Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. "Водоплавающий" БТ, 1932

Оглавление

В начале 30-х годов, в рамках работ по созданию универсальных боевых машин для РККА, начались работы по созданию плавающего танка на базе танка БТ. Военные хотели, чтобы танки двигались не только на гусеницах и колёсах, но и могли бы преодолевать водные преграды - так начался путь плавающего танка ПТ-1.

Плавающий танк ПТ-1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Плавающий танк ПТ-1 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания

Ещё в момент появления танков Кристи в СССР, в голове военных начали зреть планы по тому, как их использовать с максимальной пользой для всех вооружённых сил Советского Союза. Свою роль сыграла не только конструкция танка, показавшаяся военным особенно удачной, но и разработка Уолтером Кристи специальной версии своего танка - “водоплавающей” модели М1931. Правда, американским военным он не понравился, а советская техническая экспедиция от УММ РККА уже не могла купить этот танк в качестве опытного - его продажу за границу запретили, и Кристи не стал его даже предлагать. Но советские военные чины такую машину захотели - и примерно в 1930 - 1931 годах выдали задание на разработку машины-амфибии на базе танка Кристи.

Согласно тактико-техническому заданию, новый танк должен был иметь массу до 20 (!) тонн, иметь вращающуюся башню, вооружённую 45-мм пушкой и тремя пулемётами, с экипажем не менее шести человек. Работу поручили Техническому отделу Экономического управления ОГПУ под руководством Николая Александровича Астрова (один из лучших конструкторов военной техники СССР, я считаю). При этом военные требовали не просто “танк с поплавками”, которым считали плавающий танк Т-33 и последующие боевые машины на схожей базе, а полноценный танк, который стал бы средством качественного усиления частей РККА. Фактически, военные хотели получить машину, которой в мире ещё не существовало - универсальная для движения по суше и воде, с мощным (для своего времени) вооружением и достаточным бронированием.

Собранный прототип ПТ-1 на заводском дворе. Фотография в свободном доступе.
Собранный прототип ПТ-1 на заводском дворе. Фотография в свободном доступе.

В процессе создания инженерам дозволялось использовать любые узлы и механизмы от уже серийного танка БТ и его предка Кристи, а также от любых других боевых машин, когда либо разработанных или уже стоящих на вооружении РККА образцов военной техники. Коллектив принялся за работу, и в скором времени создал проект своего видения лучшего в мире танка довольно быстро - уже к концу 1931 года. А сам прототип покинул стены сборочного цеха весной 1932 года, дабы предстать перед военными во всей красе. И предстал ведь - итогом испытаний стало появление отдельного пункта в тексте постановления Совета Труда и Обороны «О системе танкового вооружения РККА» от 13 августа 1933 года:

«С 1934 г. начать постепенное внедрение в производство в качестве оперативного танка плавающей машины ПТ-1 с таким расчётом, чтобы с 1936 г. полностью перейти на развёрнутое производство этого танка на базе и за счёт производства танка БТ».

Однако что-то пошло не так, и согласно постановлению СТО от 19 июня 1935 года было решено отказаться от производства универсального танка, в пользу сохранения производства танков БТ. Что же на это повлияло? Общая отсталость советской промышленности? Не думаю, ведь Астров никогда не проектировал техники, которую советская промышленность не могла воспроизвести, причём практически сходу и в массовом порядке. Скорее всего, некие несознательные личности, заседавшие на верхушке РККА, продавили некий другой проект…

Описание конструкции

ПТ-1 был построен на базе лёгкого танка БТ-2, сохранив большинство узлов и компоновку от своего предшественника. Однако были в плавающем образце и уникальные решения.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка был построен на базе корпуса танка Кристи, но с другой геометрией - конструкция нового корпуса должна была иметь не только хорошую плавучесть, но и остойчивость на воде. За счёт такой конструкции, объём корпуса в сравнении с БТ-2 стал чуть больше, но комфорта экипажу это не добавило - вооружение танка требовало большего количества обслуживающего персонала, так что тесновато в боевом отделении было определённо. Собирался корпус из листов катаной стальной брони толщиной в 10-15 миллиметров и чем-то напоминал танки следующего десятилетия. Собирался корпус при помощи сварки, местами детали приклёпывались друг к другу.

