-марте 1932 года под руководством Николая Козырева, однако в крупную серию амфибию так и не запустили.

Малый плавающий танк Т-41 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Малый плавающий танк Т-41 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Идея создания боевой машины, способной двигаться как по твёрдому грунту, так и по воде, будоражила умы конструкторов и военных ещё со времён появления гусеничной техники - достаточно вспомнить британский танк Vickers Mark D, разработки которого начались в ноябре 1918 года. С тех пор, в той или иной стране, в разное время предпринимались попытки создания машины-амфибии. Основные работы начались в 1931 году, когда Семён Гинзбург получил заказ на разработку и сборку танка-амфибии Т-33 “Селезень”, имевший неудачную конструкцию. Следом были попытки разработать “водоплавающий” бронеавтомобиль-дрезину, а также пытались заставить плавать лёгкий танк БТ-2.

Чертежи опытного танка Т-41. Изображение в свободном доступе.
Чертежи опытного танка Т-41. Изображение в свободном доступе.

Однако несмотря на то, что попытки создания машины-амфибии были неудачными, работы и не думали прекращать. В 1932 году, под руководством Николая Козырева была предпринята ещё одна попытка разработать плавающий танк, но здесь конструкторы решили пойти проверенным путём - в 1931 году в СССР поступил “водоплавающий” Vickers-Carden-Lloyd A4E11, ставший основой для советского танка. Хотя здесь вернее будет сказать, что советские конструкторы решили скопировать британскую машину, но “с советским подходом”, максимально адаптировав новую машину под текущие реалии советской промышленности.

В ходе проектирования Козырев сумел создать корпус, который вполне мог обойтись без всякого рода поплавков, но за это была расплата - танк получился достаточно высоким, так что про требуемую военными маскировку можно было и не говорить. Но даже так машина получилась достаточно грамотной - она демонстрировала неплохие характеристики при движении как по суше, так и по воде, а брони хватало, чтобы вступить в кратковременный бой с пехотой противника. В целом - идеальная машина для диверсий или разведки.

Один из первых опытных танков. Фотография в свободном доступе.
Один из первых опытных танков. Фотография в свободном доступе.

Первый опытный образец был готов уже в середине июня 1932 года. Спустя пару недель, в первой декаде июля, он был передан для проведения заводских испытаний. И спустя ещё несколько недель, в августе того же 1932 года, танк передали военным. Военные гоняли танк на протяжении почти двух месяцев, со 2 августа по 29 сентября 1932 года - в ходе этих испытаний выявили множество недостатков конструкции, которые сделали принятие Т-41 на вооружение и соответственно, серийное производство нецелесообразным. На основании этого, конструкция танка была доработана, после чего была выпущена опытная серия в дюжину экземпляров (в первой половине 1933 года). Но и они не были признаны годными к боевому использованию, поэтому все они использовались в частях ВДВ как учебные машины.

Описание конструкции

При первом же взгляде на танк Т-41, невооруженным взглядом прослеживается преемственность с британскими плавающими машинами, а также с советскими ранними амфибиями, построенными на иностранной базе.

Корпус и башня

Конструкция корпуса Т-41 достаточно архаична, но не лишена своеобразного изящества - листы брони толщиной в девять миллиметров при помощи заклёпок крепились к пространственной раме из стальных уголков. Козырев решил не прибегать к сварке, а для герметичности использовал резиновые прокладки, укладываемые между пространственной рамой и приклёпываемым к ней листом. Лоб и корма получили верхние листы, устанавливаемые под большими углами наклона (таким образом конструкторы старались немного поднять пулестойкость машины).

Корпус танка во всех проекциях. Изображение в свободном доступе.
Корпус танка во всех проекциях. Изображение в свободном доступе.

Амфибия имела компоновку, широко использовавшуюся в зарубежных танках того времени - в носовой части корпуса разместили агрегаты трансмиссии, передающие крутящий момент двигателя на передние ведущие колеса. В середине танка размещался отсек для экипажа - у левого борта расположилось место механика-водителя, у правого – башенный погон и рабочее место командира-стрелка. Двигатель и основные элементы трансмиссии располагались в корме. Борта корпуса располагались строго вертикально, а ширина танка была фиксированной по всей его длине. Над верхней ветвью гусениц располагались надгусеничные полки, выполнявшие роль поплавков - кое-где пишут, что внутри этих полок объём заполнялся пробковой стружкой, для повышения плавучести. На случай протечек внутри танка располагался ручной насос для откачки воды.

