Русская живопись на протяжении веков отражала жизнь простых людей, их обычаи и занятия. В данной статье мы рассмотрим несколько знаковых произведений, иллюстрирующих крестьянский быт и труд различных временных периодов.
Алексей Вишняков “Крестьянская пирушка”, конец 1760-х — начало 1770-х
Картина Алексея Вишнякова "Крестьянская пирушка", созданная в конце 1760-х — начале 1770-х годов, изображает крестьянскую трапезу, передавая атмосферу праздника и веселья среди простых людей. Она выполнена в гротескной стилистике, которая была характерна для голландской живописи 17 века - им вдохновился Вишняков.
В центре картины – группа крестьян, собравшихся вокруг небольшого стола. Они одеты в традиционные русские одежды: мужчины в простых кафтанах и рубахах, женщины в платках и кокошниках. На столе - пара блюд, а на полу стоит сосуд с алкоголем. Видно, что герои картины общаются и веселятся, некоторые улыбаются, поднимая стаканы. Картина отражает традиции крестьянского застолья, где присутствует чувство общности и радости, характерное для русской культуры того времени.
Вишняков передал детали и эмоции персонажей с особой тщательностью, что делает эту работу интересным примером бытового жанра XVIII века.
Эта картина считается одним из первых изображений крестьянского застолья.
Алексей Венецианов “Жнецы”, конец 1820-х
Картина Алексея Венецианова «Жнецы», созданная в конце 1820-х годов, изображает пару крестьян (мать и сына) в момент отдыха. Эта работа отражает идиллический образ деревенской жизни, характерный для творчества Венецианова, который стремился показать красоту и достоинство простых людей.
Женщина одета в яркий традиционный наряд, а на ее руке сидит бабочка, символизирующая, возможно, спокойствие и гармонию с природой. Не забыла крестьянка и об украшениях. Понятно, что в реальной жизни женщины, идущие работать в поле, одевались максимально скромно и уж тем более не надевали бус с кольцами, но в этом был весь Венецианов, которого нередко упрекали за лишнюю идеализацию.
Выражение лица матери мягкое и задумчивое, что подчеркивает момент тишины и спокойствия, противопоставленный тяжёлому труду, который её ожидает.
Юноша, расположенный позади женщины, уже вышел из нежного детского возраста, чему во многом поспособствовала тяжёлая работа, но увидев бабочек, превратился в ребенка - восторженного и непосредственного.
Руки мальчика аккуратно обхватывают плечо матери и серп, создавая чувство защищенности и заботы. Женщина, очевидно уставшая, терпеливо ждёт, когда сын насмотрится на бабочек, и в этом также есть проявление заботы и материнской любви. Позади героев виднеется зрелая пшеница, символизирующая плоды труда и богатство урожая.
Моделями для картины послужили реальные люди — крепостные крестьяне, мать и сын (Анна и Захар Степановы).
Петр Заболотский “После жатвы” (В имении А.Р.Томилова "Успенское" под Старой Ладогой), 1822
Картина Петра Заболотского «После жатвы», написанная в 1822 году, изображает сцену празднования завершения жатвы - дожинки. На переднем плане мы видим крестьян в яркой традиционной одежде, которые собрались перед помещичьим домом. Среди них выделяется девушка, несущая сноп пшеницы на голове — символ окончания сбора урожая.
В эти дни в поселении царила атмосфера безудержного веселья. Для тех, кто трудился в полях, готовили угощения и исполняли песни в честь урожая. Из последних собранных колосьев жницы формировали сноп и украшали его лентами. Самая красивая и нарядная девушка приносила его в деревню.
Праздник сбора урожая отличался необыкновенной яркостью и сопровождался ритуалами, которые должны были гарантировать успешный урожай в будущем.
Заболотский мастерски передал контраст между нарядными крестьянами и хозяевами дома. Картина иллюстрирует уважительное отношение к крестьянскому труду, а также показывает важность традиций и обычаев в русской культуре того времени.
Алексей Романович Томилов был известным знаток и любитель искусства, а также коллекционером и одним из основателей Императорского общества поощрения художеств.
В его усадьбе часто проводили время живописцы, скульпторы и преподаватели из Императорской Академии художеств.
Заболотский также посещал имение Томилова и изобразил в своем произведении сцену крестьянского праздника, свидетелем которого он стал.
Петр Суходольский “Полдень в деревне”, 1864
Картина Петра Суходольского «Полдень в деревне», написанная в 1864 году, изображает сельскую сцену, наполненную атмосферой спокойствия и размеренного быта. На переднем плане можно увидеть крестьян, занятых своими повседневными делами. Их фигуры выражают неторопливость и усталость, что подчеркивает полдень — время, когда работа в поле немного приостанавливается для отдыха.
