Найти в Дзене

Выход из тупика #4. Февральский переворот 1917 года – был ли выбор?

И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Александр Блок Когда сегодняшние неучи (хорошо, если только по незнанию) связывают русскую революцию исключительно с большевиками, они идут на самый заурядный подлог: революцию на «последней прямой», уже в XX веке, готовили прежде всего партии эсеров, анархистов и кадетов. Катастрофическим же сломом всего старого жизнеустройства стал Февральский переворот 1917 года, в кото­ром большевики вообще не принимали участия! Это исторический ФАКТ.

И чёрная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…

Александр Блок

Когда сегодняшние неучи (хорошо, если только по незнанию) связывают русскую революцию исключительно с большевиками, они идут на самый заурядный подлог: революцию на «последней прямой», уже в XX веке, готовили прежде всего партии эсеров, анархистов и кадетов. Катастрофическим же сломом всего старого жизнеустройства стал Февральский переворот 1917 года, в кото­ром большевики вообще не принимали участия! Это исторический ФАКТ. Непосредственно Царя свергали генералы и стоящие за ними заговорщики-западники, при прямом участии британских спецслужб. Февральский переворот -- революция западников, и главным её смыслом была расчистка поля для мирового финансово-торгового капи­тала и расчленение Российской Империи.

Мировая война вынудила мобилизовать огромную армию, которая, как выразился Ленин, «вобрала в себя весь цвет народных сил». В начале 1917 г. в армии и на флоте состояли 11 млн. человек. Классовый состав был примерно таков: 60-66 % -- крестьяне, 16-20 % -- пролетарии (из них 3,5-6 % фабрично-заводских рабочих), около 15 % -- из средних городских слоёв. Армия ста­ла небывалым для России форумом социального общения, тем более -- не поддающегося политической цензуре. В тесное об­щение армия ввела и представителей многих национальностей (костяк армии составляли 5,8 млн. русских и 2,4 млн. малороссов).

Долгая и тяжёлая война соединила всю эту огромную массу людей в сплочённую организацию, причём организацию ком­мунистического типа. А.А.Богданов, изучая впоследствии само явление военного коммунизма, большое внимание уделил влия­нию этого уравнительного уклада воинской общины, какой яв­ляется армия, на ход русской революции. Это влияние наложилось к тому же на общинный крестьянский коммунизм основной массы военнослужащих. Именно солдаты после Февральской революции стали главной социальной силой, породившей Советы.

С Февраля по Октябрь Россия пережила единственный в своём роде опыт. Похоже, его не переживал ни один народ в ис­тории. В стране одновременно и без взаимного насилия воз­никли два типа государственности -- буржуазное Временное правительство и Советы. Они означали два разных пути, раз­ных жизнеустройства. И люди в течение довольно долгого вре­мени могли сравнивать оба типа. Через семь месяцев верх взяли те, кто пошёл дорогой Октября и советского строя. По сути, никакой революции в Октябре не было, был просто закреплён акт: Временное правительство иссякло и истощилось, его власть прямо перетекла к Советам.

Наши патриоты-антисоветчики говорят, что это был фатально ошибочный выбор. Тем самым они утверждают, что либерально-буржуазный путь в большей мере соответствовал сути России, её культуры и типа духовности. Иначе их понять никак не возможно. Третьего пути реально не бы­ло, даже крестьянский анархизм оформился лишь через столк­новение белых и красных.

Для принятия или отрицания выбора 1917 года надо понять, кем и поче­му тот выбор был сделан. Увы, но следует признать: фев­ральский переворот завершил долгий процесс разрушения легитимности Российской империи. Легитимность -- это уверенность подданных в том, что госу­дарь имеет право на власть, что установленный в государстве порядок непреложен как выражение высших ценностей, что он обеспечивает благо и спасение страны и людей. При наличии этой уверенности власть одновременно является авторитетом, и государство прочно стоит на силе и согласии. Утрата любой из этих опор -- начало краха государства.

Обретение легитимности, или её утрата -- процессы, проис­ходящие в сознании. На них влияют и экономи­ка, и социальные, и национальные отношения, и успехи или не­удачи во внешней политике, но влияют не прямо, а преломля­ясь в умах и чувствах людей -- по-разному в разных классах и группах, в разных субкультурах общества.

Для понимания всего хода крушения государственности Рос­сийской империи и становления новых институтов власти мы должны представлять оба реальных мира: объективной дей­ствительности и той, которая складывалась в общественном со­знании. Ленин, безусловно, был материалистом, но он не был материалистом наивным. Он писал: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Кризис в России начала XX века был вызван очередной вол­ной модернизации. В конце XIX века Россия переживала раз­витие промышленности по образцам западного капитализма. Но это развитие происходило в иных культурных и социальных условиях, нежели на Западе, так что накопившиеся противоре­чия подвели к революции с иными «действующими лицами». Эти «лица» имели ясно выраженную антибуржуазную и антилиберальную направ­ленность.

Те культурные силы, которые стремились поддержать легитимность традиционных форм Российского государства (славя­нофилы в конце XIX века, «черносотенцы» после революции 1905 г.), были дискредитированы и оттеснены на обочину. Убеждение в праведности государства стало подрываться «либералами» с нарастаю­щей интенсивностью. Возник фатальный резонанс между дела­ми подрывающих государственность сил и действиями самого государства. Разумные, примирительные и даже прогрессивные дела царского правительства стали судиться по двойным стандартам.

Был создан ряд «светлых мифов» о Западе и ряд «чёрных мифов» о России. В общественном мнении стала господствовать яростная русофобия -- представление Российской импе­рии как деспотической тирании, душительницы всякой мысли и свободы. Революционеры разных направ­лений стали широко использовать террор, и красноречивым симптомом болезни государства был тот факт, что реакция общества на это страшное явление была чуть ли не благожелатель­ной. Например, по делу Веры Засулич, совершившей покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, суд присяжных вынес вердикт: «Не виновна»!

Первая мировая война углубила кризис. Как позднее с предельной откровенностью признавал В.И.Ленин: «Весь ход событий февральско-мартовской революции показывает ясно, что английское и французское посольства с их агентами и „связями”, давно делавшие самые отчаянные усилия, чтобы помешать сепаратным соглашениям и сепаратному миру Николая Второго с Вильгельмом II, непосредственно организовывали заговор вместе с октябристами и кадетами, вместе с частью генералитета и офицерского состава армии и петербургского гарнизона особенно для смещения Николая Романова». Добавить тут нечего. Февральская революция победила так быстро и относительно бескровно потому, что временно возник парадоксальный союз сил, имевших совершенно разные цели -- прозападной буржуазии и Антанты, желавших продолжения войны, с массовым народным движением, желав­шим мира.

Парни в таких разных шляпах...

Народ российский. Начало XX века

Интеллигенция, дворянство, духовенство

Роль политического масонства. Миф, или реальность?

Как бездарные правители упускают власть из рук? Уроки истории, которые никто не хочет помнить...