Найти в Дзене
BARCA blog

Военные округа и новая структура армии. Реформа ВС России, шаг № 11

Мы в рамках цикла «Реформа ВС России» прошли этапы обсуждения привнесения гражданских разработок в области логистики и управления во многие элементы тыла армии и армии в целом. Но все эти решения, чтоб заиграли, должны базироваться на хорошем организационном фундаменте. В данной статье рассмотрим реформирование армии сверху, какая организация будет соответствовать современным требованиям, будет гибкой к изменениям и, главное, сможет побеждать превосходящих противников. Чем больше уровней и элементов в управляющей системе, тем выше уровень сложности, с которой она может работать. Хорошая система состоит из трех элементов и некого интегрирующего. В православии Бог Отец, Сын и Святой дух. В системной инженерии функция, конструкция, размещение. В психотерапии ИНП содержание, структура и динамика. У Юнга эмоции, интеллект, ощущение и 4-й элемент на основе их — интуиция. (Кстати, по Юнгу Богоматерь — 4-й элемент христианской триады.) Есть много моделей, как можно подходить к разделению систе
Оглавление
“Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное.“ —  Никколо Макиавелли итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель 1469–1527 Источник: ru.citaty.net
“Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное.“ — Никколо Макиавелли итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель 1469–1527 Источник: ru.citaty.net

Мы в рамках цикла «Реформа ВС России» прошли этапы обсуждения привнесения гражданских разработок в области логистики и управления во многие элементы тыла армии и армии в целом. Но все эти решения, чтоб заиграли, должны базироваться на хорошем организационном фундаменте. В данной статье рассмотрим реформирование армии сверху, какая организация будет соответствовать современным требованиям, будет гибкой к изменениям и, главное, сможет побеждать превосходящих противников.

Чем больше уровней и элементов в управляющей системе, тем выше уровень сложности, с которой она может работать. Хорошая система состоит из трех элементов и некого интегрирующего. В православии Бог Отец, Сын и Святой дух. В системной инженерии функция, конструкция, размещение. В психотерапии ИНП содержание, структура и динамика. У Юнга эмоции, интеллект, ощущение и 4-й элемент на основе их — интуиция. (Кстати, по Юнгу Богоматерь — 4-й элемент христианской триады.)

Есть много моделей, как можно подходить к разделению систем. Наши уставы имеют странную особенность: в них максимум заложены двухмерные модели с ограничениями. Ограничения и не полностью развитые элементы делают нас на порядок слабее, чем мы могли бы быть. Наша машина военной науки вместо 4-х колес едет на двух с одной стороны. Это было небольшое отступление для специалистов. Если есть люди, кто писал уставы нашей армии и со мной не согласны, пишите, встретимся и рассудим.

В данной статье мы поговорим о территориально-пространственной конструкции Армии РФ в целом и внесение в эту часть системы недостающего звена.

Военные округа

Военно-административное разделение на 1867 год.
Военно-административное разделение на 1867 год.

Земля и территория — главное, что решается на мирных переговорах. Также важнейший аспект для организации армии на местах. С XIX века наша страна регулярно нарезается на военные округа, в рамках которых находятся наши вооруженные силы. На территории военного округа все воинские соединения подчиняются округу, за редким исключением. У округа есть свой штаб, это, по сути, первая ступень разделения физически армии для удобства управления.

Этот элемент называется «размещение» в языке системной инженерии, часть минимальной триады рассмотрения любого аспекта.

Военные округа — важный элемент в обороне, они отвечают за все местные средства и являются важнейшим звеном передачи информации, распределения ресурсов и формирования войск. Важно понимать из исторического опыта ВОВ, с потерей территории СССР временно расформировывал округа, которые были оккупированы врагом. Это было сделано из-за отсутствия физической возможности что-то сделать на территории и показывает важную связь всех структур управления с конкретной территорией и основной упор на хозяйственную часть.

Современное военно-административное разделение.
Современное военно-административное разделение.

