Найти тему
ПИНАКОТЕКА

АРХИТЕКТУРА: ЗИККУРАТ

Из лекций С.В.Стахорского

Башня-храм Месопотамии, святилище богов Шумера, Аккада, Вавилона и Ассирии, зиккурат имеет форму ступенчатой пирамиды с террасами, соединенными лестницами и пандусами, на верхней площадке которой установлен алтарь. Зиккураты строили из кирпича, главного строительного материала Месопотамии. Фасады были украшены глазурованными кирпичами с растительными орнаментами и зооморфными изображениями: о них можно судить по уцелевшему декору дворца Навуходоносора II и главных ворот Вавилона — ворот богини Иштар.

«Сирруш» (мифическое чудище), глазурованный кирпич. Ворота богини Иштар, 575 год до н.э. Музей Пергамон, Берлин
«Сирруш» (мифическое чудище), глазурованный кирпич. Ворота богини Иштар, 575 год до н.э. Музей Пергамон, Берлин

Народы Месопотамии видели в зиккуратах подобие гор, на вершинах которых людям являлись боги (ср. библейское предание о том, как Яхве предстал перед Моисеем на горе Синая и вручил ему десять заповедей). Гильгамеш, герой шумеро-аккадского эпоса, рассказывает, что

На башне горы совершил воскуренье:
Семь и семь поставил курильниц,
В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра.
Боги почуяли запах,
Боги почуяли добрый запах,
Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву.

Зиккурат, таким образом, храм-башня по архитектуре, а по сакральному значению храм-гора, место встречи богов и людей.

На горы похожи пирамиды Древнего Египта, по архитектурной форме самое близкое к зиккурату сооружение эпохи архаических цивилизаций, хотя назначения у них разные: в отличие от зиккурата, пирамида — некрополь. Те и другие появились примерно в одно время. Первый зиккурат, о котором известно, возвели в шумерском городе Уруке около 2750 года до н.э. Первая пирамида датируется 2650-ми годами (предназначалась для фараона Джосера). Примечательно, что пирамида Джосера — ступенчатая: пирамиды с плоскими гранями начали строить сто лет спустя в Гизе. Зиккураты и пирамиды — высотные сооружения. На территории современного Ирака сохранился построенный в ХХI веке до н.э. семиступенчатый зиккурат города Ур: его высота составляет 20 метров. В том же ХХI веке эпоха пирамид закончилась, и больше их не строили, тогда как зиккураты продолжали сооружать до середины первого тысячелетия до н.э. Ассирийский царь Ашурбанипал, правивший в VII веке до н.э., похвалялся: «Я воздвиг башни, подобные горам».

Правильная геометрия зиккуратов, их четкие грани и резкие горизонтальные членения предвосхищают египетскую архитектуру периода Нового царства, в частности, вырубленный в скалах храм Хатшепсут (начало ХV века до н.э.).

Самый большой зиккурат Месопотамии был построен в Вавилоне. С Вавилонской башней связано библейское предание, повествующее о том, как люди, жившие после потопа в одном месте и говорившие на одном языке, решили построить башню до небес, чтобы она служила им маяком и не позволила заблудиться в окружающем мире. «Вавилонское столпотворение» не входило в планы бога: он намеревался заселить всю землю, и поэтому смешал языки; люди, перестав понимать друг друга, не могли дальше «строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их» (Быт. 11: 8–9). Название Вавилон, происходящее от западносемитского (аккадского) «врата бога», в ветхозаветной этимологии объясняется на основе более позднего восточносемитского корня как смешение.

Историческая Вавилонская башня, в отличие от библейской, была построена и простояла полторы тысячи лет. Ее сооружение приходится на правление знаменитого царя-законодателя Хаммурапи (первая половина ХVIII веке до н.э.). Башня служила святилищем Мардука, верховного бога в вавилонском пантеоне. Она поражала своими гигантскими размерами и считалась одним из семи чудес света. Периметр ее основания составлял примерно 370 метров, высота — около ста метров.

Великий греческий ученый, «отец истории» Геродот, живший в V веке до н.э., видел Вавилонскую башню собственными глазами и так ее описал: «На первой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит широкое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет».

«Лев», глазурованный кирпич. Дворец Навуходоносора II, 580 год до н.э. Музей Пергамон, Берлин
«Лев», глазурованный кирпич. Дворец Навуходоносора II, 580 год до н.э. Музей Пергамон, Берлин

В течение полутора тысяч лет башня рушилась от ветхости и разрушалась завоевателями, но вавилоняне снова и снова ее восстанавливали. К концу IV века до н.э. она пришла в аварийное состояние. Поэтому, когда в 330 году Александр Македонский занял Вавилон, то приказал башню демонтировать, чтобы на ее месте построить новую. Башню разобрали, но Александр умер, и ничего не построили. Так Вавилонская башня исчезла с поверхности Земли, оставив после себя миф, привлекающий архитекторов, живописцев и писателей. Художники разных эпох — от Брейгеля до Эшера — пытались изобразить башню на основе рассказа Геродота и других источников.

Питер Брейгель. «Вавилонская башня», 1563 год. Художественно-исторический музей, Вена
Питер Брейгель. «Вавилонская башня», 1563 год. Художественно-исторический музей, Вена
Питер Брейгель. «Вавилонская башня», 1563 год. Музей Бойманса — Бёнингена, Роттердам
Питер Брейгель. «Вавилонская башня», 1563 год. Музей Бойманса — Бёнингена, Роттердам
Мартен Валькенборх. «Строительство Вавилонской башни», 1595 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Мартен Валькенборх. «Строительство Вавилонской башни», 1595 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Неизвестный фламандский художник. «Вавилонская башня», 1600 год. Музей изобразительного искусства, Будапешт
Неизвестный фламандский художник. «Вавилонская башня», 1600 год. Музей изобразительного искусства, Будапешт
Йоос де Момпер. «Вавилонская башня», 1620 год. Галерея старых мастеров Брюссель
Йоос де Момпер. «Вавилонская башня», 1620 год. Галерея старых мастеров Брюссель
Гюстав Доре. «Смешение языков», гравюра, 1866 год
Гюстав Доре. «Смешение языков», гравюра, 1866 год
Мауриц Корнелис Эшер. «Вавилонская башня», гравюра, 1928 год
Мауриц Корнелис Эшер. «Вавилонская башня», гравюра, 1928 год

В дальнейшей истории архитектуры прямых аналогов зиккуратам Месопотамии не было. Некоторое сходство с ними имеют ступенчатые пирамиды Чичен-Ица.

Едва ли не единственное сооружение, довольно точно воспроизводящее форму зиккурата, — Мавзолей на Красной площади (архитектор Алексей Щусев, 1930 год). В виде падающего, или наклонного, зиккурата спроектировал Владимир Татлин Башню Третьего Интернационала (1920 год, проект не был реализован и сохранился в чертежах и макетах). Опрокинутый зиккурат напоминает здание галереи Гугенхайма в Нью-Йорке (архитектор Фрэнк Райт, 1959 год).

© Стахорский С.В.

-11