Найти в Дзене
Историк-любитель

Броня России. Ещё один опытный средний танк Т-24, 1927

Оглавление

Средний танк Т-24 является логическим продолжением прототипа Т-12, вернее его доработанной версией. Доработки коснулись многих аспектов, однако и ему не суждено было стать полноценной серийной машиной. Что же помешало?

3D-визуализация танка Т-24. Изображение в свободном доступе.
3D-визуализация танка Т-24. Изображение в свободном доступе.

История создания

Работы по созданию Т-24 начались в середине-конце 1930 года, когда стало ясно — доработок в конструкции Т-12 требовалось так много, что проще создать новый танк. И вроде бы теперь был некий, хоть и мизерный опыт в танкостроении, но конструкторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления — создавать новую машину на базе отвергнутой военными. Такое решение было принято, я считаю, по двум причинам — строить новую машину было не на что, а главное, никто не понимал, что именно нужно строить, чтобы понравилось военным.

В итоге, решили заметно усилить бронирование машины по кругу, а также применить кое-какие наработки в строении трансмиссии и ходовой части. Внешне машина практически не изменилась, но внутри появилось много совершенно новых деталей. К примеру, указанные выше трансмиссия и ходовая часть были созданы с оглядкой на конструкцию аналогичных узлов трактора «Коммунар», что позволило заметно улучшить ходовые качества нового танка.

Т-24 во время ПХД. Фотография в свободном доступе.
Т-24 во время ПХД. Фотография в свободном доступе.

Первый образец был готов в начале 1931 года, ещё 23 машины были собраны к осени. Однако все они были некомплектными — полное вооружение получили всего пять машин. Но дальнейшие работы предписали остановить ещё 1 июня 1931 года — на завод поступило распоряжение начать работы по созданию колёсно-гусеничных танков БТ. Это распоряжение поставило точку не только на проекте первых средних танков, но и на работе главного конструктора КБ ХПЗ Ивана Никаноровича Алексенко, считавшего колёсно-гусеничные машины баловством.

Но работы так и не возобновились, несмотря на демарши — военные увидели новые перспективы в быстроходных танках, появилась новая тактика боёв, где устаревающим медленным Т-24 попросту не было места. Те, что были выпущены, были разбросаны по нескольким военным округам, где их планировали использовать в качестве бронированных огневых точек. Нескольким из них даже удалось «обновиться» при помощи установки на них 76,2-мм пушек Л-11. Однако никаких данных об использовании их в боях мне найти не удалось, хотя в сети есть сведения о том, что несколько танков Т-24 были захвачены немцами в качестве трофейных.

Описание конструкции

Конструкция танков Т-24 не особо отличалась от предыдущей модели — существенные различия были лишь в ходовой части и силовой установке. Хотя по мелочи можно набрать и достаточно отличий — рассмотрим их вместе.

Бронированный корпус и башня

Корпус танка собирался по рамной технологии — на прочный каркас из стальных уголков, при помощи клёпки закреплялись плиты стальной катаной брони толщиной от 8,5 до 20 мм. Корпус получил коробчатую форму, с привычным расположением отсеков внутри — впереди располагался рулевой пост, в середине танка находилось боевое отделение, МТО разместили в корме. Машина получалась чуть крупнее предыдущей — длина корпуса составляла 6,5 метра с учётом «хвоста», ширина — 2,81 метра, а в высоту машина «подросла» до 3 метров. За счёт этого удалось немного улучшить условия для экипажа, но не сильно.

Конструкция корпуса серьёзных изменений не претерпела. Изображение в свободном доступе.
Конструкция корпуса серьёзных изменений не претерпела. Изображение в свободном доступе.

Башня «перекочевала» с предыдущего танка практически без изменений — конструкторы решили оснащать танк только одной, 37-мм пушкой, но никак не изменили компоновку пулемётов. Зато серьёзно доработали малую башню — поворачивалась она теперь тоже при помощи ручного поворотного механизма. Однако этим немного «подкузьмили» танкистам — если вдруг большой и малой башням приходилось смотреть в разные стороны, крутить ручку башнёрам приходилось «до одури».

Вооружение

Как я уже говорил, в качестве основного вооружения танка конструкторы решили остановиться на 37-мм пушке образца 1930 года 1-К. Её баллистика позволяла поражать все танки того периода. Орудие было очень компактно, его небольшая масса позволяла устанавливать её в различную лёгкую технику того времени. Однако орудие быстро устаревало — уже к 1935 году оно не могло бороться с новой техникой противника, поэтому оставалось на вторых ролях лишь до массовой поставки в армию «сорокапяток». Тем не менее, несколько танков впоследствии вооружат танковыми пушками 19-К для хоть какого-то усиления машин, ещё несколько получат пушки Л-11.

Зато пулемётов в новой машине оказалось уже четыре, да все — новенькие, Дегтярёвские. Компоновка пулемётного вооружения осталась прежней — один устанавливался во вращающейся малой башенке, второй располагался в левом бронелисте основной башни, ещё один — справа от пушки, в лобовом листе, а последний устанавливали в носовой части танка, рядом с механиком-водителем.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Как уже сказано выше, в качестве силовой установки был использован советский авиационный бензиновый двигатель М-6, форсированный до 250 лошадиных сил. Это была уже более-менее испытанный на тот момент двигатель, который представлял достаточно адекватную замену всем «сырым» пока ещё танковым двигателям. Возможно, в дальнейшем их собирались заменить на более совершенные двигатели, созданные для танков, но этого не произошло.

Под новый танк конструкторы разработали новую трансмиссию, часть агрегатов которой (диск сцепления, например), «перекочевала» из аналогичного агрегата гусеничного трактора «Коммунар». После этого Т-24 мог уверенно выдавать 25 км/ч по шоссе без сильной нагрузки на трансмиссию, что заметно повышало надёжность танка.

Ходовая часть была заимствована от французских машин, но с оглядкой на того же «Коммунара»: применительно к одному борту, в неё входило 8 опорных металлических катков с резиновыми бандажами, сблокированных попарно в четыре тележки с усиленными вертикальными амортизаторами-свечками, четыре поддерживающих гусеницу ролика, а также заднее ведущее колесо и передний ленивец.

Заключение

Если рассматривать Т-24 с оглядкой на сложную ситуацию в экономике и машиностроении СССР, то перед нами будет танк, появление которого можно считать едва ли не чудом – страна переживала мощный экономический кризис, в ходе которого тратить средства на вооружение и планируемую борьбу с мировым империализмом было очень накладным занятием. Фактически этот танк обогнал свое время, но из-за общей отсталости машиностроения так и не стал полноценной боевой машиной.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!

Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.