Система военных округов у нас в стране постоянно менялась, только за одну современную историю РФ минимум 8 раз.

Многие страны имеют такой же территориальный принцип построения, и мы задолго до округов имели разряды для административно-территориального управления. Что говорит о важности такой системы с точки зрения института государства.

В Китае почти аналог нашей системы, тоже деление своей территории на регионы. Причем хорошо видно по делению решение политической задачи по контролю «автономий» включением ханьских регионов в состав округов.

Китайская система административно-территориальная.
Китайская система административно-территориальная.

Если взглянуть на США, у них вообще амбициозная военно-административная система, они просто разделили на командования, условный аналог наших округов, весь мир. А также отдельно космическое, кибернетическое и ряд других командований. Они буквально пространство в широком смысле охватывают. Это интересно тем, что в первую очередь их подход важен для глобального контроля и условно «атакующих» задач, в отличие от нашего оборонного подхода. Тут можно заметить применение ими системного подхода, они «размещение» воспринимают в широком контексте и понимают, что есть информационная и другие среды обитания человека. Внедряя такой подход с командованием, они закрывают большинство возможных вариантов, делают систему более законченной.

Нарезка мира на командования от США.
Нарезка мира на командования от США.

Глядя на эти примеры, напрашивается вывод, что можно нарезать страну и мир на множество вариантов, всё зависит от задач страны и её финансовых возможностей.

Как показал наш опыт страны, округа — важный элемент для обороны, но основа в хозяйственной части.

У нас существует попытка добавить условно наступательные задачи командованию округов, назначая зоны ответственности. Но так как несколько округов могут иметь границу с одной и той же целью, мы получаем рассинхрон планирования. На примере СВО с Украиной граничили Центральный и Южный округа. Кроме того, привлекались на их территорию силы из других округов. По сути, ни один округ не может выиграть войну нормального масштаба, нужны ресурсы всей страны. Это приводит к административным сложностям и ведет к лишним элементам управления, используя окружную систему.

На мой взгляд, хорошим вариантом будет снять «атакующую» задачу с округов и сделать их оборонно-административными единицами. При закреплении одной такой задачи уйдет необходимость постоянного реформирования округов и нарезки территории. Все изменения округов — это затраты на административные задачи из серии «как красивее».

Я сделал небольшой цикл о возможных мирных переговорах и их результатах со странами НАТО с одной целью: внести в нашу организационную систему новый элемент.

Итог, к которому буду стремиться.
Итог, к которому буду стремиться.

Этот цикл был нарезкой крупных целей в «атакующей» парадигме. Такие цели ставят задачу постоянной долговременной работы по организации и концентрации усилий на долгий срок в десятилетия. А это противоречит в первую очередь хозяйственным задачам военных округов в мирное время и текучке административных вопросов. Сейчас же в округах на языке бизнеса идет совмещение операционной, административной и стратегической деятельности на уровне ниже принятия решения. Это сравни как региональному «Магниту/Вкусно и Жвачка» придется планировать, ставить задачи сети и отвечать за развитие.

Лучшая защита — это нападение, как говорится. Но в рамках реформы я предлагаю комплексный подход, а именно охват всего спектра, где два полюса — нападение и оборона. И в рамках этого нам надо создать второй полюс, а именно командования с ответственностью за реализацию целей «атакующей» парадигмы. В таком подходе нам становится без разницы, как разделена страна с точки зрения округов, мы вводим схожий с США элемент региональных командований, но с нашей спецификой. Округа же в новом подходе могут быть лучше специализированные под текущие задачи и оборону. Например, с учетом подхода зон логистики и досягаемости вражеских неядерных сил можно выделить округа для сосредоточения баз хранения и ВПК. Это резко улучшит концентрацию логистических и хозяйственных ресурсов и даст возможность совместить их с гражданскими инфраструктурными проектами.