Свет солнца, стоящего в зените, ярко освещает картину, придавая теплоту и естественные тени. Этот солнечный свет подчёркивает пыльные дороги, траву и предметы быта, добавляя ощущение реальности и повседневности. Крестьянские дома и сельский инвентарь — все в картине говорит о простоте деревенской жизни.
На фоне виден типичный русский пейзаж — поля, рощи и небесный простор, уходящий в даль. Неяроке и мягкое освещение в тёплых тонах передает жару летнего дня, а персонажи на картине создают ощущение уединенности и гармонии с природой.
Суходольский использует детали и цвета, чтобы передать каждую мелочь деревенского быта: одежду крестьян, старую утварь, кустарники и поля. Картина вызывает чувство умиротворения и в то же время уважения к труду и жизни на природе. «Полдень в деревне» символизирует сельскую идиллию и демонстрирует повседневные радости и заботы крестьян, погружая зрителя в мир русской деревни середины XIX века.
Константин Маковский “Жница”, 1871
Картина Константина Маковского «Жница», написанная в 1871 году, изображает крестьянскую женщину в разгар работы в поле. Она написана на фоне золотистых хлебных колосьев, которые символизируют урожай и плодородие русской земли. Фигура жницы, одетой в традиционную крестьянскую одежду, занимает центральное место на картине. Ее поза выражает спокойную силу и усталость одновременно, как будто остановилась на мгновение, чтобы отдохнуть и оценить проделанную работу.
Лицо женщины отражает сосредоточенность и внутреннюю силу, ее руки крепко сжимают серп, инструмент, с которым она собирает урожай. Маковский детально прорабатывает её черты, передавая не только физическую усталость, но и гордость за свой труд. Солнце мягко освещает её фигуру, подчеркивая тёплые оттенки кожи и одежды. Яркие детали, такие как косынка, сарафан и пояс, добавляют живости и подчёркивают колорит русской деревни.
Константин Маковский “Крестьянский обед в поле”, 1871
Картина Константина Маковского «Крестьянский обед в поле», созданная в 1871 году, представляет сцену повседневной жизни крестьян, отдыхающих во время полевых работ. На ней изображены мужчины, женщины и дети, которые уселись обедать прямо в поле.
Одежда крестьян проста и типична для того времени: длинные рубахи, сарафаны и платки. Каждый персонаж изображён с особым вниманием к деталям, что позволяет увидеть индивидуальные черты, но в то же время они объединены общим настроением спокойствия и умиротворения. Женщина держит ребенка на коленях, рядом мужчина тянется лодкой к котелку, старший ребенок кормит младшего — эти детали подчёркивают семейный уклад и тесную связь между поколениями.
Позади крестьян виднеется обширное поле с высоким золотистым хлебом, что добавляет картине ощущения открытого пространства и напоминает о кропотливом труде, который ждёт их после короткого отдыха. Свет солнца мягко падает на участников сцены, создавая тёплую и уютную атмосферу. Маковский мастерски передает теплоту человеческих отношений и ценность простых моментов в жизни крестьян. Картина наполнена спокойствием и уважением к деревенской жизни, изображая гармонию между человеком и природой.
«Зеленя осенью». Зинаида Серебрякова, 1908
Картина Зинаиды Серебряковой «Зеленя осенью», созданная в 1908 году, изображает осенний деревенский пейзаж.
В центре внимания — широкое, открытое пространство, тянущееся до горизонта и создающее ощущение простора и свободы. Картина наполнена мягкими осенними оттенками: золотистые, охристые и зелёные тона придают ей тёплую и одновременно меланхоличную атмосферу.
Практически на горизонте мы видим крошечные мельницы - этот прием дополнительно подчёркивает просторы русской земли.
Серебрякова мастерски использует свет и тени, чтобы создать живописную глубину и ощущение реального присутствия. Лёгкие осенние лучи солнца освещают землю, подчёркивая текстуру полей и красоту окружающего пейзажа. Картина вызывает чувство спокойствия и умиротворения, демонстрируя красоту русской деревни в пору, когда лето постепенно уступает осени.
Во времена Серебрякоовой слово "зеленя" использовалось довольно часто особенно теми людьми, кто не понаслышке знал все особенности деревенского быта. Именно словом "зеленя" называли крестьяне молодые всходы пшеницы.
Наталия Гончарова “Крестьяне, собирающие яблоки”, 1911
Картина Наталии Гончаровой «Крестьяне, собирающие яблоки» (1911) изображает сцену крестьянского труда, наполненную яркими красками и символичными гипертрофированными формами.
Гончарова использует стилизованные фигуры, упрощённые линии и интенсивные цветовые акценты, что придаёт картине ощущение ритма и движения. Фигуры крестьян на картине — мощные и монументальные, напоминают фрески или иконы, что подчёркивает важность и значимость труда простых людей в жизни общества.
