Найти в Дзене
WEEEK

Что такое корпоративная культура и почему она нужна твоей команде

Оглавление

Привет, на связи команда WEEEK. Успех любого проекта кроется в слаженно работающей команде, которая понимает, что она делает и зачем. Регулировать это «что» и «зачем» помогает корпоративная культура. Разбираемся, что это такое и зачем она нужна твоей команде

Что такое корпоративная культура

Впервые о корпоративной культуре заговорили в конце 19 века в сфере военного дела

Немецкий фельдмаршал Мольтке называет «корпоративной культурой» взаимоотношения офицеров, в среде которых прописан устав, стили решения конфликтов и основные ценности — честь и дружба

Можно вспомнить и средневековые гильдии. В них прообраз корпоративной культуры проявлялся в общности цветов, символов и атрибутов, по которым члены гильдии могли отличать своих от чужих

Слово «корпоративный» происходит от латинского corporatio, что дословно можно перевести как «объединение, сообщество»

Корпоративная культура в таком случае — это описание норм и правил поведения сотрудников в тех или иных ситуациях, ценностей команды, общего вектора движения

В современном представлении понятие корпоративной культуры стало развиваться в семидесятых годах прошлого столетия. В 1973 году антрополог Клиффорд Гирцем сформулировал основные положения теории корпоративной культуры для компаний

Она включает в себя:

  • цели и задачи
  • ценности и традиции
  • установленный стиль лидерства
  • возможные варианты решениях конфликтов
  • нормы поведения внутри коллектива, в отношениях с клиентами и партнёрами
  • корпоративный стиль

Уровни корпоративной культуры

Американский психолог Эдгар Шейн в 1981 году проанализировал различные организации и выделил три основные составляющие их корпоративных культур: базовые потребности, ценности, артефакты

Первый уровень — артефакты

Это всё материальное, что можно потрогать, увидеть, услышать. Например, это может быть брендированная документация, дизайн сайта и социальных сетей, форма одежды, мерч и многое другое

Проработанный первый уровень корпоративной культуры позволяет проекту или компании отстроиться от конкурентов и выделиться на рынке

Второй уровень — ценности

Это то, во что верят все члены команды и руководители. Например, среди офицеров понятия чести и дружбы всегда стояли во главе угла и укрепляли коллектив

Определить основные приоритеты не сложно, но очень важно для любой команды, чтобы двигаться одном направлении и понимать друг друга

Третий уровень — базовые представления

Это поведенческие паттерны, социальное положение, жизненный и мировоззренческий опыт, который объединяет всех сотрудников

Создание фундамента на этом уровне позволит на этапе приёма на работу выделять «своих», избегать конфликтов в команде и работать более слаженно

Зачем нужна корпоративная культура

Чтобы понять, нужно ли тебе прописывать и внедрять корпоративную культуру, нужно сначала определиться с функциями, которые она выполняет, и какие конкретно потребности сможет закрыть:

  • Мотивационная. Любая корпоративная культура базируется на ценностях — что, для чего, для кого, с каким посылом вы создаёте. И эти ценности, в теории, должны разделять все сотрудники
  • Имиджевая. Это то, что видят ваши партнёры, клиенты и конкуренты. Прописанный имидж компании позволит вам выделяться на рынке и быть узнаваемыми
  • Идентификационная. Когда у всех членов команды есть общая культура — они чувствуют себя частью единого целого. Отчасти эта функция дублирует мотивационную
  • Организационная. Корпоративная работа позволит систематизировать работу разных отделов и коммуникацию между ними
  • Вовлекающая. Подразумевает участие всех сотрудников в жизни и развитии компании или проекта
  • Адаптивная. Помогает новому сотруднику быстро адаптироваться в компании и влиться в команду
  • Управленческая. Это стиль лидерства, поведение руководителя. Корпоративная культура в этом смысле позволят сформулировать внутренние нормы и правила по управлению командой

Если чувствуешь, что в твоей компании есть белое пятно в одном из этих направлений, задумайся о том, чтобы прописать правила игры в этой части вашей корпоративной культуры

Если корпоративной культуры нет или она плоха

Культура есть у всех организаций, независимо от того, была ли она создана намеренно или случайно

Плохая культура на рабочем месте, как правило, возникает сама по себе и похожа на штормовое море — бушующее и непредсказуемое. За редким исключением корабли долго удерживаются на плаву в таких условиях

А вот то, что мы имеем в виду под «отсутствием культуры», на самом деле является результатом безразличия и апатии, отсутствия командной работы, какого-либо взаимодействия, измеримых целей, признания заслуг и достижений

По определению эта культура не является плохой, просто она практически не имеет шанса на успех. Такая компания вряд ли сможет долго оставаться на плаву. Её сотрудники, скорее всего, на это и не рассчитывают, потому что не понимают, в чём ценность и значимость их работы

