Но завтра снова день и ночь
И жажда русского Мессии, --
Как тяжко рваться и не мочь
Помочь истерзанной России!
А.Балашёв
Продолжая, в новом обличье, путь развития российской государственности, Советская власть строила государство традиционного общества. Сила этого государства, его здоровье и само существование определялись жизненностью идеологии, её восприятием в массовом сознании. Ключевыми идеями советской идеологией были следующие: справедливость (уничтожение эксплуатации человека человеком), всеединство («Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»), нестяжательство («каждому -- по труду»), возврат к истокам, к братству в общине (коммунизм), построение светлого Царства счастья и воли (прогресс, неисчерпаемые силы науки).
Советская идеология была направлена к идеалу, к «светлому будущему», к завершению цикла истории. Мессианская вера обращалась к пролетариату, который воплотит мечту, а государство было формой сплочения людей на этом пути. В этой идеологии человек представал как изначально, по природе своей, доброе, тяготеющее к братству существо, лишь испорченное несправедливыми общественными условиями.
Напротив, буржуазно-либеральная идеология не имеет образа «светлого будущего» -- движение всё, цель ничто. Она утверждает, что общество идёт от изначального зла, что человек по природе своей -- эгоист, захватчик и эксплуататор. Лишь государство и право вводят в рамки закона естественную для человека войну против ближнего.
Это различие важно потому, что многое объясняет в поведении государства. Когда государство легитимирует себя через обязательство строить «светлое будущее», все тяготы и неурядицы реальной жизни выглядят результатом дефектов и ошибок в работе государства («система виновата»). Тем более нестерпимыми представляются дефекты самого государства (злоупотребления, коррупция и т.п.) -- они в общественном сознании вырастают до уровня измены. Образу либерального государства наличие в обществе несправедливости, бедности, преступности и т.д. нисколько не вредит, ибо это следствие естественного порядка вещей. Из его идеологии следует лишь, что без этого государство было бы ещё хуже. Даже дефекты самого государства не подрывают его образ, так как чиновники тоже люди и по природе своей порочны.
Рассмотрим главные элементы (символы, образы, метафоры) советской государственной идеологии на первом этапе.
Главной обобщённой, не разлагаемой на компоненты ценностью был образ Революции. Он обладал святостью и потому не требовал рационального обоснования. Революция была представлена в идеологии как избавление, как возвращение на путь, ведущий к утраченному раю. Всё, что можно было ассоциировать с контрреволюцией, подвергалось осуждению или даже уничтожению без необходимости доказывать его вредоносный характер.
С понятием революции связывались важнейшие идеалы русского крестьянства (прежде всего земля и воля). Включив в себя в качестве основной ценности революцию, государственная идеология создала определенные трудности для самого же государства, так как эта ценность в массовом сознании в большой степени воспринималась как анархическая, антигосударственная. Поэтому уже на первом этапе (в 1918 г.) в идеологии всё с большей настойчивостью звучит тема дисциплины, организованности, разумности.
Осознанно, или нет, но под «мантией» марксизма большевики скрывали национализм, проект возрождения особой, незападной цивилизации -- России.
Что же касается представлений большевиков о самой стране, то с самого начала они видели её как естественную, исторически сложившуюся целостность и в своей государственной идеологии оперировали общероссийскими масштабами (в этом смысле идеология была «имперской»). В 1920 г. нарком по делам национальностей И.В.Сталин сделал категорическое заявление, что отделение окраин России совершенно неприемлемо. Военные действия на территории Украины, Кавказа, Средней Азии всегда рассматривались как явление гражданской войны, а не межнациональных войн. Это нисколько не противоречило идее «национальной справедливости», так как считалось, что собирание всех частей России в «республику Советов» решает и эту задачу.
Ключевым символом советской идеологии первого периода был коммунизм. Никакого конкретного воплощения в осязаемые, земные формы жизнеустройства это понятие тогда не имело. Коммунизм представлялся как жизнь в условиях всеобшего благоденствия, изобилия, в братском единстве и без государственной власти. Это была утопия возврата к общине, что и было верным пониманием слова «коммуна».
