Появление авиации на полях сражений Первой Мировой Войны, заставило конструкторов всех воюющих сторон работать над созданием самоходной зенитной артиллерии. И одним из ярких представителей ЗСУ в рядах Русской Императорской Армии стали британские броневики Peerless.
История создания
Первые попытки к созданию или закупке самоходных зенитных установок для армии Российской Империи были предприняты ещё в 1911 году, когда немцы создали первую подобную машину. Однако созданная военная закупочная комиссия, сформированная для отбора боевых единиц для Русской Императорской Армии, не смогла договориться о закупе немецких зениток.
Неудачи военных не остановили — кто-то в руководстве ГВТУ справедливо решил, что раз нельзя закупить нужную технику, её можно попробовать создать самим. В конце 1914 года в Российской Империи уже появились первые образцы самоходных зенитных орудий («Руссо-Балт тип Т» и «Зенитный Остин», о которых я писал ранее). Однако всё это было не совсем то, что нужно — отечественных грузовиков было выпущено мало (всего четыре единицы), а на базе британского шасси — всего одна машина.
Причиной тому было не только ограниченное количество шасси — они вооружались 76-мм пушкой Лендера или 57 мм пушкой Гочкисса, установленной на станке системы Тарновского. И единственный недостаток их в качестве зенитного оружия — это их низкий темп стрельбы. Уже тогда военные понимали, что по немногочисленным или одиночным целям лучше работать чем-то автоматическим, или же использовать залповую стрельбу зенитной батареи.
Также следовало учитывать, что в Российской Империи быстро наладить выпуск грузовиков, способных нести зенитное вооружение не удалось бы. Заводы «Руссо-Балт» не справлялись, у Путиловского завода не было достаточного опыта, чтобы собирать свои шасси, общество «Русский Рено» не справлялось с текущими заказами и было вынуждено строить дополнительные производственные мощности. В этой ситуации лучшим решением, которое могли принять военные, стала закупка иностранных образцов. Кстати, «прощупывать почву» в этом направлении в ГВТУ начали практически сразу после начала Первой Мировой Войны, и не только в отношении зенитных установок, но и прочих моделей военной техники.
В 1914 году ГВТУ заключило с компанией Vickers-Armstrong контракт на поставку шестнадцати 40-мм «крутобойных орудий» на шасси от грузовых автомобилей с полным бронированием корпуса. Британцы обладали большими возможностями для строительства техники, в частности, они могли выбрать практически любое шасси, которое хотя бы в теории выдержало бы огонь из зенитного орудия (про отдачу не забываем). Однако в ходе изысканий, было решено строить броневики на базе американских трёхтонных грузовиков Peerless TC3 (их, помимо США, собирали ещё и в Великобритании). Однако и тут не обошлось без проволочек – полностью собрать и поставить боевые машины в Российскую Империю исполнитель смог лишь к сентябрю 1916 года. Однако за два года требования военных изменились, и броневики пришлось немного переделать – броневая защита орудия показалась недостаточной. Переделки много времени не заняли – на пушки просто «надели» щитки из той же 8-мм стали, после чего машины передали военным.
Описание конструкции
Конструктивно броневики Peerless представляли собой 3-тонный грузовик одноимённой конструкции, на который насадили новый бронированный корпус и вооружили. Особых модернизаций шасси при этом не проводилось.
Броневой корпус
Корпус броневика собирался из листов катаной английской стали на каркасной основе. Компоновка корпуса – традиционная, с расположением МТО в передней части, отсека управления сразу за ним и боевого отделения в корме. Разумеется, никаких перегородок между отсеком управления и боевым отделением не было, хотя отсек управления имел небольшой козырёк, прикрывающий водителя и командира машины. Корпус строился без изысков – всё строго перпендикулярно, параллельно и квадратно.
Кожух моторного отсека имел прямоугольную форму, с наклонной передней стенкой. Причём наклон передней стенке придавался не фиксированный – при необходимости крышку можно было закрыть, но тогда нарушалась вентиляция двигателя, снижая его производительность и работоспособность. В бортах кожуха прорезались закрываемые крышками отверстия для обслуживания силовой установки. Без особых изысков, кожух капота крепился к передней стенке кабины. Сразу над ней располагался жёстко закреплённый лобовой лист, в котором были прорезаны довольно крупные окна для наблюдения за дорогой и окрестностями. В бою эти окна прикрывались изнутри щитками с прорезанными в них смотровыми щелями.
Далее кабина переходила в основной коробчатый корпус. Борта его были вертикальными, не имели никаких прорезей для наблюдения за местностью. Вернее, прорези были, но только на местах водителя и командира машины – они также прикрывались щитками и служили для улучшения обзора на местности. Сразу за этими окошками располагались и двухстворчатые двери, по одной на борт – верхняя створка служила для вентиляции боевого отделения, в то время как нижняя створка обеспечивала экипажу доступ внутрь машины. Крыши у боевого отделения не было – массивная конструкция пушки, да ещё и с установленным щитком, не давала возможности установить крышу. В центре боевого отделения располагалась тумба для орудия.
Вооружение
Главным орудием зенитного бронеавтомобиля стала 40-мм автоматическая пушка Vickers Quick-Firing Mark II (она же знаменитый «пом-пом»). Эта пушка могла выпускать до 90 снарядов в минуту, а питалась она при помощи брезентовых лент на 25 снарядов. Пушка монтировалась на тумбовой установке, которая позволяла расчёту вести огонь практически в любом направлении. Однако наводить орудие приходилось только вручную – механизмы горизонтального и вертикального наведения были представлены только в виде вертлюгов, а прицеливание обеспечивалось посредством штатной прицельной рамки.
Было в боевой машине и иное оружие – в качестве противопехотного вооружения использовался пулемёт Льюиса калибра 7,7 мм. Он располагался на одной из внутренних стенок и мог использоваться только при внезапном прорыве пехоты к машине. В остальных случаях трогать пулемёт по инструкции не полагалось.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве силовой установки на бронеавтомобиле устанавливался родной для грузовиков Peerless рядный бензиновый четырёхцилиндровый двигатель мощностью в 32 лошадиные силы. Соединённый с четырёхскоростной коробкой передач, этот силовой агрегат позволял разгонять пятитонную машину до 45 километров в час по хорошей дороге. Колёсная формула была построена по принципу 4х2, с задним расположением приводного моста.
Подвеска боевой машины – рессорная, зависимая. Передний мост оснащался двускатными колёсами на спицах, задний – двускатными. Никаких стальных щитков, что закрывали спицы, на Peerless не было – во-первых, изначально об этой уязвимости никто не подумал, а во-вторых – машины не планировалось использовать «на передке», только в тыловых частях.
Служба и боевое применение
В силу определённых причин, отправка боевых машин (которые уже разделили на четыре отдельные батареи) задержалась. Окончательное решение было принято в январе 1917 года, но дальнейшие события заставили отложить отправку зенитных автомобилей на фронт. После Февральской революции зенитные автомобили стали патрулировать улицы, участвовали в некоторых мероприятиях, об отправке на фронт не могло идти и речи – Петроград, по мнению военных, должен был устоять любой ценой. Однако желающих «наложить руки» на броневики становилось всё больше – уже весной политическая ситуация начала стремительно накаляться. Да и на фронте намечались проблемы – отрёкшемуся Государю солдаты служить не хотели, стремительное разложение армий стало настоящей проблемой.
В таких условиях противник начал довольно быстро продвигаться, не забывая использовать при этом авиацию – тогда и было решено отправить все наличные подвижные батареи зенитных орудий на фронт, от греха подальше.
В неразберихе того времени, скорее всего, документацию вели очень халатно, буквально спустя рукава. Именно поэтому точных сведений о службе трёх батарей найти оказалось крайне сложно – лишь об одной из них, четвёртой батарее есть хоть какие-то сведения. Известно, что первую победу над воздушной целью машины подвижной батареи №3 одержали уже 22 июня 1917 года – выпустив 147 снарядов, зенитчики сумели подбить немецкий самолёт-разведчик. Полагаю, что остальные батареи к тому времени тоже успели совершить свой «почин».
Однако летом 1917 года ситуация на фронте стала критичной – наступление русских провалилось, из-за чего инициатива перешла к противнику. Тогда, от безысходности, 2 батарея в полном составе была передана в «батальоны смерти». Данных о её службе найти не удалось – то ли документацию не вели, то ли уничтожили в суровые годы.
После Октябрьской революции броневики Peerless неровно поделили между «красными» и «белыми» - большая часть досталась новой власти. Но в перипетиях разразившейся Гражданской войны, ЗСУ неоднократно переходили из рук в руки – однако после победы «красных», вся уцелевшая техника пополнила парк РККА. В 1920 году часть из них, уже будучи значительно изношенными, участвовала в Польской кампании, где как минимум два броневика были захвачены в плен противником. Однако ресурс техники того времени был поразительно мал, и вскоре машины попросту списали – по одним источникам это произошло в 1921-1922 годах, по другим – некоторая часть (буквально пара машин) в качестве учебных бронеавтомобилей служили до конца десятилетия.
Заключение
Зенитные бронеавтомобили Peerless были самыми массовыми представителями своего класса на службе в Российской Императорской Армии. Однако имевшихся в наличии 16 единиц было катастрофически мало на огромном участке фронта – остальные пять броневиков, которые были на тот момент в составе армии тоже не смогли бы сыграть важную роль в обеспечении безопасности частей.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.