Рассмотрим конкретную задачу

Наше 1809-1917 годы
Наше 1809-1917 годы

Берем Финляндию, страну НАТО, создаем командование Суоми или Княжество Финляндское. По циклу мирных переговоров я ставил задачу очень прямо: возврат этой территории.

Состав командования будет аккумулировать в себе объединенный штаб от армии, дипломатов, юристов, пиарщиков, предпринимателей, общественных организаций, спецслужб. Задача штаба — разрабатывать планы действий по отношению к этой территории и пространству (культурному, информационному, демографическому и так далее). В военном плане задача — захват страны. Такое командование условно в Ярославле будет аккумулировать всю информацию военного/гражданского/политического и многих других планов, аналог многодоменных операций США, но в более широком плане. В отличие от хозяйственных задач военных округов, у такого командования будет возможность работать на перспективу и привлекать в том числе и гражданских специалистов. В рамках отдельной структуры есть возможности по организации накопления данных.

Задача будет условно рассматривать территорию командования как жертву и быть готовым к охоте. Такое командование надо делать не на границе, а дальше, чтоб личные связи и туризм не сбивали прицел. Например, доковидный взаимный оборот людей между Петербургом и Финляндией сильно разжижал историческую память.

Командование сразу готовая структура для войны, а это значит не надо ждать, пока созреют инициативы по типу организации Государственного Комитета по обороне (ГКО). Опыт СВО показывает, что мы до сих пор делим управление на Москву и Ростов-на-Дону и не знаем конкретного человека, кто ответственен за эту задачу демилитаризации 404. У нас нет полномочного органа для победы. И места по аккумуляции усилий страны.

Члены ГКО на выставке образцов трофейного немецкого вооружения в парке имени Горького. Москва, 1943 год. Источник: Википедия.
Члены ГКО на выставке образцов трофейного немецкого вооружения в парке имени Горького. Москва, 1943 год. Источник: Википедия.

Границу Финляндии и её территорию мы автоматом назначаем красной зоной логистики. Это, например, убирает все казусы типа СВО с выплатами боевых. В красной зоне логистики будут действовать военные законы, о которых поговорим в других статьях. А наша территория вдоль границы на 10-400 км будет желтой зоной логистики и, как понятно, со своим режимом законодательным и управления.

Пример из жизни. Такой подход переложим на СВО. Было бы у нас командование «Малороссия» в Волгограде, и тогда вся территория 404 — ответственность не двух военных округов, а одной структуры, свободной от рутинных задач. Украина была бы красной зоной. Крым, Ростовская и другие области — в желтой зоне. А значит то, что при начале СВО пограничники получали бы адекватные выплаты сразу, без вмешательства свыше, логистика в тылу работала лучше. Главное, ушел бы ворох важнейших вопросов по выплатам войскам, Росгвардии, ФСБ, МЧС и другим структурам: они в красной зоне — боевые выплаты, правила обращения с оружием, работы с местным населением и так далее. Мы избежали бы кучу потерь от построений и неправильного хранения в зоне СВО, для тех, кто помнит события 22 и 23 года.

Продолжим

Имея систему командований условно: Скандинавия (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия), Суоми (Финляндия), Балтика (3 тигра балтийских), Польское, Немецкое, Бенилюкс, Румынское, Словацко-Чешско-Венгерское, Турецкое, Иранское, Туркестанское (Центральная Азия), Синьцзянское (восток Китая), Монгольское, Маньчжурское (север Китая и юг), Корейское, Японское, Аляскинское-Калифорнийское, Восток США/Канады и плюс условно Африка, Латинская Америка, Антарктическое, Лунное, Марсианское и т. п. Под конкретные цели развития страны можем создать структуры мирного времени, обеспечивающие переход на военное и аккумулирующие данные. Это будет ещё институтом по контролю дипломатических усилий, ведь задачу, как учит тот же ТРИЗ, можно решать множеством способов. И если у нас сейчас идет много осторожной критики армии, то некая страна 404 до 22 года была задачей не армии.

Карта военных округов на 2024 год и разделение мира на командования.
Карта военных округов на 2024 год и разделение мира на командования.

