Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Последний лёгкий танк А.46, 1943

Поставка военной техники по программе ленд-лиз буквально спасла Великобританию от сокрушительного поражения – бывшие законодатели танковой моды в 40-е знатно просели в качестве своих боевых машин. Однако ленд-лиз сделал ещё одну полезную вещь – он немного высвободил мозги британских конструкторов, которые отныне могли сосредоточиться на разработке собственных актуальных моделей. Тем более, что изучать было. Так появился интересный проект лёгкого танка A46. Несмотря на то, что время лёгких танков уже уходило, британские военные и конструкторы практически в один голос говорили о необходимости замены американских лёгких танков M3 и M5. И дело не в том, что эти танки были какими-то плохими – британцам важнее было то, что это американские танки, а следовательно, стоят достаточно много денег, причём получается, что чужих денег. Разумеется, такое британскому военному руководству не нравилось, но и техники на фронтах сражений не хватало. А американская, как оказалось, ещё и лучше была в сравне
Оглавление

Поставка военной техники по программе ленд-лиз буквально спасла Великобританию от сокрушительного поражения – бывшие законодатели танковой моды в 40-е знатно просели в качестве своих боевых машин. Однако ленд-лиз сделал ещё одну полезную вещь – он немного высвободил мозги британских конструкторов, которые отныне могли сосредоточиться на разработке собственных актуальных моделей. Тем более, что изучать было. Так появился интересный проект лёгкого танка A46.

Внешний вид лёгкого танка А.46, согласно проектам. Фотография в свободном доступе.
Внешний вид лёгкого танка А.46, согласно проектам. Фотография в свободном доступе.

История создания

Несмотря на то, что время лёгких танков уже уходило, британские военные и конструкторы практически в один голос говорили о необходимости замены американских лёгких танков M3 и M5. И дело не в том, что эти танки были какими-то плохими – британцам важнее было то, что это американские танки, а следовательно, стоят достаточно много денег, причём получается, что чужих денег. Разумеется, такое британскому военному руководству не нравилось, но и техники на фронтах сражений не хватало. А американская, как оказалось, ещё и лучше была в сравнении с британской…

В таких условиях высшим руководством Великобритании было принято решение – дальнейшая опора на американские технологии и их полный контроль над технологиями неприемлемы для продолжения существования Королевства, а также сильно мешает развитию собственной конструкторской мысли. Ну и освобождающиеся производственные мощности надо было чем-то занять. В таких условиях и началась разработка британского лёгкого танка нового поколения.

За основу при создании новой боевой машины конструкторам пришлось взять танки А17 «Тетрарх» и А25 «Гарри Гопкинс» - во-первых, их конструкция к тому моменту всё ещё считалась передовой, во-вторых – ничего более стоящего на вооружении британской армии в тот момент не было. Ну и в-третьих – не копировать же американские и советские танки? Гордость за королевство должна быть какая-нибудь? Примерно с такими мыслями компаниям-производителям был предложен контракт на разработку и поставку в армию лёгких танков нового поколения, которые были бы преемственны с вышеуказанными моделями. За контракт по старой памяти ухватились в Vickers-Armstrong – от них требовалось создать небольших габаритов машину, оснащённую компактным двигателем и системой рулевого управления, идентичной лёгким танкам A17 и A25.

И самой главной причиной, почему новый лёгкий танк требовалось разработать на базе этих неудачных с точки зрения военных моделей, оставалась цена. Британцы понимали – за ленд-лиз платить придётся в любом случае, следовательно, деньги уже необходимо было начинать копить. Поэтому новая машина должна была стать ещё и бюджетной, желательно даже очень бюджетной. При этом Vickers-Armstrong позволялась полная свобода в действиях, если они соответствовали ожиданиям министерства вооружений.

Вставал вопрос и про вооружение новой машины – планировалось даже создание двух танков с различным вооружением, пушечным и пулемётным. В компании Vickers этому обрадовались – ведь две машины означает в два раза больше денег, но радость их была недолгой. Военные внезапно вспомнили, что на дворе 1943 год и пулемётный танк в это время уже не то, чтобы редкость, но бесполезное создание – броня растёт, в том числе и на бронеавтомобилях, а пробивное действие патронов - нет. Тогда в Vickers-Armstrong решили сделать упор на новейшей 17-фунтовой пушке Ordnance QF HV калибра 76,2 мм.

Ещё не видев чертежей, правительство поручило компании собрать аж восемьдесят машин, для передачи их в войска и боевого тестирования. И вновь в Vickers-Armstrong ненадолго возрадовались – чертежей, как оказалось, у них ещё не было, только некоторые расплывчатые концепции. На этом дело вроде бы и забылось, но в конце октября 1944 года военные обеспокоились – где же танки? А танков не было и в помине – инженеры и конструкторы всё ещё спорили над отдельными узлами, правда, собрав мозги в кучу и уже заканчивая чертежи будущего танка.

15 ноября 1944 года состоялось 44 заседание Танкового совета Великобритании, ставшее для нового танка судьбоносным. На нём военные в довольно жёсткой форме сообщили инженерам Vickers-Armstrong, что если они к концу месяца не продемонстрируют готовые чертежи, то о дальнейших работах можно забыть. Также военные затребовали прототип, который компания должна была предоставить к середине января 1945 года. Однако в январе прототип готов не был – Лесли Литтл, главный конструктор новой машины, заявил, что сборочные линии на заводах заняты ремонтом техники и производством нужных для этого деталей и в таких условиях, мягко говоря, не до новых танков. Но в компании делают всё, чтобы предоставить новый танк как можно быстрее. Возможно, Литтл был ужасно красноречив, а возможно и военные расслабились, видя что война уже идёт к концу – но ещё одну отсрочку дали, правда предупредив, что это последняя и поблажек больше не будет.

Единственное фото, способное намекнуть на то, что шасси А.46 пытались построить. Фотография в свободном доступе.
Единственное фото, способное намекнуть на то, что шасси А.46 пытались построить. Фотография в свободном доступе.

Однако к концу января был построен всего один полноразмерный макет из дерева и жести, а к концу войны – ещё несколько деревянных демонстрационных моделей в качестве вариаций конструкции. Военных макет не впечатлил, тем более, что они «переключились» на ожидание новых боевых машин из линейки FV200, а также «Centurion» и новой линейки танков от Vickers-Armstrong. А Лесли Литтл в очередной раз получил свой щелчок по носу, на этот раз – довольно болезненный. По итогу проект было приказано закрыть, ибо уже тогда военные осознали окончательно – лёгким танкам в армиях будущего места нет.

Заключение

Учитывая, что проект разработки танка А46 не пошёл дальше создания полноразмерного макета, дальнейшее описание конструкции, да ещё и по спутанным описаниям из сети (до оригинальных документов по этому проекту я добраться не смог) считаю бессмысленным. В целом, это танк по типу «Гарри Гопкинса», но с более серьёзным вооружением и чуть увеличенной бронёй. В остальном улучшений не было никаких, судя по той информации, что я нашёл в сети.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!