Найти в Дзене
Историк-любитель

Тонкости разделения танков на лёгкие, средние и тяжёлые

Оглавление

Каждый читатель наверняка знает, что некогда существовали определённые проблемы с классификацией боевой техники, как по назначению, так и по классам. И вправду, запутаться не мудрено - мало того, что в разных странах классификация происходила по разному, так ещё и бывали случаи, когда в бронетехнике одной конкретной страны происходила путаница в распределении.

Действительно, немногие знают разницу между малыми, лёгкими, средними и тяжёлыми танками. Да и зачем - ведь ныне в строю лишь ОБТ. Изображение в свободном доступе.
Действительно, немногие знают разницу между малыми, лёгкими, средними и тяжёлыми танками. Да и зачем - ведь ныне в строю лишь ОБТ. Изображение в свободном доступе.

Как же определить?

В каждой стране есть принятые стандарты классификации боевой техники. Мы с вами разберём вначале несколько общих типов, затем перейдём к конкретным странам с их классификацией - это будет запутанно и сложно.

Итак, начнём с Первой Мировой войны, когда бронетехника находилась в зачаточном состоянии. Уже в те годы было принято разделять технику по вооружению, массе и назначению. Итак, по вооружению танки делились на:

  • “Пулемётные” - это танки с сугубо пулемётным вооружением, “самки” по британской классификации, применимой к ромбовидным танкам Mark I-X;
  • “Пушечные” - танки с артиллерийским вооружением, подобные “самцам” британских машин, а также французских Saint Chamond и CA-1 Schneider.
  • “Пулемётно-пушечные” - машины со смешанным вооружением, например Renault FT или A7V

Но такая классификация была вынужденной, и в скором времени перестала быть основной для танков того времени. С появлением в конце войны новых моделей, танки начали классифицироваться уже по массе и назначению:

  • Быстроходные (лёгкие) танки сопровождения, как правило, с пулемётным вооружением. Фактически, лёгкие танки тех лет были неким симбиозом бронетракторов и бронеавтомобилей.
  • Тяжёлые танки прорыва (Mark I-X, A7V, CA-1 и Saint Chaumond), предназначенные для операций направленных на подавление огневых точек противника и обеспечение успеха наступательных операций;
  • Специальные танки (радиотанки, сапёрные, химические и т.д.), выполняющие вспомогательные задачи на поле боя.

Как вы видите, путаница возникла уже на этом этапе. Это можно обусловить всего лишь одним фактором - техника новая, как и что, никто ещё не понимал, ничего определённого сказать, пожалуй, не мог никто.

КВ-1, яркий представитель семейства тяжёлых танков. Изображение в свободном доступе.
КВ-1, яркий представитель семейства тяжёлых танков. Изображение в свободном доступе.

Не смог никто определиться и в межвоенные годы - конструкторов мотало из крайности в крайность, то монстров проектируют/строят, то многобашенную боевую махину сделают, то ещё что-нибудь экзотичное соберут. Причём наблюдалась такая ситуация практически во всех странах, что производили бронетехнику. Яркими примерами неопределённости можно назвать британский Vickers Independence, советские Т-100/СМК, итальянский Ansaldo MIAS. Во всех этих моделях бронетехники, судя с высоты наших дней, абсолютно нет никакой логики, их можно расценивать как некий непонятный эксперимент и не более того.

Примерно в то же время в СССР была принята классификация танковой техники по массе:

  • Малые танки - в основном танкетки или пулемётные машины, предназначенные для разведки, а также машины связи и транспортировки, весом до 5 тонн
  • Лёгкие танки - быстроходные машины с тонкой бронёй и относительно слабым вооружением, массой до 15 тонн;
  • Средние танки - более универсальные машины, подходящие как для борьбы с пехотой и лёгкими укреплениями, так и для борьбы с танками противника. Отличаются средним по толщине бронированием, средним вооружением, а масса среднего танка находилась в пределах от 15 до 40 тонн;
  • Тяжёлые танки - машины прорыва, тяжеловооружённые, с мощным бронированием, массой от 40 тонн.
  • Сверхтяжёлые танки - настоящие подвижные крепости, массой от 80 тонн.

