По материалам сайта Magical Miniature Landscapes. Автор - Роберт Баран (Robert J. Baran, США) – писатель, исследователь истории бонсай. В 1999 году создал первую версию сайта, в 2016 году – актуальную версию.
Часть 1. «Карликовые деревья»
Одно из ранних упоминаний России в исследованиях Р. Барана относится к 1853 году. В этом году в Россию был приглашен немецкий медик Филипп фон Зибольд (Philipp Von Siebold, 1796-1866), служивший с 1823 по 1829 год в голландской колонии в порту Нагасаки врачом и изучавший естественную историю и культуру Японии в целом. Россия искала консультантов по внутренней политике Японии, стремясь первой заключить договор об «открытии» Японии. Но в 1854 году это сначала удалось сделать США во время экспедиции Перри. Позже Санкт-Петербургская академия приобрела у вдовы доктора некогда вывезенные им из Японии восемь томов оригинальных рисунков и набор засушенных японских растений.
Пусть столь ранние даты в этом рассказе не смущают вас в связи с историей бонсай в России. До 1854 года Япония всячески оберегала свою культуру от иностранцев. С 1641 года на специально построенном острове Дедзима в бухте Нагасаки существовала единственная иностранная голландская колония из 10-12 человек, большинству поселенцев которой было запрещено сходить на берег.
Следующий, хотя и косвенно связанный с Россией сюжет, рассказывает, когда и в связи с чем первые бонсай стали появляться в США. Разве люди, о которых идет повествование не могли рассказывать в России о тех карликовых деревьях, которые они видели в далекой Японии? И разве российские дипломаты, ученые и художники не посещали в этот период Японию, а российские императоры не совершали "кругосветки" с обязательным посещением этой таинственной страны?
В 1863 году Авраам Линкольн направил государственного секретаря Энсона Берлингейма (Anson Burlingame, 1820-1870) в Китай для изучения политической ситуации в стране. Берлингейм отправился в Китай через Японию, и во время своего путешествия японский император подарил ему дуб бонсай (Дуб Дайме). Берлингейм отправил дерево обратно в США, в Калифорнию, где жила его жена. Затем он отправился в Китай, США, Европу и Россию. В Санкт-Петербурге он с 4 по 16 февраля был на приемах у царя Александра II, но 23 февраля 1870 года скоропостижно скончался.
Еще один рассказ посвящен воспоминаниям британки Мари Кармайкл Стоупс (Marie Charlotte Carmichael Stopes, 1880 – 1958). Она занималась палеоботаникой, а в 1907 - 1909 году проживала в Японии. Дама писала в своем дневнике о событиях 1907 года:
«25 октября. Во второй половине дня я пила чай с профессором Ф.----- и познакомилась с профессором Р. ----- из России и другими. Мы учили профессора Р.----- пользоваться палочками для еды и рассматривали карликовые деревья, из которых у профессора Ф.----- есть несколько прекрасных экземпляров. В комнате, где выставлены карликовые деревья, всё должно быть особенно простым и достойным, если дерево находится не в токонома. Например, экран позади него должен быть белым, чисто-белым, без единого пятнышка золотой пыли. И когда видишь, что всё правильно, осознаёшь истинную правильность этого, и красота, кажется, становится очевидной, а очертания дерева на белом фоне выделяются. Я всё больше и больше люблю простую японскую культуру старого стиля в гармоничной обстановке. Хотя в Кью (саду в Лондоне) есть довольно красивые и ценные карликовые деревья, они теряются в оранжерее среди других растений; лучи и ароматы других растений вокруг них смешиваются и конфликтуют, пока не образуется серая дымка, в которой дух красоты окутывает себя и становится невидимым; но если вы поставите хотя бы одно из этих деревьев на нужное место, она выйдет и засияет перед вами»
Интересно было бы найти и почитать воспоминания об этих событиях профессора Р.
«Русский» след обнаружился и в биографии Кюдзо Мураты:
«В конце 1920-х — начале 1930-х годов Кюдзо Мурата и его коллеги из <...> Омии регулярно ездили в Фурукамаппу на острове Кунашир (к востоку от большого северного японского острова Хоккайдо, который после Второй мировой войны перешёл к России. Там произрастала ель Эзо (Picea glehni). Место, где росли эти деревья, называется Яти. Это болотистая местность, покрытая толстым слоем сфагнового мха. Это негостеприимная природная среда, где земля покрыта глубоким снегом с середины сентября до середины мая, где бесконечно дует ветер. Мурата и его команда каждый год собирали деревья первого или второго сентября и отправляли их на Хонсю, главный остров Японии. Корни были упакованы в мох-сфагнум, затем завернуты в мешковину и перевязаны бечевкой. Деревья помещали в специально сконструированные ящики для транспортировки. Они отправлялись по железной дороге и прибывали в Омию к десятому или одиннадцатому сентября. На момент сбора у большинства из них было всего по одному-два белых живых корня. К моменту транспортировки и, несмотря на плохое состояние после прибытия, у них появлялось множество сильных белых корней, прораставших сквозь мешковину.
Изначально корни не приживались на деревьях, выращенных в контейнерах. Мастер бонсай Томикити Като в 1928 году нашёл способ решить эту проблему. В 1930-х годах ель Эзо, которая в диком виде росла в лесах на севере Японии в зоне тундры, была самой ценной группой деревьев для бонсай»
Со ссылкой на статью 2001 года «Приключения бонсай в России» Александра Виняра на российском форуме «Бонсай» и статью 2010 г. Бориса Ломова (Австралия) «1956 год: первое известное упоминание о карликовых растениях в российской садоводческой литературе» приводится цитата «Карликовые растения - это миниатюрные копии сосны, криптомерии и некоторых других деревьев, а также кустарников.. и т.д.» автора раздела Г.Е. Киселёва из книги: «Комнатное садоводство», Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, Москва, 1956 г.
Это все зафиксированные Робертом Бараном и найденные мной на его сайте факты о наличии бонсай или карликовых деревьев, как они тогда назывались, в России в период с 1853 по 1956 год. Я планирую также проштудировать информацию сайта о бонсай в бывших республиках СССР. Конечно, есть мысль создать более полную «линейку времени» бонсай в России и я очень рассчитываю на помощь тех кто помнит, знает и является участником этих событий.
Сегодня мы можем уже очень существенно дополнить эту «историю», но я лично очень благодарна автору за собранные и систематизированные факты и ту историческую канву, которую он создает для понимания истории развития бонсай в целом и в отдельных странах, на протяжении огромных исторических периодов и в череде отдельных событий. Конечно, невозможно охватить все источники и перечислить все события, происходящие в мире. Но Роберт Баран непреклонно развивает свой сайт, придавая значение, архивируя, делая доступными и «читабельными» все новые и новые факты о мире бонсай.
Заканчивая первую часть статьи, приведу пример еще одного «расследования», которое ведет на страницах своего сайта Баран. Публикую его намеренно отдельно, вне какого-либо временного периода. Не получив ясного объяснения, автор также называет это «аномалией». В материалах сообщений в чатах и личной переписки, собранных в период 2003-2016 годов, Роберт Баран фиксирует возникшее у одного из участников форума Internet Bonsai Club предположение, возникшее при посещении Третьяковской галереи, что на иконе Феофана Грека «Преображение» начала 15 века изображены бонсай, и последующее обсуждение этой темы.
На одном из российских каналов также исследовался этот вопрос, сошлись на том, что деревья находятся в расщелинах горы. А маленькие они потому, что законы иконографии не позволяют изображениям менее значимых объектов быть крупнее, чем изображения более важных объектов.
Конец первой части.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.