Поразительную картину наблюдал на днях в аэропорту Домодедово, оказавшись здесь после долгого перерыва. Закрытые стойки для регистрации, пустые галереи и пункты паспортного контроля, безлюдные залы ожидания, кафе и магазины. Сегодня поговорим о том, куда исчезли пассажиры из аэропорта, который много лет был самым загруженным в стране.
Что представляешь, когда собираешься ехать в аэропорт Домодедово? Броуновское движение сотен такси у аэровокзала, столпотворение на входе, забитые кафе и длинные очереди на регистрации, толпы на паспортном контроле, залы ожидания у выходов на посадку, где людей так много, что невозможно присесть...
Однако все это осталось в прошлом. Сегодня Домодедово выглядит совсем иначе.
На привокзальной площади нет привычной суеты. Единичные такси спокойно высаживают клиентов. Наверное, все дело в том, что в аэропорту открылся новый паркинг, и теперь перед аэровокзалом навели порядок - подумал я. Но ошибся.
Когда зашел в здание аэропорта, то тоже сильно удивился. Нет привычной суеты, бешенных толп пассажиров. Все тихо, спокойно. Нельзя сказать, что людей совсем нет. Просто из стало в разы меньше, чем раньше.
В 2023 году здесь открыли новый семиэтажный терминал, обслуживающий международные линии. Однако новые площади только подчеркивают пустоту в некогда самом загруженном в стране аэропорту.
На табло - редкие рейсы. В середине дня интервал между отправлениями на международных линиях может достигать двух часов. На паспортном контроле работало всего три кабинки, но и у них не было столпотворения. И вообще никого. Сотрудники очень оживились, когда увидели пассажира. Видимо, это теперь большая редкость.
В новом роскошном и современном терминале - шаром покати. Половина магазинов и кафе не работают, а остальные, вероятно, скоро закроются. Людей нет совсем. Нет теперь и проблем с местами для ожидания у выхода на посадку и в бизнес-залах их более чем достаточно.
Совсем грустная картина предстает, когда смотришь на взлетное поле из окон аэропорта - территория заставлена старыми ржавеющими самолетами разорившихся авиакомпаний: это прямо визуальная история банкротств в авиации. Вот "Аэрбасы" приказавшего долго жить альянса "ЭйрЮнион", вот стоят без двигателей Боинги-747 некогда второй в стране авиакомпании "Трансаэро", вот брошены самолеты "Вим-авиа".
А вот как происходящее выглядит в цифрах и фактах.
Домодедово стал первым в стране частным аэропортом. С начала 2000-х из советского аэровокзала, принимавшего в основном рейсы из Сибири, Дальнего востока и других восточных регионов, Домодедово превратился в главную международную авиагавань столицы и страны. После масштабной реконструкции аэровокзала и внедрения современных технологий обслуживания пассажиров сюда из Шереметьево перешли многие ведущие зарубежные авиакомпании, например, Lufthansa, Swiss и British airways и другие.
В конце советской власти в 1990 году аэропорт обслужил 16, 6 млн пассажиров за год. К 2000-му году поток уменьшился до 2,8 млн. Однако уже в 2005 году Домодедово заняло первое место по пассажиропотоку среди воздушных гаваней России и удерживал первенство много лет, оставив прежнего лидера Шереметьево на втором месте. К 2008 году пассажиропоток Домодедова достиг 20, 4 млн пассажиров, а абсолютный рекорд был установлен в 2014 году - 33 млн пассажиров. Однако уже в следующем году начался спад. Авиагавань обслужила на 2, 5 млн пассажиров меньше и уступила Шереметьево после 10 лет лидерства.
Как и у всех аэропортов, резкое падение пассажиропотока произошло из-за пандемии - с 28, 3 млн в 2019 г. до 16, 4 млн в 2020-м. Пандемия закончилась, а аэропорт не смог выйти из пике. В 2022 году - 21.2 млн, в 2023-м - 19, 9 млн, 2024-м - 15, 6 млн. То есть меньше, чем в советское время. Несмотря на красивые терминалы, аэроэкспресс и прочие удобства.
В чем причина такого спада?
Это сочетание нескольких факторов.
Банкротство базовых для аэропорта перевозчиков серьезно подорвало пассажиропоток - вспомним авиакомпании, входившие в "ЭйрЮнион" и, конечно, "Трансаэро".
Сейчас, кстати, есть опасность, что последняя крупная российская авиакомпания S7, базирующаяся в Домодедово, переедет во Внуково. Во всяком случае в прессе активно обсуждается такой сценарий. Ранее эта компания уже существенно сократила летную программу из Москвы из-за оптимизации, чем внесла свой вклад в сокращение пассажиропотока аэропорта.
Уход зарубежных авиакомпаний из-за санкций коснулся всех воздушных гаваней столицы, но в случае с Домодедово дела обстоят хуже. Аэропорт покинули даже те компании, которые остались в России. Например, Qatar переехал в Шереметьево.
И конечно, спады пассажиропотока часто совпадали с претензиями к собственникам аэропорта и попытками экспроприации. Такие истории происходили уже ни раз. Сейчас - очередная. И еще неизвестно чем она закончится.
Кстати, содержать такой актив затратно, и он легко может генерировать не только прибыль, но и убытки. Сейчас Домодедово работает едва ли на треть мощности - комплекс рассчитан на обслуживание 60 млн пассажиров в год, а принимает меньше 20.
Еще более унылое впечатление оставило посещение бизнес-зала в новом терминале Домодедово:
Несмотря на спад пассажиропотока, скандалов в самих самолетах меньше не стало. Вот посмотрите, свидетелем какой дичи стала наша подписчица:
Авиакомпании последовательно ужесточают правила поведения пассажиров на борту. Новый запрет вступил в апреле 2025 года, о нем еще многие не знают:
Тем временем в Москве уже закрыли один из аэропортов, а рейсы перевели во Внуково.
Честно говоря, я раньше стремился избегать Домодедово из-за вечных толп, шума-гама и суеты, а в таком полупустом виде он мне даже понравился.
А вы пользуетесь Домодедово?
Поделитесь в комментариях!
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!
"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel