Найти в Дзене
Психолог из детсада

Как разрешить детский конфликт, ничего не испортив

Конфликты детей не возникают на пустом месте. Даже если нам, взрослым, так кажется. Хорошо, если взрослый при разрешении детского конфликта придерживается ряда правил, а не просто делает замечание из разряда «не ссорьтесь, помиритесь». 1. Не ждите, когда конфликт разгорится и закончится дракой, ссорой, слезами. Включайтесь в работу сразу, как только заметите конфликтную ситуацию. 2. Помните, чем спокойнее в этой ситуации взрослый, тем быстрее утихнут и детские эмоции. 3. Начать урегулирование ситуации можно не со стандартного вопроса: «Что случилось?», а с обращения к тому, кто наиболее активен в конфликте (кричит, замахивается, угрожает): «Я вижу, ты очень рассердился на Мишу. Расскажи мне, из-за чего пришлось рассердиться?». Этой фразой вы побуждаете ребенка рассказывать о своих отрицательных эмоциях. Когда человек, в том числе и ребенок, говорит, о том, что его беспокоит, снижается возникшее внутри его нервное напряжение. 4. Не спешите сразу с оценками и выводами: «Так ты первый ви

Конфликты детей не возникают на пустом месте. Даже если нам, взрослым, так кажется. Хорошо, если взрослый при разрешении детского конфликта придерживается ряда правил, а не просто делает замечание из разряда «не ссорьтесь, помиритесь».

1. Не ждите, когда конфликт разгорится и закончится дракой, ссорой, слезами. Включайтесь в работу сразу, как только заметите конфликтную ситуацию.

2. Помните, чем спокойнее в этой ситуации взрослый, тем быстрее утихнут и детские эмоции.

3. Начать урегулирование ситуации можно не со стандартного вопроса: «Что случилось?», а с обращения к тому, кто наиболее активен в конфликте (кричит, замахивается, угрожает): «Я вижу, ты очень рассердился на Мишу. Расскажи мне, из-за чего пришлось рассердиться?». Этой фразой вы побуждаете ребенка рассказывать о своих отрицательных эмоциях. Когда человек, в том числе и ребенок, говорит, о том, что его беспокоит, снижается возникшее внутри его нервное напряжение.

4. Не спешите сразу с оценками и выводами: «Так ты первый виноват», «Не нужно было к нему лезть», «Он просто хотел взять твою игрушку. Почему ему нельзя?».

Конструктивному поведению в конфликте можно научится взрослым и детям
Конструктивному поведению в конфликте можно научится взрослым и детям

Ваша цель, не решить спор за детей, а подвести их к поиску нужного решения. Когда ребенок начинает рассказывать из-за чего возник спор (см. вопрос из пункта 2), ваша задача задавать уточняющие вопросы, отражать проговариваемые ребенком ответы.

Например:

Ребенок: я его ударил, потому что он назвал меня малышом, а я не малыш.

Взрослый: тебе стало обидно, потому, что он назвал тебя малышом (взрослый говорит то же, что ему сообщил ребенок, но при этом добавляет ту эмоцию, которую можно испытывать в этой ситуации, в данном случае это обида).

Далее педагог обращается ко второй стороне конфликта:

- Миша, почему ты назвал Егора малышом? Ведь Егор такой же большой, как и ты. Есть какая-то причина у тебя на это?

Вопрос, заданный в конце обращения может побудить второго ребенка объяснить причину своего поступка.

Например:

Ребенок: я подошел попросить у него игрушку, а он мекал и бекал как малыш, закрывал уши и меня не слушал.

Опять же взрослый отражает чувства и этого ребенка. Тогда оба конфликтующих могут понять, что взрослый слышт в этом конфликте каждого.

Взрослый: ты хотел попросить игрушку, а он «бекал», «мекал», закрывал уши. Ты решил, что так ведут себя малыши.

Далее опять обращаемся к первому ребенку, выясняя, почему он не хотел делиться. Могут выявиться самые разные причины:

  • не наигрался еще сам,
  • этот мальчик прошлый раз взял поиграть, а вернул игрушку поломанной,
  • мама не разрешила никому давать и т.п.

В этом случае взрослый предлагает вспомнить правила игры с чужими игрушками:

  • играть в поле зрения хозяина игрушки
  • не разбирать игрушку без спроса
  • брать на недлительное время и отдавать хозяину, а не другим детям и т.п.

У хозяина игрушки спрашивается, согласен ли он ее дать при соблюдении условий. У второго ребенка: согласен ли он мирится, чтобы начать игру.

В тот же день, но через время, можно напомнить детям этот конфликт и предложить вспомнить, что помогло им не подраться, а помириться. Так дети обретут опыт конструктивного поведения в конфликтной ситуации в дальнейшем.

Ваш Психолог из детсада

#консультации психолога из детсада #детские конфликты #советы детского психолога