Найти тему
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Дешёвый броневик Vickers-Crossley для колоний, 1923

Оглавление

Колониальные владения Великобритании простирались на многие километры, причём в самых разных регионах мира. Разумеется, эти владения требовалось обезопасить, а для этого нужны не только войска, но и техника – минувшая война это показала более чем в полной мере. Но танков везде не раскидаешь – дорого и не всегда рационально, поэтому нужен иной выход. И он нашёлся – бронеавтомобиль Vickers-Crossley, он же Модель 25.

Бронеавтомобиль Vickers-Crossley model 25 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.
Бронеавтомобиль Vickers-Crossley model 25 собственной персоной. Фотография в свободном доступе.

История создания бронеавтомобиля

Практически сразу после Первой Мировой Войны начался передел мирового порядка – рушились империи, территориальные претензии по колониям порождали массу дипломатических и военных конфликтов между «сильными мира сего». Одной из стран, входящих в этот список, была Великобритания – её индийские владения приносили короне немалый доход, терять который очень не хотелось бы. Но тем не менее, с падением Российской Империи, на территории Средней Азии и Афганистана активизировались всякого рода нехорошие люди – рейдовые набеги непонятных разбойников стали обычным делом. Терпеть подобное королевская семья не могла – если не обеспечить должную защиту своих колониальных владений, то их можно и потерять.

С этой целью необходимо было направить на защиту своих колоний что-то быстроходное, способное защитить экипаж от стрелкового оружия кочующих разбойничьих банд, а также способное противостоять таким бандам едва ли не в одиночку. Таким средством был выбран бронеавтомобиль, и военному руководству оставалось только выбрать подходящую модель. Изучив список того, что было к тому моменту на вооружении, военные приуныли – всё, что было в наличии, никак не было адаптировано к реалиям Индии. Там от бронеавтомобилей требовалось «бегать» по сильно пересечённой местности, выдерживать дикую жару, а также быть максимально ремонтопригодным. Полностью этим требованиям не соответствовала ни одна модель – то перегревы двигателей, то запасных частей не достать уже, то ремонт сложный. Говорить о пересечённой местности и вовсе не приходилось – массовые модели были построены на базе легковых автомобилей.

Грузовик Crossley IGL1, послуживший базой для броневика. Изображение в свободном доступе.
Грузовик Crossley IGL1, послуживший базой для броневика. Изображение в свободном доступе.

И тут «на помощь» пришла компания Vickers, услужливо предложив свои услуги по разработке и созданию бронеавтомобилей, специально для условий Британской Индии. Они предложили использовать для новой боевой машины шасси от полуторатонного грузовика, на который установят бронированный корпус, похожий на те, что устанавливали на бронеавтомобили Rolls-Royce. Также они пообещали вооружить машину, а также создать все условия для нормальной работы экипажа, чтобы избежать лишних потерь. Получив одобрение от военного министерства, Vickers действительно создали боевую машину, причём в кратчайшие сроки – опыт строительства автомобилей у компании уже был, опыт производства боевых машин тоже, да и оружие компания производила поистине с пролетарским размахом. Оставалось скомпоновать новую модель, используя все имеющиеся наработки.

Конструкция бронеавтомобиля

Как вы уже поняли, конструкция Vickers Crossley была создана по принципу «дёшево и сердито», то есть конструкторы использовали максимально бюджетные решения с максимально большей пользой. При этом, конструкторы, как мне кажется, больше ориентировались на «дёшево».

Корпус

Создавая корпус боевой машины, конструкторы за основу взяли всё тот же бронеавтомобиль Rolls-Royce – он имел самую удачную из всех британских машин компоновку. Но учитывая, что у странствующих племён и разбойников не было даже современного оружия, броню делали тоньше – всего 6.35 миллиметров толщиной. Но кое-что в этой броне применяли новенькое – изнутри весь кузов был покрыт толстым слоем материала «райбест», первого противопожарного материала, использованного в бронемашинах. Правда, он состоял, в основном, из асбеста, так что вопрос пользы от него ещё следовало обсудить.

Один из броневиков, проданных в Японию. Фотография в свободном доступе.
Один из броневиков, проданных в Японию. Фотография в свободном доступе.

Зато для «индийского роллс-ройса» прорезали двери с обеих сторон корпуса – благо хоть окна не прорезали, и то хлеб. Разработали для этого бронеавтомобиля и новую башню, полусферической формы, с возможностью установки сразу двух пулемётов Vickers калибра .303 British. Однако решение это было также спорным – с одной стороны, огневая мощь росла, с другой – два пулемётчика в башне нормально не разместятся. Зато амбразур в башне было сразу четыре – при необходимости переставляй пулемёт куда надо, не вертя при этом башней. Была в этой башне ещё одна изюминка – командирская башенка. Выполненная в форме эдакой бронированной фисташки, она при необходимости, разваливалась на две части, открывая командиру машины обзор во все четыре стороны. В боевой обстановке она была сложена и увенчивала полусферическую башню по образу и подобию купола.