Небольшая масса корпуса позволяла использовать танк для авиадесантирования. Фотография в свободном доступе.
Небольшая масса корпуса позволяла использовать танк для авиадесантирования. Фотография в свободном доступе.

Башня танка была цилиндрической формы, собиралась она из листов катаной стальной брони толщиной в девять миллиметров. В лобовой части башни устанавливалась шаровая поворотная установка для пулемёта ДТ, которая позволяла наводить его в пределах 33 градусов по горизонтали и 24 градусов по вертикали, без поворота башни. Поворот башни осуществлялся вручную, и как на всех малых танках того времени, при помощи мускульной силы. Чтобы повернуть башню, командир стрелок должен был на плечах приподнять её, а затем повернуть в нужную сторону.

Вооружение

Единственным вооружением Т-41 был 7,62-мм штатный пулемёт Дегтярёва, установленный во вращающейся башне. Боекомплект к нему составлял 2 142 выстрела, или 34 снаряжённых диска, “развешанных” по боевому отделению машины. Обслуживать пулемёт надлежало командиру танка, а при необходимости ДТ можно было достаточно быстро демонтировать, чтобы использовать вне машины.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Конструкторы стремились максимально упростить и унифицировать конструкцию танка - в качестве силовой установки в кормовом отсеке Т-41 устанавливался бензиновый двигатель ГАЗ-АА мощностью в 40 “лошадок”, размещённый в продольной оси боевой машины, ближе к правому борту. В левой части корпуса размещался металлический топливный бак объёмом в 120 литров. Причём для упрощения конструкции, топливо попадало в двигатель исключительно самотёком, без всякого рода бензонасосов.

Трансмиссия целиком заимствовалась от грузовиков ГАЗ-АА - в её составе была пятиступенчатая механическая коробка передач, а передача крутящего момента от двигателя на приводные колёса происходила при помощи карданного вала. Особенностью конструкции было устройство задней подвески и трансмиссии, где в качестве продольной тяги использовалась так называемая толкающая труба (англ. torque tube), внутри которой располагался закрытый карданный вал. Труба передавала толкающее усилие от заднего моста на среднюю поперечину рамы через стальную чашку сферической формы, а не бронзовую втулку как было означено ранее во многих источниках. Сферическую часть карданной трубы удерживали две получашки из ковкого чугуна, которые часто деформировались при движении назад с нагрузкой. Недостаточной живучестью отличалось и крепление реактивной тяги передней подвески, воспринимавшей усилие при торможении.

Т-41 выбирается на берег. Фотография в свободном доступе.
Т-41 выбирается на берег. Фотография в свободном доступе.

Гусеничный движитель Т-41 был достаточно узким - всего 200 мм шириной. Однако благодаря небольшой массе машины (всего 2,95 тонны), удельное давление на грунт было максимально низким. Подвеска машины - рессорная, с рычажным механизмом блокировки опорных катков. Опорных катков было всего четыре (на борт), и были они без всякого рода резиновых бандажей.

Для движения по воде была предложена оригинальная конструкция движителя - в кормовом листе, через специальное отверстие проходил вал для гребного винта. Сам винт был двухлопастным и был расположен непосредственно перед рулём поворота корабельного типа. Передача мощности двигателя на винт осуществлялась через механизм реверсирования и жесткую зубчатую муфту, соединяющую коленчатый вал двигателя и вал винта. Подобная система успешно решала поставленную задачу, однако имела характерный недостаток. Для переключения трансмиссии на гребной винт требовалось остановиться и выключить двигатель. Только после этого можно было включить реверсивный механизм и муфту. Перед выходом на берег следовало вновь выполнить эту процедуру.

Заключение

К моменту окончания испытаний танка Т-41 все проверки прошел его главный конкурент – Т-37. В результате на вооружение был принят доработанный вариант последнего под названием Т-37А. Первые машины этого типа сошли с конвейера уже в 1932 году. Примечательно, что к серийному производству плавающих танков Т-37А был привлечен и Завод №2 ВАТО, который в дальнейшем был переименован в «Завод №37». Проект Т-41 был закрыт, а все наработки были отправлены в архив.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.