Наконец, с самого момента образования Советского государства в его идеологии важное место заняла необычная конструкция, соединяющая мессианское крестьянское мышление с марксизмом, -- идея прогресса и освобождения через овладение силами науки. Присущее советской идеологии возвышение образа науки и техники имеет иной, чем на Западе, оттенок -- в нём есть отпечаток русского космизма. Идея прогресса сразу же стала укрепляться политическими решениями Советского государства, необычными в той трудной обстановке, которая сложилась в 1918-1920 гг. (план электрификации, множество научно-технических программ, экспедиции, работающие даже в районах боевых действий и т.п.).
Та идеология, что реально была создана сразу после установления Советской власти и быстро дополнялась новыми образами и символами, выполнила свою задачу легитимации нового государства и быстрого сплочения той критической массы общества, которая была необходима для победы в Гражданской войне.
К несчастью, большевики переоценивали силу своих идеологических противников и часто прибегали к жестоким репрессиям. Эта борьба, приведшая к тяжёлым жертвам, стала особым продолжением Гражданской войны.
Сегодня встало, как камень из песка, противопоставление «диктатура пролетариата -- демократия». Мол, советский строй, хотя бы при сталинизме, стоял на диктатуре пролетариата, и это было ужасно, а теперь у нас демократия, и мы почти счастливы. Вот остатки пролетариата уморим, тогда и пережитков диктатуры не останется!
Иногда, правда, уточняют, что то была диктатура не пролетариата, а большевиков. Но это мелочи. Ведь кто такие большевики, если, как говорят, были поголовно уничтожены все дворяне, буржуи, священники и «справные крестьяне»? Те же пролетарии города и деревни. Тут, правда, возникает неувязка с родословной наших нынешних демократов. Вдруг оказывается, что все они -- чуть ли не «из князей, да графьёв». Что это для них были «лакеи, юнкера, и вальсы Шуберта, и хруст французской булки» -- да проклятая диктатура пролетариата отняла. Но нас интересуют здесь не личные судьбы, а большие общественные явления.
Начнём с того, что мы сегодня видим вокруг. Да, у нас демократия, которой мы так долго ждали. Её главные признаки налицо: многопартийность, гражданские права и свободные выборы. Организуй любую партию! Свобода слова? Выпускай любую газету, хоть сплошь из матерных слов. Можешь купить телестудию и перед камерой голым ходить или президента ругать. Свобода передвижения и неприкосновенность жилища полные. Чуть какому олигарху повестка к следователю, он – на Канары, или в Лондон. А наши бездомные даже сочетают сразу оба этих гражданских права!
Денег у людей не хватает, например молока ребёнку купить? Так ведь нас предупреждали в годы перестройки, что за демократию надо платить. Вот мы и платим и ещё не расплатились. Некоторые плачут: «Хотим жить... Дайте хоть немного!» Это желание -- отрыжка диктатуры пролетариата. Жить -- это уже отход от чистой демократии, это уже социал-демократия, получение социальных прав, а не гражданских. Об этом не договаривались. Никто, сдавая советский строй, не спросил: «А мы сохраняем право на хлеб, молоко и бесплатное образование?» Нет, просили только многопартийность и свободу выезда.
Чем же обернулась демократия и могло ли выйти иначе? К этому вопросу лучше подойти с примитивным делением на бедных и богатых. Именно на этом делении и возникла демократия. Богатые объединились в гражданское общество -- «республику собственников» -- и учредили демократию как наилучший способ защитить себя от бедных (то есть неимущих). Как написано в западных учебниках, демократия есть холодная гражданская война богатых против бедных, ведущаяся государством.
Как же ведут богатые свою войну? Соблазняют людей политическим равенством, которое путём промывания мозгов на время утверждают как наивысшую ценность -- гораздо более ценную, нежели равенство социальное. Как даётся политическое равенство? Равным разделением власти между гражданами. По принципу «один человек -- один голос». Никаких королей или КПСС, обладающих особо весомым голосом, нет. Все равны: и Ротшильд, и бомж. Каждый свою частицу власти может осуществить через выборы. Всё логично, против никто не возражает. И как только этот порядок принимается и закрепляется Конституцией -- всё!