В свое время Лев Толстой высказался о новом рассказе Леонида Андреева так: «Он пугает, а мне не страшно». Там, правда, и не пугает, и страшно, но не суть.
В те поры, когда это было сказано, Андреев побивал Толстого в кассовом противостоянии; что касается идейного и художественного, то современники ставили господ литераторов вровень. Лишь в советское время из Толстого сделали гранитную глыбу, а от сопоставимого Андреева, не обласканного советской властью, осталось только беглое упоминание в «Золотом теленке»: дескать, останавливался в этом номере такой автор страшного «Рассказа о семи повешенных». Впрочем, тоже не суть.
Когда я в детстве читал «Золотого теленка», до смерти хотелось почитать этот самый страшный рассказ и вообще хоть что-нибудь из Андреева. Но в позднее советское время это было более чем затруднительно, хоть рассказ и резко оппозиционен царскому правительству. Это уже совсем не суть.
Так вот: во время просмотра третьего «Венома» все время по аналогии всплывало в голове: «Он крутит, а мне не круто». И вот это уже суть.
А ведь исходная идея была вполне даже неплоха. За симбиотами, которые когда-то, в первой части франшизы, рухнули с метеоритом на Землю, из их мира снаряжена карательная экспедиция.
Когда-то они подняли восстание против злобного бога, который их создал, и заточили его в каком-то темном углу пространства, где по нему равнодушно бегали омерзительные тараканы и прочая местная многоногая живность. В какой-то момент богу это надоело, - не вполне понятно, правда, почему так не скоро, - и он сконструировал жутких чудовищ-ищеек, которых выпустил в поисках разбежавшихся по галактике симбиотов.
Дело в том, что один из симбиотов содержит в себе ключ, который способен отпереть богу двери его темницы. Короче, малость завиральная, но вполне нормальная такая движуха для комикса по 15 центов за тетрадочку.
Ну, и кто-нибудь сомневается, что ключ содержится в нашем любимом Веноме? Есть такие, нет? Не слышу.
Эдди Брок, носитель Венома, тем временем путешествует по Мексике, куда удрал после второго фильма, чтобы власти США не обвинили его в погромах и убийствах. Забираясь в самые злачные места, главный герой скармливает своему подопечному представителей местной мафии, которые слетаются на разгуливающего по местным фавелам безоружного гринго, словно мотыльки на свет лампы.
И тут! Внезапно! Бабах! Чудовища-ищейки из другого мира! Короче, Веному высовываться из тела носителя больше нельзя, чтобы ищейка не застукала. Нашу парочку вывозит из примексиканской пустыни семейство блаженных хиппи на микроавтобусике, которые приехали в пустыню Невада смотреть инопланетян в Зоне-51.
Венома действительно ищут американские военные, и именно базирующиеся в Зоне-51 противоинопланетные силы. Только ради конспирации они решили разрушить всю Зону-51, чтобы не отсвечивала, и переместить свою штаб-квартиру под землю. При этом не сдвинувшись ни влево, ни вправо, только вниз. Ну, круто же, иолки!
Русские и китайские коммунисты, как представители отсталых народов, наверняка впадут в панику: шайтан, исчезла целая американская военная база! Со своими американцами будет сложнее – все же люди умные, начитанные и цивилизованные. Но и они, приехав в пустыню Невада, потопчутся на месте бывшей Зоны-51 и убедятся, что расходитесь, здесь не на что смотреть. План прост и практически гениален.
Что, уже тоже почувствовали неимоверную сценарную мощь? Так искусно прятаться умеют только маленькие дети, когда закрывают глаза ладошками. Разумеется, никто и никогда не сумеет отследить поставок продовольствия и необходимых материалов в голую пустыню, к воротам разрушенной военной базы Зона-51. Новый секретный объект скрыт просто блестяще.
Но таки хочется, чтобы в фильме рейтингом старше 6+, пусть даже и безнадежно комиксовом, мотивации героев, тем более правительственных организаций, были более внятными и реалистическими.
Мастерство сценаристов демонстрирует также показанная нам на базе здоровенная установка, извергающая кислоту. Чтобы, значит, оперативно растворять нежелательные результаты рискованных местных экспериментов.
Классик утверждал, что если в первом акте на сцене висит на стене ружье, то в третьем по закону правильной художественной детали оно должно выстрелить. В данном случае у нас на стене висит целая ракетная установка залпового огня, так что мы уже в первые четверть часа приблизительно знаем, как в финале одолеют главного оппонента: потоку кислоты мало что могут противопоставить даже свирепые монстры из дальнего космоса, кроме разве что Чужого. В общем, скучно, девочки.
Сценаристы вообще стараются идти по пути наименьшего сопротивления. Скажем, вывезенный из пустыни Эдди собирается заглянуть в пафосное вегасское казино, чтобы Веном пощупал местные денежные автоматы. Охранник в безупречном костюме-тройке, завидев нашего бомжеватого героя в шортах и мятой футболке, внутрь его не пускает, поэтому Веном просто вырубает охранника, а Эдди в ближайшей подворотне переодевается в трофейный костюм.
Всякому человеку-неамериканцу старше двенадцати совершенно ясно, что костюм с чужого плеча без подгонки и прочей работы портного будет сидеть на человеке, как на корове седло. Тем более что охранник очевидно выше героя. Однако переодевшийся Эдди Брок выходит на свет безукоризненно элегантным и импозантным, что твой Джеймс Бонд, и ничуть не помявшийся и не испачкавшийся костюм сидит на нем идеально, словно после многочасовой кропотливой работы модельера.
У главной докторессы, управляющей научной работой в Зоне-51, застарелая душевная травма: когда-то ее то ли брата, то ли бойфренда поразило молнией, когда они по молодости лет отправились смотреть НЛО. Я полфильма с замиранием сердца ждал, когда же семьи наконец воссоединятся, благо блаженные исследователи внеземных объектов на микроавтобусике потом еще много и активно участвуют в финальной битве. По закону цыганской мелодрамы папа-хиппи, спасший Эдди Брока и высадивший его в окрестностях Зоны-51, просто обязан был оказаться тем самым утерянным братом, которого много лет назад шандарахнуло молнией. Тем более что у него борода лопатой, под которой так удобно прятать всякие семейные сходства с госпожой доктором или с кем-нибудь еще.
Не, не дождался. На самом деле почет и уважение создателям фильма, что не пошли путем дешевой мелодрамы. Но, собственно, это то немногое, за что их вообще стоит благодарить.
Ваистену (тм) хороша лошадь, которую оседлал Веном для скоростного перемещения по каньонам, превратив ее в черное, словно облитое латексом чудовище. В комиксе «Старик Логан», помнится, наш симбиот оседлал тираннозавра, превратив его в нечто совершенно невообразимое. Впрочем, в третьем фильме франшизы действие происходит в наше время в нашем мире, поэтому Веному, к сожалению, приходится довольствоваться привычными нам организмами.
А вот белокурый злобный бог , в лучших традициях плохого фэнтези пронзительно антропоморфный, уводит франшизу куда-то совсем не в ту степь. Да еще и с мечом. Во имя всего святого, антропоморфный злобный бог с мечом! Честное слово, не шучу!
В сцене после титров он появляется вновь с многозначительной ремаркой: «Бог разгневан». Видимо, это означает, что нас ожидает бойкая четвертая часть с его участием. Впрочем, это может и не означать ровным счетом ничего: скажем, сцена после титров второй части сулила нам, что в третьей Веном наконец схватится с Человеком-пауком, чего так и не произошло. После первого фильма Венома отчаянно тянули на роль положительного героя, и придумать в таких условиях подходящую мотивацию для столкновения с суперположителным Питером Паркером было сложновато.
Тем более что и сумма сборов пока такова, что совсем не исключено: франшиза Венома ограничится трилогией.
Василий Мидянин
Другие материалы автора: