Культура бонсай имеет многовековые корни, уходящие в историю распространения буддизма. Но она не развивалась сама по себе в рамках религиозных общин. На ее развитие в разные периоды влияли определенные политические и экономические факторы, связанные с создателем культуры – Японией.
Термин бонсай возник в начале 1800-х годов, когда группой японских ученых в Итами (Осака) были произнесены китайские термины (盆景), растения в контейнерах. Это послужило началом определения терминологии бонсай – в 1806, в 1839 годах появились первые книги на эту тему. Их распространение привело к тому, что жители Японии могли общаться на эту тему, используя одни и те же понятия. Таким образом, бонсай как закрепленное явление входил в культуру и повседневную жизнь. Как результат – широко начала появляться мода на деревья в контейнерах вне религиозных общин, которые на протяжении столетий использовали бонсай как средство медитации и самоорганизации. А спрос, рождающий предложение, давал начало развитию первых питомников.
Главные события следующего периода развития бонсай - 1853 и 1868 годы.
В 1853 году коммодор Перри (США) прибыл в Японию с просьбой о заключении договора о сотрудничестве между двумя странами. Вслед за этим Япония заключила договоры с США, Россией и другими странами.
В 1868 окончился период сегуната Токугава, к власти в Японии пришел император. Начался период Мейдзи (1868 – 1912).
В это время Япония становилась огромным «клубом» бонсай - Мейдзи целенаправленно собирал Императорскую коллекцию, которая в некоторые времена составляла до 600 огромных деревьев в «плошках». Она пополнялась за счет лучших деревьев из коллекций бывших сёгунов.
Особенное отношение императора к деревьям бонсай заставляло интересоваться этим всех его подданных.
Бонсай проникал во все дома и селения. В то же время в Японии в разное время и периоды возникала мода на бонсай. Киото придерживался стиля бунджинг.
Где-то возникала мода на очень маленькие деревья. Были мастера, формирующие деревья на длинных оголенных корнях со свисающими вершинами. На фоне моды на можжевельники Chabo Hibo, ветви которых формировались в виде отдельных подушечек, было десятилетие равнинных можжевельников Итоигава – небольших деревьев, которые практически не формировали, любуясь их естественной красотой.
В конце 19 века возникла мода на можжевельники Итоигава, снятые с горных склонов. Они представляли собой целые «клубки» мертвой древесины, в которую мастера «вписывали» аккуратную крону, позволяющую дереву расти и развиваться. Пик этой моды пришелся на начало 1910-х годов.
В 1885 году многие Японцы начали переселяться на Гавайи, позже - в Калифорнию (США). А в 1905 году они заняли территорию ряда российских островов - в том числе Южный Сахалин. Культура бонсай начала распространяться на этих территориях.
Следующий существенный период распространения бонсай пришелся на конец 19 - начало 20 века. В это время эпоха реставрации Мейдзи «открывала» Японию для мира, в том числе, распространяя свою культуру через организацию крупных выставок, а затем аукционов, , где были представлены бонсай.
Но культура бонсай закреплялась и в самой Японии, давая новые качественные толчки к своему развитию:
- В 1892 состоялась первая выставка бонсай в Токио, был составлен каталог выставки, появилось понятие «Художественный бонсай». Этот период знаменуется появлением любительских ассоциаций бонсай.
- В 1903 году Токийская ассоциация Джуракукай организовала два показа бонсай в японских ресторанах.
- В 1908 году состоялась выставка хачи-нива, где сады на плоских подносах располагались на низких подставках и посетителям приходилось вставать на колени, рассматривая экспонаты.
- В 1906 году вышел первый ежемесячный журнал «Bonsai Gaho». Организованный владельцами нескольких питомников клуб «Бонсай» проводил ежемесячную выставку, отражая ее содержание в журнале.
- В 1907 на окраинах Токио поселилась колония производителей бонсай из 30 домов.
Развивались технологии бонсай – началось применение проволоки, производство инструментов Масакуни.
Нужно отметить, что это был «золотой период» распространения качественных и очень старых бонсай по миру.
Вводимый странами постепенно санитарный карантин на ввоз растений, ограничение вывоза из Японии деревьев старше 100 лет – это причины того, что более зрелого возраста и качества японские деревья больше нигде не появятся.
Последняя крупная выставка с демонстрацией японских бонсай состоялась в 1910 году в Лондоне.
Вскоре после этого мир погрузился в пучину Первой мировой войны, которая надолго погасила интерес к культуре Японии, оставаясь внутренней культурой японцев.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.