Найти в Дзене

русский язык. 5 класс. Ь на конце существительных после шипящих

Оглавление

Словарные слова:

деликатный
демонтаж
деревня
деревянный
десница
диалог
диван
диктант
директор
дирижёр
дискуссия
дистанция

Объясним некоторые слова, которые могут быть наиболее непонятны:

Деликатный:

1.Вежливый, предупредительный, мягкий в обращении. Например, деликатный человек.

2.Требующий осторожного и тактичного отношения. Например, деликатный вопрос, деликатное положение.

3.Нежный, слабый, хрупкий. Например, деликатные ткани.

Десница — рука.

Диктант:

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!» Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

- На прошлом уроке мы немного повторили правила оформления прямой речи. К какому предложению можно его применить в этом небольшом тексте?

- Какие ещё уже знакомые орфограммы вы встретили? Вспомните правила.

Правописание ь на конце существительных после шипящих:

1. Прочитайте текст:

На рыбной ловле

Дорога шла через рожь . Вот пробежала мышь. В роще послышался плач – это сыч затянул песню. Вот и река. Наступила ночь, и ловля началась. Кругом стояла тишь . Камыш шептался с рекою.

Скоро мне попался ёрш, а у дяди на леске бился лещ. Вот и полночь. Мы сделали шалаш. Утром, только блеснул луч солнца, мы были на ногах.

- Выпишите существительные, которые оканчиваются на шипящий:

Рожь, мышь, плач, сыч, ночь, тишь, камыш, ёрш, лещ, полночь, шалаш, луч.

- Теперь запишем их в два столбика: в один столбик - существительные женского рода, в другой — существительные мужского рода.

Женский род: рожь, мышь, ночь, тишь, полночь.

Мужской род: плач, сыч, камыш, ёрш, лещ, шалаш, луч.

- Что вы заметили?

- В существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий пишется ь. В существительных мужского рода мягкого знака на конце нет. Такой ь называется формообразующим и указывает на категорию женского рода существительного.

Правило звучит так:

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется только у существительных 3 склонения.
В других случаях на конце существительных после шипящих ь не пишется.

Обратите внимание, что к 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце, но не все они заканчиваются на шипящий, например: дочь, но кровать.

Более подробно это правило можно озвучить так:

  • Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится, когда слово принадлежит третьему склонению: ночь, мышь.
  • Существительные первого и второго склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака: много туч, карандаш, кирпич. Обратите внимение, что эти существительные стоят в родительном падеже во множественном числе.
  • Нужно помнить, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на -ИЧ, являются существительными второго склонения и пишутся без мягкого знака: Сергевич, Геннадьевич.

-Давайте попробуем представить это правило в виде алгоритма.

Для того, чтобы правильно написать ь на конце существительного после шипящего надо:

1. Определить род и число существительного.
2. Если существительное женского рода в единственном числе стоит в именительном падеже то пишем ь.
3. Если существительное мужского рода в единственном числе стоит в именительном падеже, то ь не пишем.
4. Если существительное любого рода стоит во множественном числе в родительном падеже, то ь не пишем.
5. Если существительное - имя собственное: фамилия или отчество, то мягкий знак не пишем.

- Ну а теперь упражнения для закрепления.

Упражнения для закрепления

Упражнения 1

Вставьте пропущённые буквы. Рассуждайте, придерживаясь алгоритма.

1. Молодёж…, чертёж…, трубач…, много задач..., богач…, Григорьевич…, помощ…, сыч…, Лейбович… , ерш…, чёрная туш…, торжественный туш…, нет училищ..., чиж…, Макарович, марш…, Григорович…., нож…, фарш…, не купили груш…, мыш…, душ…,

сторож…, не видно туч…, стриж…, суш…, Леонидович…, муж…, калач…, Леонович…, камыш…, не было круч…, плюш…, глуш…, циркач…, калач…, пустош…, брош…, луч…, страж… .

Ответ

Молодёжь, чертёж, трубач, много задач, богач, Григорьевич, помощь, сыч, Лейбович, ёрш, чёрная тушь, торжественный тушь, нет училищ, чиж, Макарович, марш, Григорьевич, нож, фарш, не купили груш, малыш, душ, сторож, не видно туч, стриж, суш, Леонидович, муж, калач, Леонидович, камыш, не было круч, плюш глуш, циркач, калач, пустошь, брошь, луч, страж.

Упражнение 2

Данные слова объедините в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце.

Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.

Ответ

Ложь (ж.р.) — правда , мякиш (м.р.) - корка, бедность — роскошь (ж.р.), тишь (ж.р.) — шум, бедняк — богач(м.р.), старики — молодёжь (ж.р.), мощь (ж.р.) - слабость.

Упражнение 3

Составьте и запишите предложения с данными словами. Выделенные имена существительные ставьте в единственном числе, укажите их род.

Хорошую, речи, слушать, приятно.

Скупой, беднее, нищего, богачи.

Не, печи, а нива, кормит.

