Появление крейсерского танка Mk.VIII “Cromwell” в войсках, поначалу не вызвало особого энтузиазма - вроде бы очередной тяжелобронированный танк, ничего особого в нём нет. Однако вскоре военным пришлось изменить своё мнение - “Кромвель” сумел доказать, что он пришёл на фронт сражений в своё время.
История создания
В 1941 году компания Birmingham Carriage and Wagon Company начала разработку нового крейсерского танка, который мог бы бороться с немецкими танками P.Kpfw.III и IV с усиленным бронированием, появившихся на фронтах в 1941-1942 годах. Боевая машина, получивший название в честь пламенного британского революционера Оливера Кромвеля, должна была стать действительно современной - из спецификации, спущенной из военного министерства, следовало создать танк, броня которого могла выдержать попадание 50 и 75 мм снарядов из противотанковых пушек, стоящих на вооружении немецкой армии.
Примечательно, что до перехода к созданию танка “Кромвель”, компания Nuffield Mechanisation and Aero уже провела разработки танка собственной конструкции. Он очень сильно напоминал будущий “Кромвель”, но отличался более мощным бронированием, а также установкой уже устаревшего к тому моменту авиационного двигателя Liberty L-12, выдававшего около 400 лошадиных сил. Это делало “Кентавра” очень медленным, даже недопустимо медленным и при этом он имел серьёзные проблемы с трансмиссией - она часто перегревалась и была, мягко говоря, ненадёжной. Поэтому военные решили обратить внимание и на разработки других компаний.
Разработку нового танка в компании BCWC, как водится в некоторых случаях, начали с двигателя - за основу выбрали Liberty L-12, известный ещё со времён Первой Мировой войны авиационный V-образный бензиновый двигатель. Однако от этой идеи вскоре отказались - к тому времени двигатель уже достаточно сильно устарел, чтобы его можно было установить в новый танк. Но идея использовать авиационный двигатель никуда не исчезла - но подходящего двигателя всё не могли подобрать, к нему было слишком много требований. Конструкторы сделали одну ошибку - отказались от рассмотрения авиадвигателей, чтобы сосредоточиться на рассмотрении автомобильных двигателей. Но авиаторы вновь пришли на помощь - они предложили уже стоявший на вооружении Rolls-Royce Merlin, уже использовавшийся к тому моменту на знаменитых истребителях Supermarine Spitfire и Hawker Hurricane, бомбардировщиках Fairey Battle. Он мог выдавать до 1300 лошадиных сил, и был действительно надёжным двигателем, который не мог подвести в любой ситуации.
Затем конструкторы “железнодорожников” приступили к разработке корпуса нового танка - однако в военном министерстве предложили использовать корпус от “Кентавра” с небольшими доработками. В BCWC просьбе вняли и начали работать по предложениям военных чинов. Но конструкторы не совсем правильно поняли по предложению военных, после чего из-за возникших разногласий, руководство министерства вооружений приняло судьбоносное решение - BCWC занимались лишь адаптацией Merlin (уже переработанного в танковый вариант Meteor) в корпус, созданный Nuffield Mechanisation and Aero. Всю остальную разработку поручили изначально создавшей прототип Nuffield - им дали полный карт-бланш, в то время как “железнодорожников” грубо щёлкнули по носу и указали на их место, а всему виной было… собственное видение ситуации и нежелание идти по пути полного следования требованиям заказчиков.
Первый готовый прототип “Кромвель” (тогда он ещё носил индекс А27) попал на полигон в Фарнборо в феврале 1942 года, где успешно “откатал” 2200 миль, чтобы выявить все недостатки ходовой части и силовой установки. Однако к серийному производству новый танк было рано выпускать - “Мерлины” ещё не были крупносерийными двигателями, да и в первую очередь их поставляли в ВВС, а танковым войскам доставались лишь единичные экземпляры. Поэтому “Кромвель” условно разделили - на А27 с двигателями Rolls-Royce и А27L с двигателями Liberty. Чуть позже новый танк получит ещё одну модификацию, Mk.III, на который устанавливались уже танковые двигатели “Метеор”. После этого танки получили уже свои окончательные названия - Mk.I (с двигателем Liberty L-12) получил рабочее название “Cavalier”, Mk.II (с двигателем Rolls-Royce Merlin) получил название “Centaur”, а вот Mk.III, получивший двигатель Rolls-Royce Meteor, стал называться “Cromwell”. Различий между ними, кроме как в силовых установках, не было никаких.
Однако все три танка были очень сырыми - выпускать их в серию пока ещё было рановато. Ходовая часть была достаточно слабой, несла множество проблем и трансмиссия Wilson. Танки нуждались в срочной и глубокой доработке, но в силу складывающейся на фронтах ситуации, их стали принимать в войска, правда со множеством оговорок. К примеру, механикам-водителям запрещалось разгонять их до максимальной скорости, запрещалось совершать резкие повороты на ходу и множество других запретов пока ещё мешали нормальной эксплуатации боевой машины. Всё это привело к тому, что 16 сентября 1942 года был составлен целый список дефектных узлов новой машины - самих дефектов выявили достаточно много, чтобы “похоронить” проект. Специалисты насчитали с десяток дефектов установки вооружения, пять дефектов механизма поворота башни, девять дефектов в конструкции самой башни, более десяти дефектов боевого отделения, одиннадцать дефектов в конструкции и компоновке отделения управления и места механика-водителя, десяток дефектов места пулемётчика и установки курсового пулемёта, а также три отдельных жалобы на конструкцию бронирования и четыре — на обзорность из танка. И всё это - спустя два года после начала его разработки.
Проблемы с двигателем возникли на третий-четвёртый месяц серийного производства - ВВС не давали возможности получить нужное количество двигателей для танков, производство “Метеоров” на заводах Великобритании наладить тоже не удавалось. Поэтому производство “Метеоров” решили запустить на американских заводах. Но и на этом проблемы с производством танков не закончились - виной тому и прибытие в Великобританию американских танков - M4A Sherman, M3 Lee и M3 Grant. Проблемой был именно “Шерман”, а точнее - его 75-мм орудие М2. Оно было на порядок мощнее британского орудия Ordnance QF 6-pounder и примерно соответствовало советским Ф-34 (на 1942 год это было ещё годное орудие). Поэтому конструкторам пришлось срочно дорабатывать изначальную “шестифунтовку”, но уже в скором времени им пришлось приступить к разработке собственного 75-мм орудия. Танки с новой пушкой начали серийно производить, а также ставить на вооружение лишь в конце сентября-начале октября 1943 года. А полностью готовым танк признали лишь в марте 1944 года, спустя три года после начала конструкторских работ!
Всего за годы производства было выпущено чуть более четырёх тысяч “Кромвелей”, причём все они были в разной комплектации и имели разное обозначение, согласно проведённым модернизациям:
- Cromwell Mk I (A27M) — базовый вариант QF 6-pounder, первый «настоящий Кромвель». В первую очередь отличается двигателем Rolls-Royce Meteor, также имеет храповик для натяжения траков (вместо червячной передачи «Кентавра») и четыре амортизатора вместо трех. Использовали корпуса типов A и C;
- Cromwell Mk II — первые два прототипа, отличающихся расширенными траками с 355 мм до 394 мм;
- Cromwell Mk III — «Кромвель» с QF 6-pounder и корпусом «Кентавра» (червячная передача и три амортизатора), но с двигателем Rolls-Royce Meteor, результат упрощения и удешевления производства. Использовали корпуса типов A и C;
- Cromwell Mk IV — аналогичен Mk III, но с пушкой QF 75 mm. После введения Final Specification начал строится на доработанном корпусе «настоящего Кромвеля», став аналогичным Mk V с технической точки зрения. Использовали корпуса типов C, D, E и F, при этом все F имели Final Specification;
- Cromwell Mk V — «Кромвель» с пушкой QF 75 mm и корпусом «настоящего Кромвеля». Технически каждый Mk IV при Final Specification является Mk V, поэтому все Mk V были построены до Final Specification;
- Cromwell Mk Vw — вариант со сварным корпусом, откидываемым вбок люком мехвода с перископом и увеличенной до 101 мм толщиной лобовой брони корпуса и башни. Использовали корпуса типов Dw и Ew, при это Ew имел уменьшенное передаточное число для повышения надежности трансмиссии, так как утолщенное днище (основной атрибут обычного E) появилось уже на Dw. Все танки построены при Final Specification;
- Cromwell Mk VI — «Кромвель» с гаубицей QF 95 mm. Использовали корпуса типов C, D, E и F, все из них от «настоящего Кромвеля». Строились как до, так и во время Final Specification, при этом все F имели Final Specification;
- Cromwell Mk VII — послевоенная модернизация существующих танков, усилена передняя ось, траки расширены до 394 мм, уменьшенное передаточное число для повышения надежности трансмиссии. Конвертировались из Mk IV и Mk V;
- Cromwell Mk VIIw — аналогичен Mk VII, но имеет сварной корпус, переделанный люк мехвода и утолщенную до 101 мм броню. Несколько десятков построено с нуля во время войны с корпусом Ew (это единственные Mk VII/VIII, построенные с нуля), после войны еще некоторое количество Mk Vw было модернизировано таким образом;
- Cromwell Mk VIII — аналогичная послевоенная конверсия гаубичных Mk VI;
- Cromwell Mk X — прототип Cromwell Mk III, Centaur Mk I, переоснащенный Rolls-Royce Meteor. Технически идентичен Mk III.