Как выглядит хорошая корпоративная культура

Чёткая миссия и ценности

Это каркас. Нужно знать, почему вы делаете то, что делаете

-2

Поддержка и участие лежат в основе коммуникации

Когда люди вовлечены в то, что происходит, они работают лучше. Каждый сотрудник чувствует, что он значим и не думает, что его работа — просто остановка на пути к лучшему месту

Прозрачность

Хранить секреты от своей команды или врать им — не лучшая идея. В основе хорошей корпоративной культуре — атмосфера доверия и открытости во всех смыслах: от новостей компании до общения между членами команд

-3

Умение разделять индивидуальные и командные победы

Члены команды, которые чувствуют, что их ценят, всегда сделают больше, чем от них ожидают. Компании с отличной корпоративной культурой чествуют команды и отдельных лиц, которые приносят им победы

Доступное и открытое руководство

Лидеры должны делать одну вещь: вести. Присутствующие и доступные лидеры направляют свои команды и показывают, что готовы помочь и поддержать всех, кто в этом нуждается

-4

Профессиональное развитие

Хорошая корпоративная культура предлагает своим командам возможности для обучения и развития, чтобы они росли во благо компании

Как сформировать корпоративную культуру

Этот вопрос рано или поздно возникнет в любой компании, которая хочет долго оставаться на рынке. Чаще всего это происходит, когда компания начинает масштабироваться и обрастать новыми продуктами, проектами и клиентами. Происходит найм новых сотрудников, формирование отдельных друг от друга отделов. И всё это нужно как-то контролировать и координировать, потому что принцип «повторяй за мной и будет хорошо» уже не работает

Три принципа корпоративной культуры

  • свобода: необходимо учитывать желание сотрудников быть свободными в своих действиях и решениях (в пределах разумного)
  • справедливость: привилегии и ограничения у всех должны быть одинаковые — а если нет, для этого должно быть разумное и обстоятельное объяснение
  • общечеловеческие ценности: нельзя, чтобы работа создавала у членов команды конфликт между личной и рабочей сферами жизни

Если понимаешь, что твоя потенциальная модель корпоративной культуры соответствует этим принципам, то идём дальше

Три уровня корпоративной культуры

  • внешний (то, как вас будут видеть клиенты, партнёры, общество)
  • внутренний (система ценностей и особенности взаимодействия внутри компании)
  • потаённый (мысли и мотивация всех сотрудников)

Постепенно начинай прописывать каждый из этих уровней, делая их более объёмными и многогранными:

1. Сформулируй задачи, цели и направление деятельности компании

2. Обозначь ценности и приоритеты

3. Оптимизируй процесс подбора новых сотрудников, чтобы безошибочно нанимать подходящих людей в компанию

4. Пообщайся с сотрудниками о плюсах и минусах работы в компании и используй результаты этого исследования для того, чтобы улучшить ситуацию

6. Создай систему наставничества, чтобы все сотрудники, особенно новые, были в курсе корпоративной культуры

7. Обозначь четкую позицию по управлению сотрудниками

Советы по созданию корпоративной культуры

  • Спроси совет у команды. Не будь диктатором и поговори с членами команды. Обсудите, что вы вместе можете сделать, чтобы работа была более приятной
  • Нанимай людей, которые понимают вашу миссию и верят в неё. Когда ты нанимаешь правильных людей, ты можешь обнаружить, что позитивная культура на рабочем месте складывается сама по себе
  • Создай гостеприимную среду. Люди будут счастливее и продуктивнее в хорошо освещенном помещении, а не в тёмном и сером рабочем пространстве. Сделайте свой офис привлекательным и функциональным, чтобы сотрудники чувствовали себя желанными гостями
  • Обеспечь прозрачность и доступность корпоративной культуры для всех. Хорошо хранить её в доступной всем базе знаний, чтобы сотрудники могли обращаться к ней в любой момент

Кстати, прописать свою корпоративную культуру ты можешь в Базе Знаний WEEEK. Так все сотрудники будут иметь к ней доступ в любой момент

-5

Как внедрить корпоративную культуру

Несколько примеров по внедрению корпоративной культуры:

  • регулярно рассказывай о ценностях компании в блоге, социальных сетях, СМИ, в брошюрах и презентациях
  • проводи тимбилдинги
  • создай систему мотивации
  • введи и закрепи внутренние традиции: например, по празднованию дней рождения, проведению корпоративов или вечеринок в честь завершения проекта
  • организуй совместный досуг за пределами офиса (как отдых, так и образовательные мероприятия)

Вот так. После создания и внедрения корпоративной культуры не забывай тестировать её в реальности

О том, что выбранная модель рабочая и созвучна ценностям, тебе скажут довольные лица членов команды и позитивное развитие компании