Гончарова вдохновляется народными традициями и фольклорной эстетикой, что проявляется в декоративности и плоскостности изображения. Эта картина напоминает сцену из жизни русской деревни, одновременно реалистичную и символическую, подчёркивая гармонию человека и природы.
Борис Кустодиев “Жатва", 1914
Картина Бориса Кустодиева «Жатва» (1914) — это яркое, живописное изображение сцены сельской жизни в России.
Полотно написано под впечатлением жизни в костромской глубинке, куда Кустодиевы семьёй ездили в построенный в 1905 году дом-мастерскую "Терем".
На переднем плане изображены женщины и дети, занятые сбором снопов. Женщины одеты в традиционные русские сарафаны, на головах у них платки. Они выполняют свою работу с усердием, от них веет довольством и спокойствием, что передает атмосферу единения с природой.
Намеренно заниженный горизонт на квадратном полотне позволяет Кустодиеву передать величие и могущество природы,
«Жатва» Кустодиева передает не только реалистичное изображение сельского быта, но и лирическое, почти сказочное настроение. Картина как будто прославляет крестьянский труд и природное богатство родной земли, создавая образ идеализированной русской деревни и счастливых, трудолюбивых людей.
Казимир Малевич “На жатву” (“Марфа и Ванька”), 1928-1929
Картина Казимира Малевича «На жатву» («Марфа и Ванька»), созданная в 1928–1929 годах, является ярким примером обращения художника к крестьянской тематике в стиле, сочетающем черты авангарда и реализма. В этот период Малевич отошёл от чистого супрематизма, стремясь отразить традиционную русскую деревенскую жизнь в модернизированной символической форме.
"Вся жизнь крестьян меня увлекала сильно", – написал в своей автобиографии Малевич.
На картине изображены двое крестьян — женщина и ребенок, одетые в простые, лаконичные одежды, напоминающие традиционные крестьянские костюмы. Их позы статичны и монументальны, что придает ещё большую фигурам символичность.
«На жатву» Малевича передает идеализированное восприятие крестьянского труда, одновременно уходя от прямого реализма и привнося элементы символизма.
Константин Горбатов “Урожай”, 1931
Картина Константина Горбатова «Урожай», написанная в 1931 году, представляет собой яркий и насыщенный образ деревенской жизни. Горбатов, известный своим уникальным стилем, сочетает элементы реализма и декоративной живописи, что позволяет ему создать яркие, почти сказочные сцены сельского быта.
Солнечный свет озаряет сцену, подчёркивая красоту и насыщенность цветов, создавая ощущение уюта и умиротворённости. И хоть фигуры крестьян практически незаметны в масштабах изображаемого, все понимают, что картина рассказывает именно о их нелегком труде.
Импрессионист Константин Горбатов по натуре всегда был странником, жил в разных городах и странах. Но везде, куда бы не привела его судьба, оставался истинно русским пейзажистом.
Аркадий Пластов «Жатва», 1945
Картина Аркадия Пластова «Жатва», написанная в 1945 году ещё до окончания Великой Отечественной войны, является ярким примером соцреализма и отражает трудовые будни сельских жителей.
На краю поля расположились на обед седой старик и трое детей. После еды им снова предстоит тяжёлая работа — надо сжать хлеб на краю поля, где не могут пройти жатки на лошадях. Работают они серпами и косой, которые на время обеда воткнули в копну, стоящую рядом с ними.
Пластов мастерски изобразил бедность и тяжёлую жизнь крестьян в военные годы, когда мужчины ушли на фронт, а вся повседневная работа и тяжёлый труд легли на плечи женщин, пожилых людей и детей.
Аркадий Пластов «Сбор картофеля», 1956
Ещё одна картина Аркадия Пластова «Сбор картофеля», написанная в 1956 году, представляет собой живую и динамичную сцену из жизни сельских жителей, занятых сбором урожая. На полотне изображено несколько женщин, трудящихся на картофельном поле.
В центре композиции находятся две женские фигуры: одна из них, наклонившись, выкапывает картошку, а другая собирает её. Мрачный колорит вспаханной земли оживляют яркие элементы одежды женщин.
«Сбор картофеля» не только иллюстрирует процесс сельскохозяйственного труда, но и отражает связь человека с природой, его настойчивость и трудолюбие. Эта картина является данью уважения к простым работникам и символизирует плодородие земли, от которой зависит жизнь людей.
Эта картина входит в цикл произведений, за которые в 1966 году Пластов получил Ленинскую премию.
Подытожим
Русская живопись крестьянского быта — это целая летопись труда, отражающая культуру и традиции нашего народа. Сквозь картины мы видим, как художники передавали теплоту и уважение к труду, подчёркивая его значение для страны.
Эти произведения искусства создают образ живописи как свидетельства истории, в которой отражаются трудовые традиции и ценности народа.
Если вам понравился материал, не забудьте поставить лайк! Это поможет другим найти статью и вдохновиться богатством русской культуры через искусство.