Описание конструкции
Конструкция танка “Кромвель” сочетала сразу два несочетаемых фактора - с одной стороны, это был танк свежей разработки, довольно мощный по всем параметрам. С другой - он использовал весьма архаичную схему сборки корпуса - на клёпках и болтах. Но давайте поподробнее.
Корпус и башня
Корпус, несмотря на начало 40-х годов собирался по архаичной схеме - на пространственной стальной раме, к которой при помощи болтов и клёпки крепились листы гомогенной катаной брони. Толщина брони, как повелось, разная во всех плоскостях - лоб корпуса прикрывали листы толщиной в 64/27/54 мм (верх/середина/низ соответственно), борта прикрывались листами толщиной в 32 мм, корма - 25/32 (верх/низ) соответственно. Дно корпуса было толщиной в 6,5/8 мм (кормовая часть днища была тоньше), а крышу корпуса прикрывала плита толщиной в 14 мм. При этом конструкторы сделали весьма странный ход - они сделали корпус с прямым носом, по образу и подобию немецких танков (хотя уже в 1941 году немцы поняли, что рациональный наклон брони намного лучшее решение). Вторым мне лично непонятным фактом о “Кромвеле” был избранный вариант сборки корпуса - даже отсталая в танкостроении тех лет Японская империя уже перешла к полностью сварным самонесущим корпусам, а родоначальники бронированных монстров всё ещё пользовались каркасной сборкой.
Башня была смешанной конструкции - внутренняя сварная коробка, к которой при помощи болтов и клёпок прикреплялись листы гомогенной брони. Толщина листов составляла 76 мм в лобовой части, 51 мм по бортам и корме + дополнительные 13-мм листы брони, установленные в качестве экранов. Крышу прикрывал лист брони толщиной в 20 мм. Башня была трёхместной - в ней помещались радист, наводчик и командир экипажа. На её крыше располагались люки для членов экипажа, смотровые приборы и антенна радиосвязи. Вращение башни осуществлялось при помощи гидравлического привода, который работал только в случае, если двигатель запущен, а на бортовую сеть подаётся питание с генератора. В остальных случаях спасал ручной привод поворота башни - чудовищно медленный и тяжёлый.
Вооружение
Изначально танк задумывался как пехотный, а значит, должен обладать значительным вооружением, как артиллерийским, так и стрелковым. В качестве артиллерийского вооружения изначально была предложена шестифунтовая пушка Ordnance QF, которая на момент создания танка представляла собой довольно неплохое орудие. Однако к моменту начала серийного производства, когда “Кромвель” был практически полностью закончен, конструкторам “подсказали”, что пушка, аналогичная орудию американского “Шермана”, была бы лучше. Но часть танков уже была выпущена с пушками Ordnance QF 6-pounder калибра 57 мм, и эта часть могла успешно противостоять самым массовым немецким танкам, и в некоторых случаях - даже “Тиграм” и “Пантерам”. Пушка была с не менее архаичной наводкой - при помощи плечевого упора. Разумеется, это не было приемлемым в 1940-1941 годах, но альтернатив всё равно пока не было.
Однако “в некоторых случаях” британских военных не устраивало, да и, как уже сказано выше, прибыли танки Sherman, вооруженные более интересным 75-мм орудием. Тогда конструкторам поставили задачу - сделать танк с этой же пушкой, калибром 75-мм и сделать эту пушку универсальной, то есть добавить в боекомплект не только бронебойные, но и осколочные и осколочно-фугасные снаряды. Эта пушка стала более современной, достаточно мощной для борьбы с более современными танками противника, а также не требовала акробатических трюков от наводчика орудия - достаточно было крутить рукоятки механизма наводки. При этом конструкторам долго не удавалось наладить выпуск снарядов - пришлось использовать американские снаряды, от стрельбы которыми постепенно разрушалась люлька, что приводило к повреждениям пушки, а также ранениям экипажа. Но с наладкой выпуска, все проблемы с орудием решились сами собой.