Чертёж-схема корпуса ПТ-1. Изображение в свободном доступе.
Чертёж-схема корпуса ПТ-1. Изображение в свободном доступе.

Танк оснащался башней, построенной на базе аналогичной детали от танка БТ-2 (в будущем её будут ставить на первые БТ-5) с небольшой кормовой нишей. В башне располагалось практически всё вооружение танка, а также два члена экипажа, которые должны были всем этим управлять. Толщина башни по кругу составляла 15 мм, она производилась клёпано-сварным методом. Как водится, в лобовом листе устанавливалось артиллерийское вооружение, по обоим бортам башни располагалось ещё два пулемёта.

Вооружение

Всё вооружение танка было представлено одной 45-мм пушкой 20-К и сразу четырёх пулемётов ДТ-29. Один из пулемётов находился в спаренной с орудием установке, два располагались по обоим бортам башни, ещё один размещался в лобовом листе корпуса в собственной шаровой установке. Таким образом конструкторы решили создать максимально возможную плотность огня для защиты танка от наступающей или обороняющейся пехоты.

45-мм пушка 20-К в спаренной с пулемётом установке. Фотография в свободном доступе.
45-мм пушка 20-К в спаренной с пулемётом установке. Фотография в свободном доступе.

Например, два пулемёта, расположенных по бортам башни можно было использовать, “зависнув” над вражеской траншеей, и ведя огонь в обе стороны вдоль хода сообщения. Примерно такая же схема ведения огня предусматривалась на первых, ещё двухбашенных танках Т-26 (потом от неё отказались, но конструкторам ПТ-1 это, видимо, не было известно).

На фотографии видно расположение пулемётов ДТ. Фотография в свободном доступе.
На фотографии видно расположение пулемётов ДТ. Фотография в свободном доступе.

Боекомплект танка составлял 93 снаряда к 45-мм пушке, а также 3 402 патрона к пулемётам (54 диска). В состав боекомплекта к пушке входили снаряды осколочно-фугасного и бронебойного типов. При этом значительный перевес в боекомплекте был на осколочно-фугасные снаряды (хотя их эффективность была под большим вопросом). Часть боеукладки располагалась в кормовой нише башни, часть - в укладке на внутренних стенках боевого отделения.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Согласно проекта, на танк требовалось устанавливать шестицилиндровый дизельный двигатель ПГЕ мощностью в 300 лошадиных сил. Но, к сожалению, этот двигатель так и не смогли доработать, и на опытный танк устанавливали двенадцатицилиндровый бензиновый двигатель М-5 мощностью в 350 “лошадок”. Система охлаждения танка - жидкостная, причём охлаждение жидкости в радиаторах было решено весьма интересно. На суше охлаждение двигателя осуществлялось через стандартный радиатор с воздушным нагнетателем, при движении по воде - вентилятор отключался и охлаждение радиатора осуществлялось за счёт прохладной забортной воды. Идея считалась рациональной, но как оказалось, она была такой только на бумаге - на практике двигатель при движении по воде довольно быстро перегревался.