Однако с такой классификацией в военном руководстве СССР не все были согласны и на вторую пятилетку танки классифицировались следующим образом (цитата из постановления РВС СССР от 18 июля 1929 года):

  • Разведывательный танк - основной танк службы обеспечения всех механизированных соединений. Средство боевой разведки и боя пехоты. Основные требования: быстроходность, вездеходность (в том числе — плавучесть), манёвренность, низкий габарит, дешевизна и массовость производства;
  • Общевойсковой танк — основной танк количественного усиления ТРГК (в будущем - резерв ставки ВГК), он же танк общевойсковых соединений;
  • Оперативный танк — танк самостоятельных механизированных соединений. Танк должен быть быстроходным, вездеходным (в том числе плавучим) и достаточно вооружённым для выполнения отдельных задач.
  • Танк качественного усиления ТРГК — танк качественного усиления ТРГК для преодолевания сильно укреплённых оборонительных полос. Основные требования: сильное вооружение и броня, быстроходность, позволяющая его применить также в операции совместно с мехсоединениями.
  • Мощный танк особого назначения — танк качественного, добавочного усиления ТРГК при прорыве особо сильно и заблаговременно укреплённых полос. Основное требование — мощное вооружение и броня, защищающая от мелкокалиберных снарядов. Способность бороться с бетонными сооружениями.

Однако такая классификация в разговорной речи не прижилась даже среди военных, и вскоре боевые машины вновь стали разделять на лёгкие, средние и тяжёлые сообразно массе. Немаловажную роль в этом сыграли значительные изменения в тактике боевых действий, под которые создавались всё новые машины, с характеристиками, превышающими указанные в документе выше.

Лёгкий танк Т-50, один из лучших танков в своём классе. Изображение в свободном доступе.
Лёгкий танк Т-50, один из лучших танков в своём классе. Изображение в свободном доступе.

В то же время в Европе была принята франко-британская классификация танков - согласно ей, все танки разделялись на две группы - пехотные и кавалерийские.

  • Кавалерийский, он же крейсерский танк - это быстроходная легкобронированная машина, которая предназначена для разведки, рейдерских “наездов” на тылы противника, а также для помощи на необходимых участках боя. По советской классификации это могут быть как лёгкие, так и средние танки, сходные по фронту задач.
  • Пехотный танк, в свою очередь, предназначен для прорыва вражеских линий обороны. Медленные, защищённые толстой бронёй, как правило, с мощным вооружением, они считаются тяжёлыми по советской классификации танками.

Единственной европейской страной, пошедшей по собственному пути, стала Германия - начиная с 1933 года все Panzerkampfwagen-ы классифицировались по орудию, исключая параметры массы и бронирования. К примеру, пулемётные Pz.Kpfw. I и II считались лёгкими, Pz.Kpfw.III и IV, а также “Пантера” считались средними, “Тигр” и “Королевский тигр” считались тяжёлыми, а вот “Maus” уже считался сверхтяжёлым танком. При этом самоходные артиллерийские установки, которые по немецкой классификации тоже считались танками, не различали по калибру орудия. Хотя немцы производили и особо “тяжёлые” машины - например Sturmpanzer IV, вооружённый 380-мм реактивным бомбомётом.

А что потом?

Впоследствии ситуация с классификацией танков по массе, скорости и вооружению, отошла на второй план. Причиной тому стала проблема вооружений - немецкие и американские конструкторы создали первое ультимативное в некотором роде оружие, способное поражать любые танки - реактивный противотанковый гранатомёт. Его кумулятивный снаряд позволял сводить на нет любые попытки усиления бронирования (тот же самый кумулятивный снаряд РПГ-2 имел бронепробиваемость до 200 мм, а у РПГ-7 - до 650 мм), и от идеи строительства тяжёлых бронированных машин постепенно стали отказываться.

Советский танк Т-64, первый ОБТ советского производства. Фотография в свободном доступе.
Советский танк Т-64, первый ОБТ советского производства. Фотография в свободном доступе.

Снижение массы танка, в угоду различным дополнительным элементам бронирования (навесные экраны, динамическая защита и так далее), со временем позволило создать новый класс боевых машин - “основной боевой танк” в западных странах, а на территории современной Российской Федерации принято обозначение “основной танк”. Это фактически один и тот же тип боевых машин - маневренный, хорошо защищённый, отлично вооружённый, а главное, достаточно простой и недорогой в производстве танк.

Таким образом, в современном мире основной боевой танк вытеснил все остальные боевые машины на второй или третий план, постепенно становясь единственным типом бронетехники, находящимся на вооружении. Как знать, может так оно и лучше, не будет никакой путаницы в описаниях?

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!