Существовала ещё модификация “танка поддержки пехоты” - некий суррогат самоходной артиллерии, вооружённый 95-мм гаубицей Ordnance QF 25-pounder. В боекомплект этого танка грузились только осколочно-фугасные снаряды и их главным предназначением была борьба с пехотой противника во время наступления своих войск. Таким образом британские военные пытались компенсировать отсутствие полноценных самоходных артиллерийских установок,
В качестве противопехотного вооружения на танке устанавливалось сразу три пулемёта - один из них, лицензионный чехословацкий BESA калибра 7,92 мм устанавливался в спаренной с пушкой установке, второй (Bren калибра 7,7 мм) опционально устанавливался на крыше башни и обслуживался заряжающим, третий, так же BESA калибра 7,92 мм - в носовой части корпуса. Пулемёты в ходе модернизаций танка не трогали, их конфигурация была неизменной с момента начала серийного производства и до его окончания.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Как я уже говорил, на танки данной модели изначально планировалось устанавливать авиационный двигатель Liberty L-12 дефорсированный до 400 лошадиных сил. Однако конструкторы вовремя поняли, что устаревший двигатель времён Первой Мировой Войны, даже отлаженный в производстве, не сможет дать должной мощности для движения танка с адекватной скоростью. Тогда выбор создателей пал на более современный Rolls-Royce Merlin, который был новее, мощнее и надёжнее. Но вместе с этим он был слишком дорогим в производстве (к разработке новых танков, как мы помним из предыдущих публикаций, требования по финансовой части были очень жёсткими). Да и мощностью он обладал слишком высокой - 1290 лошадиных сил при 48 литрах рабочего объёма для “Кромвеля” были излишними. Поэтому для удешевления двигателя, конструкторам пришлось пойти на уменьшение его объёма и габаритов - по завершении этой процедуры, двигатель получил название “Метеор”. Новый двигатель имел 550-600 лошадиных сил мощности при объёме в 27 литров. Он был несравненно дешевле “Мерлина”, при этом оптимально подходил для крейсерских танков нового поколения.
Благодаря новому двигателю, “Кромвелль” мог развивать скорость до 64 километров в час по шоссе, что было довольно высоким показателем для танков того времени. По бездорожью танк двигался со скоростью до 28 километров в час, а запаса топлива хватало на 280 километров. Топливные баки (а питался “Кромвель” низкооктановым топливом 67 марки) размещались в моторно-трансмиссионном отделении, по обе стороны от двигателя - правый вмещал 273, левый - 255 литров. В дополнение на корме танка мог устанавливаться дополнительный топливный бак на 270 литров. Там же, в МТО располагались и два бака с машинным маслом марки 10 H.D. (оно же М.160) ёмкостью на 39 литров с правой стороны от двигателя и 27 литров с левой. Отдельный маслобак ёмкостью в 2,5 литра крепился в подбашенной коробке и предназначался для смазки механизмов наводки, а также всего вооружения в танке.
Практически на всех серийных боевых машинах комбинировался с поперечно расположенным механизмом передачи и поворота Merrit-Brown, включающим в себя пятискоростную МКП с пятью скоростями вперёд и одной назад, или пятью скоростями вперёд и двумя назад, а также механизм поворота по типу тройного дифференциала. Однако эта трансмиссия была довольно капризной, а довольно тесное моторно-трансмиссионное отделение лишь усложняло её обслуживание в силу слишком ограниченного пространства. Это вызывало скепсис со стороны военных, которые всё чаще склонялись к прошениям о переводе на новые американские танки, считавшиеся более надёжными и боеспособными. Тем не менее, относительно ненадёжная трансмиссия так и осталась нерешённой детской болезнью “Кромвеля” до конца его эксплуатации.
Не менее непонятным для меня решением конструкторов стал выбор подвески Кристи - её конструкция не была достаточно надёжной для 28-тонного танка “Кромвель”. Виной тому был неверный расчёт весовой нагрузки для ходовой части - пять катков с вертикальным расположением опорных рычагов на пружинных амортизаторах были не лучшим решением для танка. Некоторые читатели сейчас могут и возмутиться - примерно такая же подвеска с пятью опорными катками большого диаметра была на легендарной серии танков Т-34, как так? Но есть и другая сторона медали - “Кромвель” ведь больше и перегруз на переднюю часть танка в нём ощущался куда явнее, чем на “тридцатьчетвёрке”.