Проработали и возможность обслуживания двигателя – панели бронированной стали теперь не прикручивались или приклёпывались к пространственной раме, а были сделаны откидными, с фиксированием в конечных точках. Радиатор, традиционно, прикрывался двойной шторкой – открытой на марше и закрытой в боевых ситуациях. Сама конструкция и наклон шторок были проработаны для максимального рикошета вражеских пуль.

Вооружение

Вооружалась машина, как правило, двумя пулемётами Vickers с водяным охлаждением. Оба пулемёта в базе своей смотрели «вперёд», но благодаря шаровым установкам, могли перекрывать сектор в 120 градусов. В идеале, если бы удалось усадить в башне сразу четырёх пулемётчиков, то подойти к машине навряд-ли смог бы хотя бы один противник. Также через бойницы экипаж мог вести огонь из личного оружия – опять же при необходимости.

Рассматривался вариант установки и 37-мм пушки Puteaux SA18, но ещё на стадии конструирования эту идею откинули как ненужную. Во-первых, заказчика артиллерийское вооружение на бронеавтомобиле не интересовало, во-вторых, башня не была рассчитана на отдачу артиллерийского орудия, в третьих – по глупым зусулам разбойникам, безобразничавшим на севере Индии, эффективнее «работать» из пулемёта. Поэтому вернулись к разработке сугубо пулемётной версии.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Шасси бронеавтомобиля было целиком позаимствовано у полуторатонного грузовика Crossley IGL, которые изначально были оплачены для поставки в Российскую Империю. Однако грянувшие революционные события, и как следствие, падение монархии в России, грузовики остались на заводе-изготовителе. В начале 20-х годов автомобильную компанию братьев Кроссли выкупил Vickers, и эти грузовики планировалось поставить куда-нибудь в Африку или Канаду (основные потребители грузовиков от Crossley). Но шасси был уготован другой удел.

Автомобили были неприхотливыми в обслуживании, но кое-каких работ всё-таки требовали. Фотография в свободном доступе.
Автомобили были неприхотливыми в обслуживании, но кое-каких работ всё-таки требовали. Фотография в свободном доступе.

Вновь обратили внимание на эти грузовики в 1923 году, когда потребовался бронеавтомобиль для британских колоний. Их нагрузили щебнем (всего в кузов влезло около 4 тонн) и отправили колесить по британским просторам. Всего они накатали около четырёх тысяч километров, после чего обследованы и признаны находящимися в удовлетворительном состоянии. Именно это и стало ключевым фактором, повлиявшим на выбор шасси для нового броневика.

Штатный двигатель грузовика – четырёхцилиндровый рядный бензиновый, объёмом в 4,5 литра. Мощность двигателя – 50 лошадиных сил, что позволяло разгонять почти пятитонный броневик до 70 километров в час. Коробка передач – механическая, четырёхступенчатая (3+1), привод на задние колёса. Кстати, для небольшого удешевления конструкции, а также повышения надёжности колёс на бездорожье, их выпускали литыми. Это, конечно же, было малокомфортным решением, однако позволяло избегать проколов колёс, и как следствие, обездвиживания машины. Подвеска грузовика – листовая рессорная, что тоже давало мало приятного.

Боевое применение

Всего было построено около двух сотен броневиков Vickers-Crossley. Из них примерно сто штук были направлены в Индию, на вооружение британских колониальных войск, по нескольку машин были проданы в Венгрию, Аргентину и Южную Африку, часть машин была подарена персидскому шаху, а также активно машины продавались в Японию. Из них наиболее активно использовались только «индийские» и «японские» модели – первые простояли на вооружении до 1942 года, отстаивая честь Британской Короны в Индокитае, вторые – до 1943 года «шалили» на материковом Китае. После этого уцелевшие «индийские» машины ещё некоторое время использовали в качестве патрульных, после чего перевели в учебные бронеавтомобили, а «японские» бронеавтомобили сразу перевели в учебные. Хотя уже через год-полтора в составе Японской Императорской Армии не было ни одного бронеавтомобиля безнадежно устаревшей конструкции.

Британские экспедиционные войска. Фотография в свободном доступе.
Британские экспедиционные войска. Фотография в свободном доступе.

В целом это был неплохой образец бронетехники, который успешно выполнял возложенные на него задачи – для борьбы с полуголыми, плохо вооружёнными бандитами этот броневик был, что называется «самое то». Однако при встрече с более серьёзным противником, шансы на победу у Vickers-Crossley таяли сообразно возможностям вооружения противника. Никаких модернизаций серийных моделей не проводилось – во-первых, сильно устаревшая конструкция, во-вторых – смысла никакого в этом не было.

Заключение

Vickers-Crossley является типичным образчиком военно-конструкторской мысли – дешево, сердито и не важно, какие тяготы и лишения будет испытывать экипаж. Поэтому и асбест, как теплоизоляция и противопожарная система, и закрытый почти наглухо невентилируемый корпус. Однако это не стоило дорого, а для колониальных войск ведь большего не надо? Особенно учитывая, что каждый из них окупился неоднократно.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!