Двигатель М-5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Двигатель М-5 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

Механическая трансмиссия включала в себя главный фрикцион, четырёхступенчатую коробку передач, двойной дифференциал, два бортовых карданных вала привода ко всем опорным каткам, две коробки перевода мощности на гребные винты, ленточные тормоза двойного дифференциала и два бортовых редуктора. При движении на колёсном ходу все опорные катки были ведущими, а передняя и задняя пары опорных катков являлись управляемыми и работали в противофазе для обеспечения быстрого поворота. Для подвода крутящего момента к управляемым и ведущим опорным каткам использовали двойные карданные валы, выполненные по схеме автомобиля «Форд». В ведущих опорных катках колёсного хода были размещены понижающие редукторы. Такое техническое решение в танкостроении было применено впервые. Управление машиной на колёсном ходу и на воде производилось с помощью рулевого колеса с сервоприводом следящего действия (гидроусилителем), на гусеничном — с помощью двух рычагов управления тормозами двойного дифференциала, выполнявшего функции центрального дифференциала на колёсном ходу и обеспечивавшего возможность движения танка при потере одной из гусениц.

ПТ-1 выбирается на берег. Фотография в свободном доступе.
ПТ-1 выбирается на берег. Фотография в свободном доступе.

Движение на плаву производилось с помощью двух гребных винтов, установленных в специальных тоннелях в кормовой части корпуса. При проектировании танка предполагалось управлять машиной на плаву путём выключения или реверсирования одного из гребных винтов (спрятанных в тоннелях) с помощью главного фрикциона при отсутствии водоходных рулей. Однако такая система на практике оказалась непригодной из-за запаздывания и резкости действия при повороте. Поэтому на опытном образце управление на плаву осуществлялось с помощью двух водоходных рулей жалюзийного типа. Управление дифферентом на плаву согласно техническому проекту производилось за счёт перекачки топлива из передних топливных баков в кормовые и обратно. Это техническое решение не получило развития из-за большого числа недостатков, связанных с переменным количеством возимого топлива и низкой надёжностью работы элементов системы. При преодолении водных преград поворотные патрубки выхлопных труб устанавливались в вертикальное положение, исключая попадание воды в выхлопные коллекторы.

ПТ-1 на колёсном ходу. Фотография в свободном доступе.
ПТ-1 на колёсном ходу. Фотография в свободном доступе.

Подвеска — индивидуальная, пружинная, с телескопическими амортизаторами. В состав гусеничного движителя входили восемь опорных катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и два ведущих колеса кормового расположения, которые имели гребневое, безроликовое зацепление с гусеницами. Опорные катки и направляющие колёса имели наружную амортизацию. Крупнозвенчатая гусеница, выполненная по типу гусеницы танка БТ, имела траки шириной 260 мм. Сами траки были произведены “по-американски” - крупные, с плоской поверхностью и неважным сцеплением с поверхностью. Чуть позже эти гусеницы заменили на более подходящие для Евразии мелкозвенчатые, но проект это уже не спасло.

Почему он не пошёл в серию?

После того, как утихли восторги от скоростных показателей танка, военные приступили к детальному изучению отчёта о проведённых испытаниях, а также начали детально изучать саму конструкцию боевой машины на чертежах и на практике. И в этом процессе они выявили массу недостатков, которые по их мнению, недопустимы для серийной военной техники - их устранение привело бы к полной переделке практически всей ходовой части и силовой установки, а также ухудшению ходовых характеристики танка на воде и на суше.

Второй вероятной причиной я считаю сложность массового производства - да, низкая культура на заводах СССР того времени имела место. Но ведь один танк всё же собрали, да ещё и неплохо так? Следовательно, могли бы производить и массово - однако это всё встало бы в такую копеечку, что легче было бы собрать пару тысяч серийных БТ-2, например, которые по огневой мощности проигрывали немного, а также не умели плавать (по итогу плавающие танки так и остались на вооружении разведывательных частей и подразделений НКВД) - но это, как оказалось, была блажь военных. Во всяком случае, желание иметь массовый плавающий танк было расценено именно таким образом.

Заключение

И тем не менее, Николаю Александровичу Астрову удалось небывалое - он построил первый в мире танк, который обладал универсальным вооружением для борьбы с любыми целями, мог двигаться как по суше, так и по воде, а также был вполне реализуем к массовому производству. И вот бы стечение обстоятельств другое, как знать, может быть вся танковая промышленность развивалась бы иначе?

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.