В СССР пристально следили за развитием инженерно-конструкторской мысли по всему миру - как только в Великобритании начали работы по созданию машины-амфибии, аналогичную машину затребовали и для нужд РККА. Так начались работы по созданию первого советского плавающего танка Т-33 “Селезень”.
История создания
Осенью 1931 года по линии внешней торговли к руководству УММ РККА приходят сведения о новой британской машине - лёгкий плавающий танк Vickers-Carden-Lloyd A4, успешные испытания которого завершились в середине-конце лета того же года. Однако, как многие читатели помнят, изначальный прототип в серию не пошёл - британские военные к такой технике отнеслись с холодком, предпочитая водную стихию традиционно поручать Королевскому флоту. И пока британские военные “телились”, решая, нужны ли им амфибии или нет, в СССР было принято решение такие машины строить.
С этой целью, в середине осени 1931 года, руководителю одного из отделов УММ РККА Семёну Гинзбургу было поручено создать танк-амфибию для вооружения отчизны. Работать пришлось вслепую - по линии внешней торговли не удалось добыть хоть сколько-нибудь стоящей технической информации, поэтому проект “ваяли на коленке”, использовав в качестве основы для будущей машины гражданский тягач-трактор Vickers-Carden-Lloyd, одну единицу которого закупили для всестороннего исследования несколькими месяцами ранее. Причём, по некоторым данным, трактор этот планировали использовать для развития сельского хозяйства (если бы он пошёл в серию). Виной такого выбора стало ошибочное суждение военных, которые оглядев фотографии британской машины, решили, что она собиралась на базе трактора.
В ходе разработок было решено применить целый ряд технологических решений и компоновку, которые удалось “подсмотреть” на британских машинах. Само создание танка было довольно быстрым - первый опытный прототип (к сожалению, и последний) был создан к концу марта 1933 года. По своей конструкции он был чем-то средним между артиллерийским тягачом и танкеткой - малогабаритной боевой машиной, вооружённой одним пулемётом во вращающейся башне.
Однако по итогам испытаний было выявлено множество недочётов. К примеру, танк не имел достаточной грузоподъёмности при движении по воде - если себя и экипаж машина худо-бедно “тянула”, то один-два человека десанта уже создавали проблему. Помимо этого, было выявлено множество проблем в ходовой части, в приводной системе и так далее. Проанализировав итоги, на вооружение танк решили не ставить - слишком много будет затрачено усилий на все доработки. И хотя проект “Селезень” был закрыт, разработки плавающих танков на этом не закончились.
Описание конструкции
Внешне “Селезень” очень сильно напоминал британский плавающий танк Vickers (действительно, с чего бы?) - лёгкий коробчатый корпус, противопульное бронирование, в общем, всё для повышения ходовых качеств машины.
Бронированный корпус и башня
Корпус первого советского плавающего танка Т-33 имел коробчатую компоновку и строился на каркасе из стальных уголков. К этому каркасу, при помощи заклёпок прикреплялись листы неброневой (опытный экземпляр) стали толщиной от четырёх до девяти миллиметров. Форма корпуса создавалась с учётом на повышение ходовых качеств на воде и чем-то корпус напоминал плоскодонные лодки. Улучшению судоходных качеств способствовали два контейнера, установленных над гусеницами - в ходе опытов их наполняли сухой травой, пробкой, резиной и даже накачивали их воздухом. Но особой роли это не сыграло - они едва удерживали в надводном положении снаряжённую машину.
Также для повышения водоходных качеств, на носу танка размещался волноотражательный щиток, а в корме - гребной винт, который и давал машине возможность двигаться по воде. Никакой защиты гребного винта не устанавливалось, и в ходе движения по суше, особенно по пересечённой местности, риск выхода из строя винта и приводной оси возрастал.
Башня Т-33 - цилиндрической формы, одноместная, собиралась также при помощи заклёпок на металлическом каркасе. Бронирование задумывалось равнопрочным, толщиной в семь миллиметров по кругу и крыше. В башне размещался командир машины, в его распоряжении были различные средства наблюдения, а механику-водителю, располагавшемуся в носовой части машины, приходилось довольствоваться смотровыми щелями, даже не прикрытыми триплексами.
Вооружение
Всё вооружение Т-33 состояло из одного танкового пулемёта ДТ с боекомплектом в 2520 патронов (сорок дисков по шестьдесят три патрона). Располагался пулемёт в шаровой установке Шпагина, обеспечивающей довольно широкие углы обстрела, а для их увеличения башню можно было вращать при помощи поворотного механизма (вручную, разумеется).
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Силовая установка Т-33 была “позаимствована” у грузовика АМО-2 - это была рядная “шестёрка” карбюраторного типа, выдававшая на пике мощности 54 лошадиные силы. Фактически, двигатель был точной копией американского Hercules-WXB и отличался довольно высокой надёжностью и экономным расходом топлива. К примеру, Т-33, массой в три тонны и запасом топлива в 110 литров, мог проехать около 200 километров по шоссе со средней скоростью в 35-40 километров в час. Для боевой техники того времени показатель, я считаю, более чем достойный.
Трансмиссия также была позаимствована у грузового автомобиля - конструкторы здраво сочли, что изобретать велосипед не нужно. Но и доработали - к примеру, все элементы управления ею были перенесены в носовую часть машины, поближе к водителю. Фактически трансмиссия находилась с правой стороны от механика-водителя, в одну линию с двигателем. Туда же, поближе к водителю перенесли главный и бортовые фрикционы, для облегчения управления боевой машиной.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырёх опорных катков, сблокированных попарно в тележки, а также ведущего переднего колеса, несколько приподнятого над землёй. Подвеска машины - листовая рессорная, общая на каждую двухкатковую тележку.
Заключение
“Первый блин - комом” - эта фраза максимально описывает появление первого плавающего танка в СССР. Проект “Селезень” был признан неудачным вскоре после первых же испытаний, соответственно, его продолжение было решено закрыть - слишком нерентабельными оказались его доработки. Но вскоре работы продолжатся, но уже над совсем другими машинами…
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.