Замечу, что КНР и США специально разделены на 2 командования, что противоречит самой идее. Но эти два исключения важны с точки зрения сложности цели и необходимости иметь запасные варианты. Тут тихоокеанская территория США и Канады по Скалистым горам и Гавайи — наш трофей в большой войне и некая ментальная морковка на возврат Аляски.

Задачи командований и их функции

Дефицит данных — одна из невидимых проблем СВО, они есть, но в разобщенном виде. Условно, набор простых вещей, электронных карт, например. Глядя на то, что происходит на СВО, есть вопросы. А у нас кто-то готовит карты того же Киевского метрополитена для его штурма, карты сложных предприятий промышленности и условно резервуаров, по которым нельзя стрелять, складов особо опасных веществ и так далее. Не видел единой хорошей подборки, обобщенной многослойной карты регионов Украины, которые условно позволили командованию дивизии спланировать хорошую наступательную операцию, всё только разрозненные гражданские ресурсы.

Пример из жизни: Харьков 22 наши противники показали много документов, полученных в ходе отбития нашей атаки, среди них не было карт подземелий, технических входов в метрополитен и других данных, критически важных для планирования и снижения потерь.

Пример важного слоя карт. для планирования.
Пример важного слоя карт. для планирования.

Первая задача — сбор и подготовка данных на системном уровне, а это значит на примере карт выдавать боевые планшеты с военной версией «Альпинквеста», заранее настроенной, поддерживать актуальность карт и заниматься проработкой слоев карт под специальные задачи. Причем выдача должна быть централизованной и с технической поддержкой. Информация — это не только карты, но и перевод быстрый всей доступной литературы с украинского, английского. У нас уставы 404 переводят волонтеры. Никто от Министерства обороны на «Рутуб» не выкладывает видео по работе с трофейной техникой и прошедшие экспертный контроль рекомендации по работе с трофеями и новыми минами.

Информация — это не сайт со всем этим, а загруженное в голову бойца освоенное знание и регулярная поддержка.

Анекдот. Поехали программисты в тир на корпоратив. Берет винтовку главный программист предприятия, с ходу высаживает магазин и довольный идет отмечать. Ему инструктор тира: «Стой, ты же вообще не попал!» Программист берет винтовку, отстегивает магазин — патронов в нем нет. Затем смотрит в ствол — там пули тоже нет. После этого говорит инструктору: «С моей стороны пули ушли, проблемы на принимающей стороне».

К сожалению, многие из лаосских товарищей тоже программисты.

Вторая задача

Вторая задача командований будет организация проверки боеготовности войск. Во время войны военные округа условно подготавливают полки и их передают под управление командования, которое готовый штаб армии, фронта, фронтов. В мирное время командования, как независимый институт, проверяет, как полки подготовили военные округа. Тоже командование Суоми может создать батальон-полк Финской армии по типу эскадрильей «Агрессор». (подробнее в статье).

На учениях им проверять, могут ли приданные полки и их части выполнить в реальном противодействии задачи вторжения. Командование будет иметь набор готовых планов операций и на основе этих планов проводить учения. Суворов не зря тренировал свои войска на копиях крепостей, современные средства разведки и наша гигантская территория могут дать великолепные условия для подготовки войск.

Любой военнослужащий или соединение должны быть проверены командованием Малороссии с помощью батальона «Агрессор ВСУ» на полигоне перед отправкой в красную зону СВО.

