Найти в Дзене
Психолог из детсада

В семье появился еще ребенок. Старший не ревнует, но ведет себя как-то странно

Оглавление

О детской ревности к новорожденным братьям и сестрам написано много. Но, как показывает практика, не всегда она может быть причиной странного поведения у старших детей.

Расскажу про одну ситуацию. Первому ребенку чуть больше 4-х лет. В семье ждали второго малыша. Готовились ответственно.

Все без исключения были рады появлению малыша на свет. Старший сын не отходил от кроватки новорожденного. С восторгом и удивлением рассматривал его крохотные пальчики на ручках и ножках. С умилением осторожно гладил головку. Вечером подкладывал малышу под бочок своего любимого мягкого мишку. Всем встречным-поперечным на прогулке объявлял, что у него наконец родился братик.

Но буквально через месяц родители отметили, что у старшего сына появились капризы, упрямство. Он со слезами, утренними истериками стал ходить в детский сад. А ведь раньше ходила с большим удовольствием!

Вечером родители забирали его в веселом, приподнятом настроении. Но дома обязательно какой-нибудь эксцесс случался. То закапризничает за ужином, не желая есть. То требует, чтобы родители включили мультфильмы и не смели подходить к телевизору, пока он сам не разрешит. Спать его, и без того вымученные родители, с трудом укладывали.

И при этом опять же никаких следов ревности к братику.

Наоборот, придет садика и с порога бежит к нему. Постоянно интересуется у мамы, как малыш кушал, что делал в течение дня. По-прежнему с удовольствием рассказывает знакомым, что брат уже немножко подрос и смотрит на него.

Старшему не хватало внимания? Но оба родителя ответственные люди. Старались, как прежде, находить время, чтобы и книгу ему перед сном почитать, и побеседовать обо всем, что мальчика интересует? Мама выкраивала время, чтобы побыть и с ним вдвоем наедине.

Все старались его чаще обнимать, целовать. Всё, как психологи советуют.

Но порой взрослых опускались руки. Истерит ребенок «на ровном месте», и все тут.

***

Дошкольный психолог, по запросу родителей, беседовал с ребеноком. В процессе работы специалист предлагал ассоциативные картинки по теме «Семья». Мальчик интерпретировал их, исходя из своего внутреннего состояния.

Проблема обозначилась по таким высказываниям ребенка:

1.

– Мама что-то непонятное стала делать. Мне не понятно.

Хотя картинка была вполне понятной: «Женщина присела перед играющим ребенком».

2.

– Нет, они так не сидят, они сейчас будут что-то делать, но я не знаю что.

Это он о картинке, на которой семейная пара смотрит на диване телевизор.

И еще несколько высказываний в таком же духе про «непонятное».

Зато специалисту стало понятно, что тревогу у мальчика вызывало не появление нового члена семьи. Дальнейшая диагностика показала, что у него с маленьким братом нет конкуренции.

Тревогу вызывала изменившееся атмосфера в семье, нарушение привычного режима. Мама с папой занимаются уже не теми делами, которые у него были до рождения малыша. У чувствительного мальчика это вызвало тревогу, страх. Нервная система ребенка не выдержала «неопределенности», что и вылилось в капризы, истерику, нарушение сна.

Как решать эту ситуацию

Родителям было рекомендовано проговаривать свои действия, объясняя старшему ребенку, что сейчас планируется, для чего это делается, каков итог совершенных действий.

Например, пришла пора купать маленького. Сообщите об этом старшему ребенку. Спросите, хочет ли он принять участие в этом. Комментируйте свои действия:

– Вот мы наливаем в детскую ванночку водичку. Обязательно нужно потрогать, чтобы она не была слишком горячей или прохладной.

И далее в таком же духе. В итоге обратить внимание старшего, как уснул довольный, выкупанный, накормленный малыш.

Казалось бы, ребенок и так видит все ваши действия. Но для того, чтобы лучше понять и принять их, увидеть причинно - следственные связи происходящего – нужны ваши комментарии.

Вторая рекомендация – в присутствии старшего ребенка, рассказывайте малышу о его старшем брате. Обычно ведь взрослые поступают только наоборот – «представляя» младших старшим детям. Пусть ваш старший слышит, как вы рассказываете о нем новорожденному братику. О том, какой старший брат заботливый, о том, сколько полезных дел он сегодня сделал, чем он занимался в детском саду.

Это повышает детскую самооценку, формирует прочные семейные узы.

С уважением, ваш Психолог из детсада.