Ещё в начале 30-х в Великобритании был создан прототип лёгкого плавающего танка, построенного на базе танкетки Carden-Loyd. Британским военным он на тот момент “не зашёл” и разработки подобной техники в Великобритании приказали закрыть. Но ненадолго…
Вначале была идея
В 1931 году инженеры компании Vickers представили британскому военному руководству первый лёгкий танк-амфибию А4Е11. Новый танк имел далеко идущие перспективы, но мы ведь помним, что военное руководство Великобритании тех лет - жуткие консерваторы? Они новинку не оценили, и на вооружение новый танк принимать не захотели, дескать, маленький он, бронирования как у бронеавтомобилей, да и вооружение слабенькое… Но в Vickers не унывали - они предложили этот танк на экспорт, и довольно неплохо его продали - Китай закупил три десятка машин, по паре новых танков закупили Таиланд, Голландская Ост-Индия и СССР. В СССР этот танк продолжил существовать как плавающий танк Т-37А - не совсем удачная боевая машина, но в целом, старт для дальнейших моделей советских плавающих танков.
Но в самой Великобритании над темой боевых машин-амфибий разработки не двигались. Их, как и прежде, считали в некотором роде блажью конструкторов и всерьёз не воспринимали. Хотя понимали перспективы малой боевой техники в проведении диверсионных операций (бронеавтомобили типа Humber Scout Car и Dingo всё-таки строили), к разработке соответствующей техники не возвращались. Одной из причин такого поведения можно считать и недостаточное финансирование - перевооружение армии всегда обходилось казне в копеечку, что не позволяло распылять выделенные средства на разработку того, что уже есть в аналогах на вооружении.
Однако в конце 30-х годов Vickers пыталась вернуть себе лидерство по производству боевых машин для армии, как это было в 20-х годах. Но военное министерство понимало, что один Vickers все нужды вооружённых сил перекрыть не сможет, поэтому охотно шло на сотрудничество с другими компаниями. В таких условиях бывшему монополисту в производстве вооружённой техники, нужно было показать что-то эдакое, что вернёт интерес военных к Vickers - и решением компании было разработать новый плавающий танк, который одинаково годился бы и для переброски десанта через водные преграды, и для проведения диверсионных или разведывательных операций. При этом инженеры явно смотрели в будущее, понимая - война на континенте будет непременно проходить в местностях, богатых водными преградами (реки, болота, небольшие озёрца) - их форсирование и выход в тыл или фланг группировки войск противника стал бы вполне реализуемым приёмом.
Это понимали и военные, но в танки-амфибии всё же не верили. Тем более, что уже были предприняты две попытки их создания, которые не привели ни к чему - амфибии провалили все тесты. Однако военные в 1939 году всё же “выкатили” свои требования к новому плавающему танку. И инженеры из Vickers решили всё же предпринять третью попытку создания боевой машины, которая обещала быть намного успешнее предыдущих.
Конструкция плавающего танка Vickers L1E3
Несмотря на то, что с начала 30-х годов технологии и возможности производства шагнули далеко вперёд, конструкторы решили пойти традиционным в таком случае путём - конверсия уже имеющейся боевой машины, с целью придания ей тех или иных свойств.
Корпус и башня
За основу нового танка взяли уже стоявший на вооружении Vickers Light tank Mk.IV - в целом, неплохую машинку образца середины 30-х годов, но созданную исключительно в учебных целях. При этом акцент во время проектирования смещался на повышение плавучести - корпус танка получил “лодочные” формы, по логике конструкторов, обеспечивающие высокие ходовые характеристики при движении по воде. С целью их повышения, инженеры прибегли к использованию листов тонкого гофрированного железа, которые крепились к основной броне и по их задумке, должны были способствовать курсовой устойчивости танка. Однако не срослось - все эти дела не очень помогали при движении по воде, а во время самых опасных для подобной техники моментов - вхождение в воду и выход, наоборот, мешали. Конструкторы попытались устранить это, сделав нос корпуса гладким, но это не особо помогло - такой была сама конструкция боевой машины.
