Интуитивно я была права, рассуждая недавно, что многие участники походов на российских военных кораблях в Японию (на Дальний Восток) в конце 19-начале 20 века могли привезти бонсай в Россию. Один из примеров – композиция на камне, привезенная из Японии знаменитым художником Василием Васильевичем Верещагиным в ноябре 1903 года.
Предчувствуя скорое осложнение отношений между Россией и Японией, он поспешил посетить эту страну.
Прибыв в сентябре 1903 года во Владивосток, Верещагин отправился пароходом в порт Цуруге, потом по железной дороге он прибыл в Киото — древнюю столицу империи, позже посетил современную столицу Токио, а оттуда отправился в городок Никко, где запечатлевал храмовую архитектуру.
В Японии В.В. Верещагин пробыл около трех месяцев и в ноябре 1903 года вернулся в Россию, привезя с собой около 20 этюдов. Его стиль работы всегда предполагал создание множества этюдов, которые впоследствии в мастерской он «собирал» в единые картины.
Возвращаясь из Японии накануне войны практически последним гражданским судном (иначе он был бы причислен к интернированным), он привез в дом в районе Нижних Котлов (современное Нагатино) большую коллекцию сувениров, произведений японского декоративно-прикладного искусства — ширмы, панно, веера, кимоно, головные уборы, зеркала, фарфор, фонарики, нэцке, свитки с картинами.
По воспоминаниям сына художника В.В. Верещагина-младшего в составе этой коллекции был большой, трехпудовый камень-скала, какие имеются в японских миниатюрных садах. По сути это был бонсай — на большом камне росли две карликовые сосны. Деревья в дороге погибли, но скалу поместили на деревянную консоль в мастерской, такая она была красивая. На фото ниже композиция запечатлена на стойке справа.
Вот изображение мастерской с другого ракурса. На этом фото композиция слева от двери:
Еще одно свидетельство о прибытии бонсай в дом Верещагина в 1903 году есть в статье японского исследователя русской культуры Рёхэй Ясуси:
«Природа Японии, древние храмы, трудолюбивый народ — все это произвело на него сильное впечатление. Верещагин накупил в Японии фарфоровых изделий, нэцкэ, кимоно и даже «бонсай» (карликовые деревья в горшках) и всем этим украсил свою мастерскую в японском стиле». Результатом этой поездки стала серия этюдов, большинство из которых сейчас находятся в Государственном Русском музее».
За короткое время пребывания в Москве, Верещагин начал работать над двумя крупными полотнами японской серии: «Прогулка в лодке» и «На прогулке».
В феврале 1904 года Верещагин снова едет на Дальний Восток с поездом Великого князя Бориса Владимировича. Он принимает участие в военных действиях с Японией после ее нападения на российский флот.
Предварительно он побывал в Ляояне и Порт-Артуре (территория современного Китая). На следующем фото В.В. Верещагин (справа) в Порт-Артуре. Слева главнокомандующий всеми сухопутными и морскими вооружёнными силами, действующими против Японии (13 октября 1904 — 3 марта 1905) А.Н. Куропаткин:
Художник-баталист В.В. Верещагин не написал ни одной батальной сцены Русско-Японской войны. 31 марта 1904 флагманский корабль броненосец «Петропавловск», шедший под командованием вице-адмирала О.С. Макарова, совершая маневр, подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул. По свидетельствам выживших, за несколько минут до взрыва Василий Васильевич Верещагин поднялся на палубу с походным альбомом, чтобы запечатлеть происходящие вокруг события. Трагедия произошла в 9 часов 43 минуты 31 марта (13 апреля) 1904 года.
Вот так выглядел дом, в котором жил В.В. Верещагин в Москве:
А вот так определил место его нахождения один из исследователей истории Москвы:
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.