Если копнуть глубоко. Теперь отчеты меняем на тесты. Пример: призывник будет перед увольнением отправляться за 2 недели до демобилизации в наш большой центр подготовки, где будет проходить тесты и оценку по всем знаниям из ВУСа своего, от стрельбы из автоматов до специальных знаний. Эту оценку будет проводить не в том полку, где он служил, а представители центра и командования, к которому на этот учебный год придавался полк. Даже если не все солдаты по окончании срочки будут проходить такой тест, мы увидим трезвую картину. Условно случайным выбором от Министерства обороны всех Александров срочников из полков Х отправлять на тестирование. В таком отношении нам неважно, проводили ли занятия офицеры, есть ли фотоотчет или нет. Если солдат не может в физо (сдать тест ГТО), стрелять удовлетворительно, двигаться в двойке и т. д., это сразу будет понятно. Так мы уберем кучу отчетности и сведем её на верхний уровень в наши большие центры подготовки и командования, которые смогут планировать, зная реальную боеготовность войск.

За годы мирной службы полки можно придавать разным командованиям, расширяя их возможности применительно к разным театрам действий. В нашем общем примере про командование Суоми полки Ленинградского военного округа можно оперативно на время учений и оперативных планов обороны придавать то Балтийскому командованию, то Суоми, то Скандинавии.

Австрийское командование проверит на учениях стойкость радиста при допросе.
Австрийское командование проверит на учениях стойкость радиста при допросе.

Тут мы видим что задача обучения войск резко переходит в ясную практическую область, у нас есть “заказчик” который определяет, что должны сделать в реальности полки, есть военный округ исполнитель на территории которого эти войска формируются и готовятся. Как дополнительный элемент  система центров подготовки/полигонов, которые организуют взаимодействия наших двух структур.

Это первый элемент ”сложности” который мы вводим в рамках нашей реформы армии.

Другие задачи

Третья задача — сопровождение войны. Командование, имея подробную информацию о том, кто воюет в его составе и как их готовили, ведет отчетность по людям. Это дает возможность организовать еще круглосуточную приемную для родственников погибших, раненых и работу с пленными нашими и ВСУ. Если всё у нас секретно, то родственники должны иметь возможность дать в бумажном виде обращение и получить официальный ответ. Так солдаты с офицерами будут иметь возможность физически подать в одном месте письменно документ, это очень важно с учетом гостайны некоторых аспектов. Тут я упомяну общий момент по сопровождению, эта тема очень наболела и в рамках этого цикла будет перебором. Скажу, что сюда же стоит отнести работу с волонтерами и вести открытую базу честных волонтеров и мошенников.

Четвертая задача — контроль изменения войны. А именно, изучение изменения техники и тактики. Так мы получим институт, который будет давить на роды оружия и их начальников. Это элемент влияния на функциональное разделение армии по родам оружия и войск.

Пятая задача — работа с промышленностью и закупками. Подача срочных заказов и финансирование волонтеров. Тут тоже можно много расписать. Для начала дать хотя бы право командиру полка перед прибытием в красную зону СВО по безналу закупать всё, что надо, от ручек до контейнеров ДЗ. После войны проверяющие могут всё проверить, сейчас важен результат.

Итог

Для реформы нашей армии в области территориально-административного управления я предлагаю создать двойную систему из военных округов и командований. Так одни ставят задачи и планируют, а другие формируют, обучают и оснащают. Промежуточным звеном будут специальные полигоны. В такой системе мы сразу готовы к войне, и у нас есть ответственный за подготовку к боевым действиям. Наши командования в военное время — аналог ГКО для современного мира.

А кто отвечает за 3 года СВО и до сих пор оккупированные Одессу и Ужгород?

В этой статье мы на основе территориального принципа рассмотрели реформу армии с точки зрения конкретных стран. И заложили новый институт, который будет проверять войска. Контролировать оснащенность, качество подготовки и учебных материалов. У нас появилась возможность интегрировать усилия страны по решению задач безопасности. Мы получим рычаг проверки работы дипломатических структур, которые часто дают провалы в работе. У нас будет система воздействия на роды оружия и их начальников. Будет система по работе с родственниками военнослужащих.

И самое главное, проверяющий не будет проверять себя. Вся система фотоотчетов теряет смысл, будет оцениваться именно конечная способность выполнять привязанные к врагу задачи.

Уважаемые читатели, что вам кажется сложным или лишним в таком подходе?

Для новых читателей локальный пример системы.