В буддизме есть притча про воина, в которого попала отравленная стрела. Нашли лекаря, но воин не подпускает того к себе, а задает вопросы:
-стрела какого лучника поразила меня?
-из какого клана происходит тот стрелок?
-деревянный или металлический наконечник у стрелы? И т.д.
Глядя на это, Будда сказал: «Раненый умрёт, и все это останется для него неизвестным». (спойлер: так и случилось – воин погиб, не дождавшись действий лекаря) Вряд ли Будда знал, что той историей он заложил основы стратегической краткосрочной терапии. Последняя говорит о том, что при наличии страданий знать их причину не обязательно, а хорошо бы сделать так, чтобы сначала человеку стало хотя бы немного легче.
Стратегические методы не ищут причину боли, а «выдёргивают стрелу». При этом поиск причин страданий не отвергается, но рассматривается с неожиданного ракурса: человеку, желающему определить причину, предлагается сначала поискать ответ на вопрос «Чем мне поможет это знание?».
Стратегические методы терапии нередко воспринимаются, как поверхностные и чрезмерно простые. Так и задумано! Они таковыми не являются, но прекрасно, когда клиент думает именно так: что всё и так лежало на поверхности, и он сам до всего додумался, терапевт просто рядом постоял. Такой ход мыслей – «я сам всё могу порешать» - сам по себе является источником внутренней силы, поэтому терапевту выгодно его поддерживать.
С одной стороны, это ставит психолога в невыгодную, на первый взгляд, позицию – неэксперта. С другой, решение находится гораздо быстрее, когда экспертом клиент ощущает себя сам. Терапевту быть неэкспертом, изо всех сил сдерживая наставническую позицию, непросто. Но этому однозначно стоит научиться, ведь это даёт главное: клиент начинает участвовать в захватывающем процессе «Стань экспертом своей жизни», и входит во вкус. Вот что делает краткосрочная терапия: учит самостоятельно менять свою жизнь, делая её более легкой, приятной и яркой.