Мыши, не, проголодается, в, амбаре.

На, востоке, лучи, блеснул, солнца.

Ответ

Хорошую речь(ж.р.)слушать приятно. Скупой богач(м.р.)беднее нищего. Не печь,(ж.р.)а нива кормит. Мышь(ж.р.)в амбаре не проголодается. На востоке блеснул луч(м.р.)солнца.

Упражнение 4

Замените выражения одним словом и запишите. Укажите род имён существительных.

1) Человек, который играет на трубе. 2) Человек, который выступает в цирке. 3) Очень сильный человек. 4) Человек, который играет на скрипке. 5) Житель Москвы. 6) Помещение, где стоят автомашины. 7) Колючее животное. 8) Место, где купаются и загорают. 9) Известный музей картин в Санкт-Петербурге. 10) Крупное морское северное животное с усатой мордой.

Ответ:

Трубач (м.р.), циркач (м.р.), силач (м.р.), скрипач (м.р.), москвич ( м.р.), гараж (м.р.), ёж (м.р.), пляж (м.р.), Эрмитаж (м.р.), морж (м.р.).

Задания для самостоятельной работы

Задание 1

Спишите, вставьте пропущенные буквы:

Репортаж…, Евгеньевич..., роскош…, Воронович..., царевич…, клич…, кирпич…, нет берёзовых рощ…, тиш…, бреш…, Иванович…, шалаш…, Соколович…, доч…, ключ…, ералаш…, полноч…, москвич…, Николаевич…, внутри чащ…, мелоч…, тягач…, усач…, завуч…, Станисловович…, Сташевич…, дич…, мякиш…, матч…, бич…, приёмыш…, лихач…, теч…, Владимирович…, реч…, меч…, упряж…, Александрович…, лож…, манеж…, мяч…, скрипач…, Ильич…, ёрш…, дрож… , смерч…, Абрамович….

Ответ

Репортаж, Евгеньевич, роскошь, Воронович, Царевич, клич, кирпич, ннет берёзовых рощ, тишь, брешь, Иванович, шалаш, Соколович, дочь, ключ, ералаш, полночь, москвич, Николаевич, внутри чащ, мелочь, тягач, усач, завуч, Станиславович, Сташевич, дичь, мякиш, матч, бич, манеж, мяч, скрипач, Ильич, ёрш, дрожь, смерч, Абрамович.

Задание 2

Допишите по смыслу слова с шипящими на конце, укажите их род.

Душистый ... , красный ... , летучая ... , весёлый ... , ночная ... , маленький ... , лесная ... , крупная ... , правильная ... , детский ... , нужный ... , русская ... , вкусный ... , солнечный ... , мужской ... , красивая ... , свежий ... , медицинская ... , верный ... , спелый ... .

С л о в а д л я с п р а в о к : ландыш, карандаш, мышь, малыш, тишь, шалаш, глушь, дичь, речь, плач, ключ, печь, калач, луч, плащ, вещь, борщ, помощь, товарищ, овощ.

Ответ

Душистый ландыш (м.р.), красный карандаш(м.р.), летучая мышь (ж.р.), весёлый малыш (м.р.), ночная тишь (ж.р.), маленький шалаш,(м.р.), лесная глушь (ж.р.), крупная дичь(ж.р.) , правильная речь (ж.р.), детский плач (м.р.), нужный ключ (м.р.), русская печь(ж.р.), вкусный калач (м.р.), солнечный луч (м.р.), мужской плащ(м.р.), красивая вещь (ж.р.), свежий борщ (м.р.), медицинская помощь(ж.р.), верный товарищ (м.р.), спелый овощ (м.р.).

Задание 3

Напишите ответы в строчку через запятую:

1) Суп со свёклой и другими овощами.

2) Дикие птицы и животные как предмет охоты.

3) Мягкая часть печёного хлеба.

4) Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник.

5) Человек с большими усами.

6) Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи.

7) Способность говорить.

8) Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина.

9) Брусок из обожженной глины, используется для построек.

10) Девочка для родителей.

– Укажите род имён существительных.

Ответ

Борщ (м.р.), дичь (ж.р.), мякиш (м.р.), брошь (ж.р.), усач (м.р.), печь (ж.р.), речь (ж.р.), брешь (ж.р.), кирпич (м.р.), дочь (ж.р.).

Задание 4

Распредели слова по столбикам: 1) с Ь, 2) без Ь.

Обруч(?), мелоч(?), врач(?), грач(?), сторож(?), мыш(?), кирпич(?), доч(?), печ(?), камыш(?),мощ(?).

Ответ

С мягким знаком: мелочь, мышь, дочь, печь, мощь.

Без мягкого знака: обруч, врач, грач, сторож, кирпич, камыш.

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Русский язык. 5 класс. Урок 21. Ь на конце существительных после шипящих

Подписывайтесь на канал, занимайтесь с нами, присылайте свои работы. Вопросы и пожелания оставляйте в комментариях.