С целью повышения плавучести, конструкторы принимали меры по максимальному облегчению танка - правда, со всеми дополнительными “наворотами” амфибия всё таки “поправилась” почти на тонну. Виной тому и поплавки, включённые в конструкцию боевой машины, и водные движители, оснащённые своим приводом, и даже конструкция механизма их управления.
В остальном конструкция корпуса ничем не отличалась от конструкции Vickers Light tank Mk.IV - это был всё тот же тонкобронный корпус, толщиной в одиннадцать миллиметров в лобовой части, восемь по бортам, а корма, крыша и днище танка прикрывались пятью миллиметрами брони. Башня прототипа имела простейшую цилиндрическую форму, усечённую к верхней части. Она собиралась из трёх заготовок - нижней части, представлявшей собой зубчатку для работы механизма поворота, бортов толщиной в девять миллиметров и крыши с люком для командира, толщиной в пять миллиметров. В башне располагался командир машины (он же исполнял обязанности пулемётчика), механик-водитель располагался с небольшим смещением в сторону носовой части амфибии. Вооружение машины состояло из одного пулемёта Vickers калибра .303 British с водяным охлаждением.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В силовой установке больших изменений не произошло - “сердцем” танка-амфибии всё так же являлся шестицилиндровый бензиновый двигатель с водяным охлаждением Meadows EST, мощностью в 89 лошадиных сил. Работая в паре с механической трансмиссией, включавшей в себя четырёхскоростную коробку передач, он позволял L1E3 двигаться по шоссе на скорости до 56 км/ч, а на воде - до 8 км/ч. Переключение вращающего момента с гусеничных движителей на винты, установленные на корме происходило движением одной рукояти, расположенной справа от механика-водителя.
Ходовая часть представляла собой модификацию ходовой части от Vickers Light tank Mk.IV - танк “посадили” на две скрещенные пары рычагов Хортсманн, отказались от дополнительных направляющих колёс и и поддерживающих катков. Это немного сыграло на массе, но не давало никаких преимуществ в движении машины. Гусеницы - узкие, одногребневые без зацепов для движения по рыхлым грунтам.
Движение на воде осуществляется при помощи пары гребных винтов, установленных на корме машины. Винты устанавливались в некоем “стакане”, защищавшим их от внешних воздействий, особенно при выезде на сушу. В движение винты приводились при помощи пары дополнительных валов, проходивших по корпусу и получавших своё вращение через хитрое приспособление к трансмиссии - переключение хода с суши на воду занимало не более одной минуты.
Испытания
Единственный построенный опытный образец плавающего танка, получивший название L1E3 (он же Tank Light Amphibious, No 3, регистрационный номер FME 985 и серийный Т2430) был построен в конце 1939-начале 1940 года. Испытания новой модели проходили в распоряжении 8-го гусарского полка (8th Hussars), где машина показывала довольно неплохие ходовые характеристики на суше, но не отвечал требованиям военных к скорости передвижения на воде. Критическими для этой машины стал моменты входа и выходы из воды. Танк попытались модернизировать, дополняя или удаляя те или иные части корпуса, даже оставляли только один поддерживающий ролик и заменив гофрированную носовую часть на секцию из гладкой обшивки. Тем не менее, количество выявляемых недостатков росло, как на дрожжах, и от дальнейших испытаний машины военные отказывались. А с началом Второй Мировой войны работы по созданию нового танка и вовсе свернули - на полях сражений срочно требовались пехотные и крейсерские танки.
Заключение
Конечно, разработка и создание плавающих танков было бы делом хорошим, особенно, если их проводить в нужное время. Но военно-техническая мысль Великобритании в 30-х годах ХХ века была ещё слишком консервативной для таких машин. Пользу от боевых машин-амфибий британские военные всё же увидят в ходе Второй Мировой войны, но к разработкам вернутся намного позже. А единственный построенный образец из неброневой стали будет передан в знаменитый музей Бовингтона, где он и находится в наши дни.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!