Найти в Дзене
Психолог из детсада

Дети в семье постоянно в конфликте, не уступают друг другу. Как быть

Оглавление

Какими могут быть первые слова мамы при нежелательном поведении ребёнка? Чаще всего, это приказы – «Перестань!», «Прекрати!», «Отойди!», «Не трогай!», «Не балуйся!».

Приказы важны в воспитании, но не всегда уместны. Они незаменимы там, где детям грозит опасность. «Стоп!», «Остановись!» – такие родительские слова могут помочь избежать травм, ранений, падений.

Но если дети в семье находятся в конфликте друг с другом, например, часто дерутся из-за игрушек: «Отдай, это моё! Мама, он опять взял мою машину!», в этом случает одними командами типа «Отдай сейчас же!» или наоборот «Уступи, не жадничай! Поиграет и отдаст» –проблемы не решить.

Дети вновь и вновь создают одни и те же конфликтные ситуации. Выматывают родительские нервы и портят отношения друг с другом.

Причем в детском саду, такие дети могут соблюдать простое правило: нужно игрушку попросить, поиграть и вернуть обратно. Но в семье это же правило игнорируют, не считают нужным церемониться с сестрой или братом.

Эта статья дает возможность узнать про навыки конструктивного разрешения конфликтной ситуации. Ознакомьтесь с пошаговой инструкцией и детские конфликты в семье будет решать легче.

Что говорить после команды «Стоп, остановитесь!»

Давайте представим, что назревает драка между братом Егором и сестрой Наташей. Брат взял игрушку девочки, сестра возмущенно её отбирает и готова стукнуть обидчика.

После команды «Стоп, остановитесь!», родитель должен подумать, почему девочка (активный участник конфликта) это делает, и тут же озвучить эту мысль вслух.

Во-первых, это помогает самому ребёнку осознать, что он делает в этот момент. Во-вторых, родитель даёт ребёнку сигнал, очень хорошо его понимает.

Наташа бросилась к Егору, чтобы забрать у него свою игрушку. Вы понимаете, что делает она это потому, что боится – Егор игрушку сломает.

Обычно мы говорим: «Наташа, ничего страшного», «Пусть Егор поиграет, он не сломает» или «Поиграет и отдаст». Но во всех этих правильных замечаниях нет одного: Наташа не получает сигнал, что её действия понятны.

Ты зачем без спроса берешь? Ты сейчас сломаешь!
Ты зачем без спроса берешь? Ты сейчас сломаешь!

Ниже мы продумаем, какие фразы будет говорить правильнее, но пока давайте представим такую ситуацию со взрослым человеком.

А вам приятно, когда берут ваши вещи?

Кто-то взял без спроса ваш телефон и активно листает содержимое. Или схватил дорогую вам вазу. Или взял ваш кошелёк, открыл и смотрит содержимое.

Какова первая реакция? Согласитесь, не каждый взрослый человек может в этот момент спокойно сказать: «Положите, пожалуйста, обратно!»

Даже мы, взрослые люди с хорошей саморегуляцией, можем, в первую очередь, стремиться взять свою вещь из других рук и вернуть всё на свои места.

Какие слова мы бы хотели услышать в этот момент?

1. Да что ты, ничего страшного, ну посмотрит и отдаст!

или

2. «Тебе неприятно, что человек взял без спроса твой телефон?», «тебе не нравится, что он схватил вазу и может её разбить?», «тебе не хочется, чтобы кто-то рылся в твоём кошельке?»

В каких примерах больше понимания и участия? В первых или во вторых?

А теперь вернёмся к детским конфликтам. К тому, как родитель может их разрешить с помощью понимания и озвучивания чувств.

Озвучиваем чувства участников конфликта

Поскольку родитель понимает, что Наташа бросается к Егору из-за того что не хочет чтобы, брали её игрушку, он озвучивает это так: «Наташа ты боишься, что Егор сломает игрушку?»

Девочка отвечает «Да» и в это время она открыта для диалога.

Если в этот момент сказать «Да ничего страшного, поиграет и отдаст», мы обесценим чувства девочки. Это так же, как в примере со взрослым скажут: «Да ничего страшного, покопается в твоем кошельке и отдаст!»

Правильнее будет предложить поддержку обоим сторонам. Для этого произносится фраза: «Я тебя понимаю, понимаю и Егора, которому хочется поиграть! Если играть бережно, всё будет хорошо. Если он всё же сломает игрушку, тебе будет очень обидно. Чтобы этого избежать есть несколько вариантов:

  • дать игрушку на время: я заведу на телефоне таймер (на 10 минут например), когда таймер запикает, он должен отдать тебе её назад в целости и сохранности;
  • ещё он может соблюдать правила: не разбирать, не кидать сильно (в зависимости от типа игрушки).

Игрушками хорошо делиться с теми, кто готов играть бережно.

Если всё пошло не по плану

Думаю, вы также понимаете, что диалог может не пойти по заданному направлению. Девочка либо вначале, на ваш вопрос «Ты боишься, что Егор сломает твою игрушку?», скажет: «Нет! Отстань, не боюсь я ничего», либо в конце диалога скажет: «Всё равно не дам!». В одной из следующих публикаций мы разберем оба случая.

А пока еще статьи близкие по теме: