В 2024 году исполнилось 100 лет со Дня рождения известного речника Евгения Матвеева.
Выходец из флотской семьи, фронтовик Евгений Михайлович прошел в Волжском пароходстве путь от матроса до капитана, а, сойдя на берег, продолжил работать сначала диспетчером, а потом в караванной службе.
Его имя гордо носит один из наших сухогрузов.
Продолжаем цикл статей о выдающихся речниках на канале «История Волжского пароходства». Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.
В тему:
⚓ Рекорд Волги: как речная династия Сычевых отработала 300 навигаций.
Начало флотской карьеры и война в жизни Жени Матвеева
Евгений Матвеев родился в 1924 году в семье речников. Его дед трудился на Волге бурлаком. Отец Михаил Матвеев работал водоливом, главным над бурлаками, затем начальником пристани в Козьмодемьянске. Об особенностях работы волжских бурлаков читайте в нашей статье 💡
Два старших брата Евгения связали свою жизнь с флотом — работали механиками на волжских судах. Наш герой тоже пошел по стопам старших — в 17 лет начал свою карьеру на реке. Это был 1941 год.
Первым местом работы Евгения Матвеева стал пароход «Иркутск», его ровесник. На этом буксире он познакомился и на всю жизнь подружился с Леонидом Пушкаревым, который впоследствии тоже стал знаменитым капитаном.
В самом начале войны недалеко от Кинешмы экипаж «Иркутска» освобождал из ледового плена пассажирский пароход «Советская республика», на котором эвакуировали более тысячи детей. Совсем еще мальчишки, Леня и Женя помогали экипажу — чтобы пройти к замерзшему судну, ломами пробивали борозду во льду. Пароход с детьми был освобожден, а «Иркутск» пришлось ремонтировать из-за поломки колес — их повредило льдом.
Затем Евгений ушел на войну добровольцем. После учебы в военном училище в 1943 году младшего лейтенанта Матвеева направили командиром взвода на Центральный фронт в 34-ю механизированную бригаду. В бою на Курско-Орловской дуге он был тяжело ранен, попал в плен, после освобождения в 1945 году вернулся на родину.
В тему:
⚓ Капитан Леонид Пушкарев, человек и теплоход.
Зарождение новаторского метода
Первую послевоенную навигацию Евгений Матвеев проработал на танкере. А через год пришел рулевым на родной пароход «Иркутск», где его друг Леонид Пушкарев стал к тому времени первым штурманом. В 1951 году Пушкарев возглавил «Иркутск». Именно в те времена зарождался прогрессивный метод толкания, за внедрение которого Леонид Васильевич позднее был удостоен звания Героя Соцтруда. На этом пароходе впервые молодые Пушкарев и Матвеев опробовали эту новую разработку.
Метод толкания барж заключается в том, что толкач располагается за кормой несамоходного судна в жесткой сцепке взамен вождения барж на буксирном тросе, дает ход вперед своей машине и начинает двигать баржу.
Первые опыты толкания несамоходных судов проводил инженер Любавский и его спецбригада в начале 1930-х годов в Саратове, затем в Астрахани. В качестве толкача тогда использовали пассажирский пароход. В 1932 году буксирный п/х «Саратовский РУПВОД» на Горьковском рейде с тремя деревянными баржами под руководством инженеров Н.П. Махова, А.А. Соколова, Г.П. Мельникова совершил опытное толкание.
И вот в 1948—1951 гг. в Волжском грузовом пароходстве Леонид Пушкарев, которому помогал наш герой Евгений Матвеев, на «Иркутске» стал применять метод толкания. По словам специалистов, экипаж парохода, несмотря на сложность учалки (сцепления) не приспособленных для толкания барж, успешно проводил составы. Команда «Иркутска» начала толкать баржи при движении вниз одной из первых. И уже в 1954-1955 гг. капитан Пушкарев на теплоходе «Адмирал Ушаков» на участке Саратов — Камское Устье провел состав из 5 барж с грузом 11 тысяч тонн.
Применение метода Пушкарева, разрабатывать который помогал Матвеев, позволяет повысить скорость судна на 15 %, экономить время в рейсе, снизить расход топлива и смазки на тонну перевезенного груза, обеспечить бо́льшую безопасность управления караваном — состав компактнее за счет жесткой сцепки с толкачом. Экономическая эффективность этого метода на 20–30% выше, чем при традиционной буксировке.
Путь на капитанский мостик
Параллельно с работой Евгений Матвеев решил повысить свою квалификацию и в 1955 году окончил Куйбышевский речной техникум. Он вместе со своей супругой трудился на пароходах-колесниках послевоенной, венгерской постройки.
Колесные грузопассажирские пароходы — серия из 76 речных судов, которые строили по заказу СССР в Будапеште на судоверфи «Обуда» с 1951 по 1959 годы. Пароходы были предназначены для перевозки пассажиров, багажа и грузов на скорых пассажирских и грузопассажирских транзитных линиях. По словам историков, размещение этого заказа в Венгрии — советская помощь в послевоенном восстановлении промышленности страны.
На пароходах «Иртыш», «Харьков», «Тула» Евгений Матвеев прошел путь от третьего до первого штурмана и в 1958 году стал 34-летним волжским капитаном. В 1961 году Евгений Михайлович возглавил экипаж пароходного буксира «Академик Щусев», названный в честь знаменитого советского архитектора. На этом судне капитан Матвеев проработал около 10 лет. Затем стоял на капитанском мостике сухогрузных теплоходов «СТ-658» и «Плотоводе-688».
Коллеги вспоминали профессионализм Евгения Михайловича, его преданность профессии и пароходству. Когда Матвеев сошел на берег, продолжил трудиться в родной компании: сначала диспетчером, а затем в караванной службе. На заслуженный отдых он ушел только ближе к 80 годам, пройдя длинный и интересный трудовой путь.
В память о капитане
Память Евгения Матвеева увековечена по доброй флотской традиции: в честь фронтовика, волжского капитана назван речной сухогруз.
Выход судна был приурочен к 75-летию Победы и посвящен капитанам Волжского пароходства, прошедших Великую Отечественную войну и всю жизнь проработавших на флоте. Вместе с «Евгением Матвеевым» в навигацию-2020 отправились теплоходы «Владимир Кириллов» и «Андрей Белодворцев».
Статьи об этих выдающихся личностях читайте на нашем канале:
⚓ Самый молодой капитан на Волге. Полвека на флоте Владимира Кириллова.
⚓ «Волга, как жизнь, одна». Легендарный капитан Андрей Белодворцев — 60 лет на флоте.