СУ-8 - самоходная артиллерийская установка зенитного назначения, работы по которой начались в 1932 году. Разработанная в опытном порядке, эта САУ не встала на вооружение - военным нужны были танки, о мобильной зенитной артиллерии никто не думал. Проект зенитной самоходной установки был неплохим, но слегка преждевременным, за что и пострадал. Давайте рассмотрим его подробнее.
История создания
Появление и развитие авиации на полях сражений стало диктовать свои условия - впервые российские военные столкнулись с необходимостью противодействия авиации противника ещё в годы Первой Мировой Войны. Тогда же были произведены и первые попытки создать самоходную зенитную установку - Руссо-Балт тип Т, бронеавтомобиль Остин-Зенитный, в дополнение к которым также закупались британские Peerless. Однако к началу 30-х годов в РККА сложилась плачевная ситуация в области самоходного зенитного вооружения - то, что ещё могло остаться со времён Первой Мировой Войны, морально и технически устарело, а новых разработок не было.
Такое положение военных не устраивало - они требовали поставить существующие образцы зенитной артиллерии на самоходное шасси. Дескать, в Первую Мировую хорошо повоевали такие установки (хотя их было всего несколько десятков на многокилометровый фронт), да и в Гражданскую тоже помогли (в те годы зенитных самоходок оставалось и того меньше). При этом военные хотели, чтобы проектируемая машина могла успешно бороться не только с воздушными, но и наземными целями самого разного рода - танки, техника, пехота… И вообще, могла бы двигаться везде, где только можно, поэтому колёсный ход не рассматривался вообще. В целом, под новую цель РевВоенСовета, которая была обозначена как “максимально полное перевооружение РККА в ходе второй Пятилетки”, военные сумели продавить массу требований, не все из которых были выполнены.
Хотя конструкторы начали свои работы, не дожидаясь официального приказа на разработку, они сумели “попасть в яблочко” - проектная машина на удивление прочно подходила к требованиям военных. Группа конструкторов, во главе c профессором Хлыстовым, приступили к разработке новой машины на базе опытного среднего танка Т-24, на шасси которого предложили установку 76-мм пушки 3-К образца 1931 года. Однако в ходе работ, группе конструкторов “намекнули”, что вместо устаревшего шасси от среднего танка, хорошо бы использовать новенькое - от многобашенного Т-28, который на тот момент только входил в серию.
“Донорский” образец, согласно проектной документакции, должен был претерпеть массу изменений - удаление всех трёх башен, переделку крыши корпуса и бортов, небольшие корректировки ВЛД, а также установку рубки, защищавшей орудие и экипаж от пуль и осколков снарядов. В некоторых источниках сообщается, что конструкторы поработали и над бронёй корпуса - дескать, усилили по бортам, дабы обеспечить лучшую защиту. Хотя смысла в этом было немного - зенитные машины “на передке” работать не допускали, в прямой контакт с техникой и живой силой противника выходить могли только в крайних ситуациях. Поэтому более правдоподобной я считаю версию, в которой говорится о том, что броня самоходной зенитной установки была толщиной в пределах 10-15 мм.
В целом, проект ЗСУ на базе среднего танка Т-28 военных устраивал и даже был одобрен к сборке и последующим испытаниям. Однако на Кировском заводе в то время были сложности с освоением цепочки производства новых средних танков, из-за этого строительство прототипа для испытаний смогли начать лишь во второй половине 1934 года. И в ходе постройки военные в новой машине просто разочаровались - при детальном изучении проекта (почему этого не было сделано раньше - не знаю) были выявлены множественные недостатки конструкции, а также всё возрастающая стоимость производства даже одного опытного экземпляра.
Всё это, а также нехватка производственных мощностей сделали своё дело - сборку прототипа так и не завершили, полусобранный образец был переделан в средний танк, а сам проект СУ-8 был закрыт по вышеобозначенным причинам. Чуть позже конструкторы предложат ещё несколько проектов на базе Т-28, в том числе и зенитных (немалое влияние на них окажет именно конструкция СУ-8), но они военных заинтересовать уже не смогут.
Описание конструкции
В целом, конструкция ЗСУ не принесла чего-то кардинально нового в конструкцию танка Т-28. В основном, все изменения касались лишь количества башен и бронирования корпуса, а также установки нового орудия.
Корпус и броневая рубка
Создавая военную технику, конструкторы всегда стремились к известной доле унификации образцов - так произошло и в случае с СУ-8. Как я уже говорил выше, с танка Т-28 были демонтированы все три башни, немного изменена форма корпуса и следовательно - компоновка боевой машины тоже получила небольшие изменения. Корпус должен был собираться из катаных листов толщиной от 10 (крыша) до 15 (лоб) мм, рубка из листов толщиной 10 и 13 мм. Таким образом, экипаж машины был бы надежно защищен от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Согласно этим данным, боевая масса зенитной самоходки не превышала бы 12-13 тонн.
Для защиты экипажа конструкторы придумали бронированную рубку, и по некоторым данным - даже разборную. То есть, в походном положении её раскладывали по броне (пушка в таком положении оставалась без защиты), а при необходимости экипаж собирал её по методу “коробки”. Такая идея мне кажется в высшей степени странной - вес таких листов довольно немаленький, соответственно, быстро привести рубку в боевое положение вручную (а как иначе?) было невозможно. Рубка, как и корпус, собиралась из листов катаной закалённой стали толщиной в 10-15 мм, и была открытой с кормовой части.
Вооружение
Главным и единственным вооружением СУ-8 была 76,2-мм зенитная пушка 3-К образца 1931 года. Пушка оснащалась нарезным стволом длиной в 55 калибров, могла поражать цели на высоте до 9300 метров, а при стрельбе по наземным целям, могла поражать их на дистанциях до 14 километров. Пушка имела полуавтоматическую систему заряжания, что существенно ускоряло процесс выстрела. Благодаря тумбовой установке, 3-К могла наводиться в пределах от -3 до +82 градусов в вертикальной плоскости, а по горизонтали ограничений не было никаких. Опытный расчёт мог выдавать один выстрел в три секунды - соответственно, максимальная скорострельность этой пушки достигала 20 выстролов в минуту.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Всё шасси было “позаимствовано” у танка Т-28 без изменений - поэтому я позволю себе в некотором роде процитировать соответствующую публикацию. В качестве силовой установки на САУ предлагали использовать “родной” двигатель М-17Т мощностью на 450 “лошадок”, работающий в паре с пятискоростной механической коробкой передач. Ходовая часть также не претерпела никаких изменений (хотя на мой взгляд, поработать с тормозной системой при установке более мощного орудия стоило), что ещё раз говорит нам о задуманной унификации боевых машин.
Заключение
Так как строительство опытного образца не было завершено, говорить о каких-то испытаниях или возможностях прототипа будет излишним. Но я скажу несколько другое - военные попытались ухватить самих себя, попытавшись перегрузить и так нагруженную промышленность. Что из этого получилось - по факту ничего. Ещё один незаконченный проект, на который было выделено немало сил и средств, по итогу отправившийся на дальнюю полку.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.