Найти в Дзене

Как я пытаюсь дожимать грамматику

Оглавление

Грамматика, наверное, самое слабое место у наших учеников. Как бы мы её не учили, только единицы усваивают видо-временные формы глаголов.

ОГЭ как следует прорабатывает грамматику

На мой взгляд хорошо прорабатывает грамматику грамматическое задание из ОГЭ (в ВПР такой же формат), но опять же у тех учащихся, которые способны её более менее легко понять, запомнить и использовать. Думаю, что у многих учителей есть такой положительный опыт.

Я называю этот этап при подготовке к ОГЭ - "почистить грамматику". Когда есть основное понимание, но недостаточно практики для быстрого и правильного выполнения подобных заданий.

Суть задания - использование различных видо-временных форм глагола и других грамматических явлений в зависимости от контекста на базе одного текста. Ученик рассуждает когда произошло или происходит действие относительно других действий, обращает внимание на разнообразные индикаторы. Тексты однотипные, индикаторы повторяются из раза в раз, контекст тоже похожий. Поэтому через множество повторений, материал постепенно запоминается, отрабатывается, и в дальнейшем узнаётся практически автоматически. В результате дети безошибочно определяют и употребляют нужное время.

-2

ОГЭ не для всех

Но что делать с теми, кто упорно "не понимает времена"?

Задание осложняется ещё и тем, что при этом нужно хорошо и быстро понимать сами тексты, а этого многие учащиеся делать не могут. Получается замкнутый круг, обилие лексики в тексте мешает сконцентрироваться на грамматике, а грамматика без контекста не усваивается.

Поэтому в обычном классе подобное задание (а нужно за раз пройти несколько текстов, чтобы была повторяемость) займёт большую часть урока и при этом может оказаться мало эффективным, его опять вытащат на себе сильные дети. Это происходит потому, что, многие дети не тянут и грамматику и незнакомую лексику одновременно.

Я придумала вариант попроще и практикую его сейчас на своих 10х классах. Они пришли ко мне в этом году, и грамматика у них - одно из самых слабых мест.

Суть этого подхода

- это повторяемость и минимальный контекст, так же как во время подготовки к ОГЭ, только всё очень сильно минимизировано.

Контекст я создаю вопросами во время речевой разминки.

What are you doing after school today?

В первый раз объясняю/напоминаю, что означает вопрос, и какое время в этом случае употребляется.

Спрашиваю несколько человек, фокусируясь больше на грамматике, лексика очень простая. Половина отвечают: I am sleeping.

Далее задаю немного другой вопрос: What do you usually do after school?

То же самое, только в другом времени, так ребятам легче понимать. Опять объясняю и спрашиваю несколько человек.

Потом начинаю чередовать эти два вопроса, при ответе ребята должны правильно использовать время, лексика примитивная.

Кстати, те кто посильнее и знают грамматику, а таких немного, должны фокусироваться на лексике и отвечать более детально и развёрнуто.

От урока эта работа занимает примерно пять-шесть минут.

На следующем уроке я продолжаю эту работу, чтобы обеспечить повторяемость.

Спрашиваю те же самые вопросы вперемежку, потом добавляю ещё один: What did you do after school yesterday? Объясняю время и формы. И снова спрашиваю эти уже три вопроса по нескольку раз. Можно сказать, дрессирую, чтобы услышали в каком времени вопрос и правильно ответили. Сильно не затягиваю.

Для многих учащихся упражнения на определение времени будут полезны.  Всё же у нас когнитивный подход, и учащиеся должны выстроить а голове систему английских времён.
Для многих учащихся упражнения на определение времени будут полезны. Всё же у нас когнитивный подход, и учащиеся должны выстроить а голове систему английских времён.

На следующих уроках продолжаю тренировку, примерно каждый второй урок возвращаюсь к этому материалу, отрабатываю эти три времени, немного меняя вопросы:

Where did you go yesterday? Where are you going today? Where do you usually go after school? What do you usually do at the weekends? What are you doing this weekend? What did you do yesterday apart from schoolwork? и т.д.

Ребята начали осознавать, в каком времени я задаю вопрос, пытаются правильно отвечать. Это уже хорошо!

После нескольких уроков выдала листочки, попросила ответить на мои вопросы письменно. Вижу, что есть сдвиги в лучшую сторону, но всё равно ещё много ошибок. Будем продолжать и постепенно увеличивать разнообразие вопросов.

Такие упражнения шлифуют правильную форму, тоже очень полезны. Но их нужно давать после того, как учащиеся поняли, прожили и усвоили ситуацию употребления видо-временной формы, когда для них она имеет смысл, а не пустой звук.
Такие упражнения шлифуют правильную форму, тоже очень полезны. Но их нужно давать после того, как учащиеся поняли, прожили и усвоили ситуацию употребления видо-временной формы, когда для них она имеет смысл, а не пустой звук.

Ситуации взаимодействия в классе

Present Perfect/Present Perfect Continuous я тренирую каждый раз, когда кто-то опаздывает. Why are you late? Where have you been? Опоздавший должен ответить примерно следующее: I have overslept/ I have been eating at the school canteen/ I have been looking for the classroom/ I have mixed the timetable/ I have been late for the bus. При этом мы всем классом разбираем ситуацию, стараемся её прочувствовать.

Вообще ситуации взаимодействия в классе хорошо иллюстрируют грамматику: What are you doing now? Are you writing? Why are you not practising? Have you finished the exercise? How many sentences have you written? Have you done your homework?, Etc.

Если связать определённые ситуации и контексты с определёнными видо-временными конструкциями, то учащимся будет легче усвоить особенности их употребления. А повторяемость ситуаций классного обихода практически на каждом уроке позволяет им запомнить и усвоить эти связи.

Коллеги, я написала о своём опыте, это не значит, что он единственно верный. Приходится экспериментировать, чтобы добиться положительного результата, и я делюсь с вами своими находками и размышлениями.

Коллеги, а какие ситуации в классе вы используете для изучения грамматики?