Гусеницы танка - мелкозвенчатые стальные, состоявшие из 125 одногребневых траков шириной в 355 миллиметров на ранних сериях танков и 345 миллиметров на поздних сериях. Во всех модификациях длина опорной поверхности составляла 3,73 метра с удельным давлением на грунт, равным 0,97 килограмм на квадратный сантиметр поверхности. Конструкция гусеничного привода включала в себя ведущее колесо, расположенное сзади, пять опорных катков с резиновыми бандажами по кругу и ленивец, расположенный в передней части танка.
Оценка боевого применения
Английские танкисты относились к «Кромвелям» со скепсисом, считая «Шерманы» более удачными. Американские танки были более надёжными, имели меньший расход топлива и нисколько не уступали английским в огневой мощи, имея при этом более удачные по конструкции корпус и башню. У английского танка был высокий расход топлива: на 100 км пути по шоссе «Кромвель» тратил 280 литров, М4А3 — 220 литров бензина, М4А2 — 180, а Т-34 — 170 литров солярки. Летом 1943 года в учебном центре танковых войск в Бовингтоне были организованы сравнительные испытания английской и американской техники. В них приняли участие 14 машин — танки Centaur, Cromwell и Sherman модификаций М4А2 и М4А4. По окончании дневного пробега первыми в центр вернулись М4А2, за ними — М4А4, потреблявшие больше топлива и требовавшие дополнительной заправки на трассе. После короткого техосмотра их экипажи отправились отдыхать. В сумерках прибыли танки Cromwell и поздно ночью — Centaur. Эти машины нуждались в довольно длительном техническом обслуживании. В своем рапорте руководитель испытаний майор Клиффорд отметил, что он не хотел бы командовать подразделением танков A27L Centaur, ненадежных в эксплуатации и требовавших многочисленного обслуживающего персонала. По его утверждению, Cromwell мог бы стать ценной боевой машиной, но в настоящем своем виде он может рассматриваться только в качестве опытного образца, требующего дальнейшей доработки.
Первым универсальным танком стал созданный в СССР Т-34, появившийся в 1940 году. Вторыми были американцы, которые внимательно следили за новинками танкостроения и вернули в конце 1941 года на M3 вместо короткой 75 мм пушки М2 пушку М3. Третьими эту проблему решили немцы, установив на Pz. IV длинноствольную пушку в январе 1942 года. Четвёртыми стали итальянцы со своим P26/40. Дольше всех к пониманию того, что вместо специализированных танков лучше иметь универсальные, шли британцы. «Кромвель» стал первым таким танком, но вскоре после войны, он был заменён «Кометами» потому, что он был оптимален для 1942 года, а уже в 1944 году он устарел. Проблема была не в «Тиграх» и «Пантерах», а в том что Pz. IVH нёс гораздо более мощную 75 мм пушку длиной 48 калибров, а «Шерман» и Т-34 несли к этому времени ещё более мощные 76,2 мм и 85 мм пушки соответственно. Также отмечалась общая теснота башни, диаметр башенного погона танка А27М составлял 1524 мм. Для сравнения: у Т-34/85 его диаметр достигал 1600 мм, а у M4 Shermam — 1753 мм. Результаты боёв заставили быстро перейти к выпуску «Комет», так что «Кромвель» был не только самым поздним, но и рано сошедшим со сцены универсальным танком. Советский Союз от поставок «Кромвелей» отказался, поскольку он уступал по всем параметрам, кроме скорости, американскому M4A2. Так же «Кромвель» уступал своим советским “одноклассникам”. Броня «Кромвеля» пробивалась всеми противотанковыми и танковыми орудиями, созданными во второй половине войны, с 1500—2000 метров.
Заключение
Вроде бы современный танк “Кромвель” за всё время своего существования постоянно дорабатывался, буквально “на ходу”. Из-за этого его боевые качества никак не проявились до конца Второй Мировой Войны, но при этом он стоял на вооружении некоторых армий мира до 1980 года, пока не был списан по причине своей изношенности и абсолютной бесполезности в бою. Но тем не менее, он и повоевать немного успел, хоть и на заключающих этапах Второй Мировой Войны, где не показал шикарных боевых характеристик, хотя надежды ведь были…
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!